Политика европейских стран для развития сельских районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Термин «сельское развитие» применительно к наиболее развитым странам получил распространение сравнительно недавно. Изначально он использовался достаточно широко в экономической и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства был доминирующим как в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные ресурсы).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского развития 6
1.2 Модели развития сельских территорий 13
2 Политика развития сельских территорий в Европе 20
2.1 Основные направления региональной политики Европейских Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20
2.2 Механизмы развития сельских территорий на примере Германии и Франции 24
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 2.88 Мб (Скачать файл)

Финансирование единой сельскохозяйственной политики распределяется по каждому  направлению минимум 10% и максимум 55% (80% для регионов конвергенции). Самый  высокий процент для оси 1 (более 40%) отмечен в Бельгии, Латвии, Венгрии, Португалии, Испании, Кипре, Греции, и  Румынии. Для оси 2 около 70% средств  предусмотрено в Ирландии, Финляндии, Великобритании, Австрии и Швеции. Для ось 3 максимальный процент составляет 33,7% в Мальте и Нидерландах9 (рис. 4).

  Рисунок 4 – Распределение средств по направлениям политики развития сельских территорий в странах ЕС (2007-2013 гг.)

При этом, в 2000-2006гг. финансирование единой сельскохозяйственной политики осуществлялось из двух направлений  структурного фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства – EAGFL, а в период 2007-2013гг. из одного специально созданного фонда развития сельских территорий – ELER (рис. 5).

Рисунок 5 – Источники финансирования ЕСХП

Уровень финансирования единой сельскохозяйственной политики для 27 стран ЕС в период 2007-2013 гг. (табл. 1), который составляет 96,2 млрд. евро. Из них 14% получает Польша, по 9 % Германия и Италия,8 % Испания и Франция. В свою очередь, в таких странах, как Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Португалия и Польша более 50 % средств ЕС направлены на развитие наиболее бедных регионов и выравнивание их социально-экономического положения. В то время как во Франции, Великобритании, Австрии менее 8%.10

Таблица 1 –  Распределение средств ЕС на развитие сельских районов

Таким образом, особое место ОСП в деятельности Евросоюза, согласно его официальной позиции, обусловлено несколькими факторами. Во-первых, оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства: его сильной зависимостью от погодных условий и его социальной ролью. Повышение цен на продовольствие всегда ведет к росту инфляции и социальной напряженности, так как население не может резко сократить его потребление. Во-вторых, ЕС стремится поддерживать продовольственную безопасность, самостоятельно обеспечивать граждан основными продуктами питания. В-третьих, на аграрную политику возлагаются важные природоохранные и социальные функции. Поддержка сельского хозяйства рассматривается как фактор сохранения природных ресурсов, культурного и исторического наследия отдельных стран и регионов. ОСП содействует комплексному развитию сельских территорий, помогает удерживать население в отдаленных, труднодоступных районах и в районах с неблагоприятным климатом.

Ни одна другая отраслевая политика ЕС не вызывает таких широких  и острых дискуссий, как ЕСХП. Одни считают ее символом европейской солидарности, примером успешной интеграции. Другие говорят о ее консерватизме и непомерной дороговизне, о негативных последствиях аграрного протекционизма ЕС.

Кроме того, в большинстве  стран ЕС традиционно действует  сильное аграрное лобби. Нынешняя сильная  сельскохозяйственная политика ЕС –  продукт давнего стратегического  компромисса двух крупнейших стран-основательниц  ЕС. В конце 1950-х гг. Франция согласилась  на открытие и объединение рынков промышленных товаров – что было выгодно индустриально развитой Германии – в обмен на массированную  помощь Сообщества французскому сельскому  хозяйству. Этот компромисс и поныне является одной из важных составляющих баланса сил в ЕС.

2.2 Механизмы развития сельских территорий на примере Германии и Франции

Исследование опыта Германии по разработке и реализации программ развития сельских территорий показало важность децентрализации при принятии решений и партнерского подхода  при осуществлении управления сельскими  территориями на разных административно-территориальных  уровнях: местном, районном, региональном и федеральном.

Разработка программ регионального развития происходит отдельно в каждой Федеральной Земле  при учете направлений развития ЕС (Положение ELER-VO № 1698/2005 от 20.09.2005), общих правил («Рамочные инструкции» и Конституция), и так называемых «общих задач» Германии: улучшение структуры сельского хозяйства и защиту прибрежных зон (GAK11) и развитие региональной экономической структуры (GRW12), (рис.6). В свою очередь, финансирование программ развития сельских территорий осуществляется из разных уровней управления (табл. 2).

Рисунок 6. Рисунок 6 - Этапы разработки и реализации программ развития сельских территорий Германии

Таблица 2 – Распределение  финансирования на развитие сельских территорий в Федеральной Земле  Берлин - Бранденбург из разных уровней управления в период 2007-2013 гг., млн. евро.13

Направления

политики развития сельских территорий ЕС

Внешние источники

Собственные средства

 

Итого

ЕС

% ЕС

Германия

Федеральная Земля Берлин - Бранденбург

млн.евро

% от федеральных средств

Ось 1- сельское и лесное хозяйство в т.ч.:

365,25

75

122,54

382,47

76

870,26

- регион конвергенции Бранденбург

364,06

75

121,35

-

-

-

- Берлин

1,19

50

1,19

-

-

-

Ось 2 – окружающая среда

в т.ч.:

341,96

80

85,91

15,75

15

443,62

- регион конвергенции Бранденбург

341,23

80

85,31

-

-

-

- Берлин

0,73

55

0,60

-

-

-

Ось 3 - диверсификация

275,61

75

91,87

210,01

70

577,49

Лидер

53,13

80

13,28

85,01

86

85,60

Техническое содействие

26,55

75

8,85

0

0

35,41

Всего

1062,5

77

322,45

626,83

66

2011,79


Рассмотрим основные механизмы развития сельских территорий Франции, реализация которых основана на современных методах территориального и межотраслевого планирования.

Во Франции, как и в  других странах ЕС, развитием сельских территорий занимается ряд министерств (промышленности, сельского хозяйства, обороны, транспорта и т.д.), ведомств, территориальных администраций и учреждений (рис. 4). В свою очередь, в каждом из перечисленных министерств ряд подразделений исполняет обязанности по содействию сельскому развитию. Это обусловлено многогранностью и сложностью проблем развития сельских территорий, требующих координированной межотраслевой политики.

На реализацию такой политики направлена межведомственная комиссия по развитию и повышению конкурентоспособности  территорий – ДИАКТ (ранее ДАТАР), которая координирует свою деятельность с различными министерствами, администрациями  разных уровней управления, ассоциациями общественными и территориальными организациями (рис.8).

ДИАКТ Межведомственная комиссия по развитию и повышению конкурентоспособности территорий

 

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ

ТЕРРИТОРИЙ

Ассоциации:

-Французская  ассоциация музеев, сельского хозяйства  и культурного наследия

- Компаньоны  Tour de France

- Национальный  совет кулинарных искусств

- Федерация  Сельских Гостевых домов Франции

- S.O.S. деревни

- Французская  федерация мукомолов

- Федерация  общественных и экомузеев

- Старинные  французские дома

и многие другие

Администрации

разных уровней 

территориального  управления:

- местного (коммуна)

- департаментального

-регионального

- заморских  территорий

Общественные 

территориальные

учреждения:

- международные  профсоюзы

- объединения  коммун

- природные  региональные парки

- общественные  союзы 

 

Министерства

- экологии, энергии, устойчивого развития  и обустройства территории

- сельского  хозяйства и рыболовства

- культуры  и коммуникации

- экономики  финансов и промышленности

- образования

- оборудования, транспорта и жилого фонда

- здравоохранения,  молодежи, спорта и ассоциативной  жизни

- внутренних  дел и децентрализации

Рисунок 8 Участники процесса развития сельских территорий во

Франции

1.2. Министерство  экологии, энергии, устойчивого развития  и обустройства территории.

1.6. Министерство  культуры и коммуникации

1.1. ДИАКТ  - Межведомственная комиссия по  обустройству и повышению конкурентоспособности  территорий

1.3.Министерство  сельского хозяйства и рыболовства

1.4. Министерство  оборудования, транспорта и жилого  фонда

1.7.Управление  коммерческими и ремесленными  предприятиями и сферой услуг

1.5. Министерство  здравоохранения, молодежи, спорта  и ассоциативной жизни

1.8. Региональные  управления по туризму и др.

2.1. Региональные фонды:

Поддержка региональных проектов (предоставляются только в  качестве дополнения к департаментальному и/или коммунальному финансированию и могут составлять до 75% общего финансирования). Предоставляются в зависимости от приоритетов каждого региона: обеспечение водой, борьба с пожарами, обустройство туристических маршрутов…

2.2. Департаментальные фонды:

финансирование  землеустройства (изгороди, прибрежные и лесополосы, кюветы представляющие интерес с точки зрения пейзажа  и носящие природоохранные функции)

Департаментальный налог «Особо ранимые природные зоны» : облагаются строящиеся, реконструируемые и расширяемые здания (за исключением сельско- и лесохозяйственных и исторических). Используются для обустройства общественных территорий, прогулочных маршрутов…

2.3. Природные региональные парки: 

имеют бюджет по обустройству природных территорий

3.1. Структурные фонды, направленные  на реализацию региональной политики:

EFRE: Европейский фонд регионального развития (финансирует развитие сельского наследия и общественную инициативу Интеррег IV, которая поддерживает сотрудничество и кооперацию в области защиты окружающей среды, сохранения культурного наследия, природных ресурсов)

ESF: Социальный Европейский фонд (финансирует социальные и образовательные программы)

Фонд сплочения: (финансирует мероприятия по охране окружающей среды, созданию транспортной инфраструктуры и возобновляемых источников энергии).

 

3.2. Фонд, направленный на реализацию  единой сельскохозяйственной политики:

ELER: Европейский фонд развития сельских территорий, который финансирует разработку и реализацию стратегий развития сельских территорий и общественную инициативу Лидер.

 

 

4.1. ЮНЕСКО

Фонд мирового наследия, осуществляющий финансо-вую, материальную и техническую поддержку программам охраны и развития культурного наследия.

Осуществляет  обучение и переподготовку

 

4.2. Совет Европы :

Например, программа  «Культура 2000»:

Облегчает кооперацию между работниками культуры и  институтами культуры стран-членов Совета Европы. Способствует развитию и международному распространению  культуры, валоризации общеевропейского культурного наследия и передового опыта в области сохранения и защиты культурного наследия.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ

Региональные  и депатаментальные фонды

Фонды ЕС

Международные фонды

Рисунок 7 - Государственные, международные и общественные источники финансирования и технического обеспечения развития сельских территорий Франции 

Заключение

Для целей сельского развития используются различные теории стратегического территориального планирования. Одними из наиболее распространенных в странах ЕС являются концепции устойчивого развития, регионального сельского развития и принцип интегрированного сельского развития. Они предусматривают учет потенциалов и недостатков развития сельской местности, на базе которых строятся цели, задачи и формируется пакет мер. Отличительной чертой этих подходов является участие населения в развитии своего региона (принцип партиципативности), учет планов низшего уровня административно-территориальной системы в планах высшего уровня (принцип субсидиарности), комплексный подход и координации всех участников в процессе сельского развития.

Развитие сельских территорий в последние годы становится все более актуальным направлением государственной политики ЕС. Основными механизмами реализации политики развития сельских территорий на уровне ЕС и государств-участников, в частности Германии и Франции, являются:

- межведомственный подход  к решению многогранных проблем  сельских территорий. Важными условиями  при разработке и реализации  программ развития сельской местности  выступают интеграция и четкая  координация межведомственных программ  и целей, все больше внимания уделяется стиранию границ между различными ведомствами на всех уровнях управления;

- комплексный (интегрированный)  территориальный подход, основанный  на тесной кооперации различных  уровней управления, представителей  различных сфер экономики и  сельского населения; 

- субсидиарный и партиципативный  принцип. Разработка и реализация  программ развития сельских территорий  в основном происходит на муниципальном  уровне при активном участии  сельского населения, с учетом  направлений развития, предусмотренных на национальном и областном уровнях.

Единая сельскохозяйственная политика – старейшая и наиболее разработанная из отраслевых политик ЕС. Она возникла в 1962 г. и долгое время оставалась главным элементом интеграционной программы ЕС. В сельском хозяйстве Европы принято огромное число законодательных актов. Она традиционно доминирует в бюджетных расходах Союза, на нее выделяется почти столько же средств, сколько на все остальные отрасли экономики. Вместе с тем на протяжении послевоенного периода значение аграрного сектора для экономики Европы неуклонно сокращалось. Сейчас доля сельского хозяйства в экономике Европы в общем ВВП и численности занятых в Евросоюзе невелика.

Информация о работе Политика европейских стран для развития сельских районов