Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа
Термин «сельское развитие» применительно к наиболее развитым странам получил распространение сравнительно недавно. Изначально он использовался достаточно широко в экономической и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства был доминирующим как в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные ресурсы).
Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского развития 6
1.2 Модели развития сельских территорий 13
2 Политика развития сельских территорий в Европе 20
2.1 Основные направления региональной политики Европейских Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20
2.2 Механизмы развития сельских территорий на примере Германии и Франции 24
Заключение 29
Библиографический список 31
Большинство из теорий стратегического территориального планирования, существующих в настоящее время, основаны на анализе проблем и потенциалов развития территории, на базе которых строятся цели, задачи и формируется пакет мер5.
Можно выделить три концепции сельского развития.
a Концепция, которая идентифицирует сельское развитие с общей модернизацией сельского хозяйства и агропродовольственного комплекса. Эта концепция ставит во главу угла развитие сектора.
b Концепция, которая связывает сельское развитие исключительно с сокращением различий между наиболее отсталыми сельскими районами и остальными отраслями экономики (концепция сближения).
c Концепция, которая идентифицирует сельское развитие с развитием сельских районов в целом, путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, физических, природных, ландшафтных и пр.), и интеграции между всеми компонентами и отраслями на местном уровне. Эта концепция использует возможности территории в наиболее широком ее понимании.
Этим трем концепциям соответствуют три различные модели, которые используются для объяснения политики развития сельских территорий. В частности, чтобы понять эти модели, следует проанализировать следующие вопросы:
1 цели моделей для сельского
хозяйства и
2 функции, которые придаются другим отраслям экономики;
3 роль, которая отводится отдельной территории;
4 роль, которую играют общественные силы;
5 роль, которую играют институты.
1 Отраслевая модель
В этой модели в центр внимания ставится сельское хозяйство. Цели государственной политики поддержки сельского хозяйства или, в более общем виде развития агропродовольственного сектора, заключаются в том, чтобы усилить конкурентоспособность производственных структур, особенно путем увеличения размеров производства. Движущей силой этой модели является «профессиональное» сельскохозяйственное предприятие и соответственно сельскохозяйственный производитель, ведущий производство на условиях полной занятости.
Этот подход, основанный на модернистской парадигме, господствовавшей в первой половине 1980-х годов, рассматривает сельскохозяйственное и сельское развитие через процесс модернизации сельского хозяйства и агропромышленного сектора.
Сельские территории рассматривались как совокупность ресурсов для сельского хозяйства и как резервуар для развития производственных процессов в сельском хозяйстве. Превалирует функция производства товарной сельскохозяйственной продукции. И в определении понятия «сельское развитие» существует сильная связь с понятием «пространство для сельскохозяйственного производства». Сельское хозяйство и агропродовольственная система понимаются в глобальном контексте, в свете интеграции макроэкономических процессов агробизнеса и интеграции сельского хозяйства в рыночную экономику.
Отраслевая модель развития в разных своих формах была присуща большей части всех направлений сельскохозяйственной политики, как структурной политики (поначалу), так и в дальнейшем тех ее направлений, которые известны под названием «политики сельского развития». В различных документах ЕС, этот особый акцент на развитии именно аграрного сектора был оправдан разнообразными аргументами, среди которых наиболее значимыми являются следующие.
Сельское хозяйство должно быть в центре внимания, поскольку в пространственных терминах на него приходится 80% территории ЕС.
Сельское хозяйство не является отраслью, выполняющей чисто производственную функцию, но выполняет также различные функции, связанные с защитой окружающей среды, территории, использованием ландшафтных и незагрязненных природных ресурсов и пр.
Сельское хозяйство — это одна из отраслей, которая в свете изменения международных сценариев (реформа ЕСХП, вступление в ЕС стран Восточной Европы, новые торговые соглашения в рамках ВТО) испытывает на себе сильный шок и поэтому нуждается в большей мере в структурной адаптации.
В отраслевой модели применяются направления политики, которые можно отнести к «классическим»; они были введены директивами, принятыми в рамках структурной перестройки в 1972 году, а впоследствии получившими свое дальнейшее развитие и адаптацию6.
Политические силы, которые
в большей мере поддерживают эту
модель развития, представлены отраслевыми
союзами и ассоциациями сельскохозяйственных
производителей как на европейском,
так и национальном и региональном
уровнях. Они в большей мере подпитывали
идею центрального места, которое должны
занять сельское хозяйство и
2 Перераспределительная модель
В этой модели сельское развитие
характеризуется двумя
a) Сельские районы рассматриваются как районы слаборазвитые, структурно отстающие от развития городских районов в силу неблагоприятных природных и социально-экономических факторов, и поэтому эти районы требуют особого внимания со стороны государственной политики.
Основная цель модели состоит
в том, чтобы задействовать эффект
перераспределения, как с помощью
инструментов прямых компенсаций воздействия
неблагоприятных факторов, так и
с помощью структурной
b) Потребность развития, применяемая в этой модели, требует диверсификации доходов сельскохозяйственных предприятий, поскольку сельское хозяйство является основной отраслью производства в этих районах. В то же время модель признает, что сельское хозяйство не может быть единственным рычагом, с помощью которого можно преодолеть разрыв между этими районами и остальной экономикой. Кроме того, когда подчеркивается необходимость диверсификации производства в этих районах, ссылка, как правило, делается, главным образом, на традиционные отрасли (агротуризм, сельский туризм, переработка сельскохозяйственной продукции в самих хозяйствах и пр.)7.
Эта концепция сельского развития относится в основном к развитию внутренних холмистых и горных районов и на их потребности изменения социально-экономического равновесия по сравнению с наиболее обеспеченными ресурсами и богатыми равнинными районами, где сосредоточены не только городские центры, но также различные отрасли производства, инфраструктура и развитая сфера услуг. В этом подходе противопоставление делается не просто между сельскими и городскими территориями (где сельский это синоним сельскохозяйственного), как в предыдущем модели сельского развития, но между бедными, отсталыми, маргинальными районами и пр. и остальной территорией страны.
Этот подход к сельскому
развитию утверждается, главным образом,
в 1970-е и 1980-е годы. Он получает признание
в концепции «Будущее развитие сельского
мира» (Европейская Комиссия, 1988). Он
также нашел отражение в
Концепция сельских районов как районов слабых, требующих постоянных дотаций в силу их природной и социально-экономической «инвалидности», содержится в определении горных и неблагоприятных районов, которое было введено классической структурной политикой в соответствии с директивой социально-структурного развития (ЕС) № 268 в 1975 году, и оно выделяет три различных типа районов:
• горные районы;
• неблагоприятные районы, находящиеся под угрозой обезлюдения;
• районы, характеризующиеся специфической неблагоприятной обстановкой.
Показательным для этой модели является роль, которая отводится выплатам, компенсирующим воздействие неблагоприятных природных и социально-экономических факторов, которые выделяются сельскохозяйственным производителям, проживающим в этих районах и имеющим земельные участки площадью не менее 3 га, и которые обязуются продолжать заниматься производством на этой земле не менее пяти лет.
В данной концепции политика сельского развития не выполняет функцию только восстановления территориального равновесия, она выступает за интеграцию различных ресурсов и инструментов, в том числе внешних, для вооружения «классических» направлений политики поддержки сельскохозяйственных структур.
3 Территориальная модель
Эта модель развития рассматривает территорию во всей совокупности.
Начавшиеся
со второй половины 1980-х годов процессы
социальной и территориальной
Территориальная модель развития может быть разделена на два различных варианта, которые двум различным направлениям экономической мысли:
Первый
вариант, тот, что ставит аграрный и
агропродовольственный сектор в
центр процессов сельского
• аграрный и агропродовольственный сектор способны генерировать процессы обновления сельских территорий;
• сельское хозяйство может
конкурировать с другими
• меняется классическая фигура
современного предпринимателя, что
особенно видно во всей Европе, где
появилось много
Второй вариант, основанный на том, что в центр развития ставится процесс диверсификации местной экономики, отвергает идею о том, что сельское хозяйство само по себе может стать источником диверсификации, и поддерживает идею о том, что привлекательность сельских территорий, то есть способность привлекать ресурсы и остановить исход сельского населения из сельских районов, зависит в значительной степени от способности сельских территорий создавать альтернативные источники дохода, то есть несельскохозяйственные и не возникающие в фермерском хозяйстве или в семье фермера.
Сокращение промышленного
производства в городских центрах,
высокая стоимость и низкое качество
жизни в городах оказали
В территориальной модели
роль институтов приобретает иные параметры:
получила признание роль местных институтов
(частных и государственных), как при разработке
направлений развития, так и при управлении
и реализации программ развития. Это меняет
функции региональной власти, поскольку
в процесс вовлекается административный
уровень более низкого порядка, а также
формы местного агрегирования неадминистративного
типа. Территориальная модель признает,
что помимо огромной важности местных
институтов, для успеха политики развития
они должны быть связаны с эффективной
координацией между различными уровнями
управления самой политикой, начиная от
политики ЕС, которая активно присутствуют,
через финансовую поддержку и установление
системы правил и ориентиров, и далее переходя
к национальному, региональным и, наконец,
местным уровням.
Региональная политика тесно связана и согласуется с политикой регионального (пространственного) развития и единой сельскохозяйственной политикой.
При развитии сельских территорий ЕС особая роль отводится единой сельскохозяйственной политике, которая вплоть до 2006 года была направлена на:
Кроме того, в период с 2000 по 2006 год еще одним направлением единой сельскохозяйственной политики было выделено развитие сельских территорий и защита окружающей среды.
В период 2007-2013 гг. определены новые направления:
Кроме того, в рамках единой сельскохозяйственной политики программное планирование дополняется общественной инициативой Лидер (Leader), которая направлена на комплексное (интегрированное) развитие сельских территорий и сотрудничество местных инициативных групп.
В отличие от 2000-2006 гг. Лидер уже не является отдельной общественной инициативой, а интегрирована в основную программу развития сельских территорий (рис.3).
Рисунок 3 – Политика развития сельских территорий ЕС 2007-2013 гг.
Информация о работе Политика европейских стран для развития сельских районов