Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа
Термин «сельское развитие» применительно к наиболее развитым странам получил распространение сравнительно недавно. Изначально он использовался достаточно широко в экономической и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства был доминирующим как в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные ресурсы).
Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского развития 6
1.2 Модели развития сельских территорий 13
2 Политика развития сельских территорий в Европе 20
2.1 Основные направления региональной политики Европейских Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20
2.2 Механизмы развития сельских территорий на примере Германии и Франции 24
Заключение 29
Библиографический список 31
Финансирование единой сельскохозяйственной политики распределяется по каждому направлению минимум 10% и максимум 55% (80% для регионов конвергенции). Самый высокий процент для оси 1 (более 40%) отмечен в Бельгии, Латвии, Венгрии, Португалии, Испании, Кипре, Греции, и Румынии. Для оси 2 около 70% средств предусмотрено в Ирландии, Финляндии, Великобритании, Австрии и Швеции. Для ось 3 максимальный процент составляет 33,7% в Мальте и Нидерландах9 (рис. 4).
Рисунок 4 – Распределение средств по направлениям политики развития сельских территорий в странах ЕС (2007-2013 гг.)
При этом, в 2000-2006гг. финансирование единой сельскохозяйственной политики осуществлялось из двух направлений структурного фонда ориентации и гарантии сельского хозяйства – EAGFL, а в период 2007-2013гг. из одного специально созданного фонда развития сельских территорий – ELER (рис. 5).
Рисунок 5 – Источники финансирования ЕСХП
Уровень финансирования единой сельскохозяйственной политики для 27 стран ЕС в период 2007-2013 гг. (табл. 1), который составляет 96,2 млрд. евро. Из них 14% получает Польша, по 9 % Германия и Италия,8 % Испания и Франция. В свою очередь, в таких странах, как Венгрия, Чехия, Словакия, Эстония, Португалия и Польша более 50 % средств ЕС направлены на развитие наиболее бедных регионов и выравнивание их социально-экономического положения. В то время как во Франции, Великобритании, Австрии менее 8%.10
Таблица 1 – Распределение средств ЕС на развитие сельских районов
Таким образом, особое место ОСП в деятельности Евросоюза, согласно его официальной позиции, обусловлено несколькими факторами. Во-первых, оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства: его сильной зависимостью от погодных условий и его социальной ролью. Повышение цен на продовольствие всегда ведет к росту инфляции и социальной напряженности, так как население не может резко сократить его потребление. Во-вторых, ЕС стремится поддерживать продовольственную безопасность, самостоятельно обеспечивать граждан основными продуктами питания. В-третьих, на аграрную политику возлагаются важные природоохранные и социальные функции. Поддержка сельского хозяйства рассматривается как фактор сохранения природных ресурсов, культурного и исторического наследия отдельных стран и регионов. ОСП содействует комплексному развитию сельских территорий, помогает удерживать население в отдаленных, труднодоступных районах и в районах с неблагоприятным климатом.
Ни одна другая отраслевая политика ЕС не вызывает таких широких и острых дискуссий, как ЕСХП. Одни считают ее символом европейской солидарности, примером успешной интеграции. Другие говорят о ее консерватизме и непомерной дороговизне, о негативных последствиях аграрного протекционизма ЕС.
Кроме того, в большинстве
стран ЕС традиционно действует
сильное аграрное лобби. Нынешняя сильная
сельскохозяйственная политика ЕС –
продукт давнего
Исследование опыта Германии
по разработке и реализации программ
развития сельских территорий показало
важность децентрализации при принятии
решений и партнерского подхода
при осуществлении управления сельскими
территориями на разных административно-
Разработка программ регионального развития происходит отдельно в каждой Федеральной Земле при учете направлений развития ЕС (Положение ELER-VO № 1698/2005 от 20.09.2005), общих правил («Рамочные инструкции» и Конституция), и так называемых «общих задач» Германии: улучшение структуры сельского хозяйства и защиту прибрежных зон (GAK11) и развитие региональной экономической структуры (GRW12), (рис.6). В свою очередь, финансирование программ развития сельских территорий осуществляется из разных уровней управления (табл. 2).
Рисунок 6. Рисунок 6 - Этапы разработки и реализации программ развития сельских территорий Германии
Таблица 2 – Распределение финансирования на развитие сельских территорий в Федеральной Земле Берлин - Бранденбург из разных уровней управления в период 2007-2013 гг., млн. евро.13
Направления политики развития сельских территорий ЕС |
Внешние источники |
Собственные средства |
Итого | |||
ЕС |
% ЕС |
Германия |
Федеральная Земля Берлин - Бранденбург | |||
млн.евро |
% от федеральных средств | |||||
Ось 1- сельское и лесное хозяйство в т.ч.: |
365,25 |
75 |
122,54 |
382,47 |
76 |
870,26 |
- регион конвергенции |
364,06 |
75 |
121,35 |
- |
- |
- |
- Берлин |
1,19 |
50 |
1,19 |
- |
- |
- |
Ось 2 – окружающая среда в т.ч.: |
341,96 |
80 |
85,91 |
15,75 |
15 |
443,62 |
- регион конвергенции |
341,23 |
80 |
85,31 |
- |
- |
- |
- Берлин |
0,73 |
55 |
0,60 |
- |
- |
- |
Ось 3 - диверсификация |
275,61 |
75 |
91,87 |
210,01 |
70 |
577,49 |
Лидер |
53,13 |
80 |
13,28 |
85,01 |
86 |
85,60 |
Техническое содействие |
26,55 |
75 |
8,85 |
0 |
0 |
35,41 |
Всего |
1062,5 |
77 |
322,45 |
626,83 |
66 |
2011,79 |
Рассмотрим основные механизмы развития сельских территорий Франции, реализация которых основана на современных методах территориального и межотраслевого планирования.
Во Франции, как и в других странах ЕС, развитием сельских территорий занимается ряд министерств (промышленности, сельского хозяйства, обороны, транспорта и т.д.), ведомств, территориальных администраций и учреждений (рис. 4). В свою очередь, в каждом из перечисленных министерств ряд подразделений исполняет обязанности по содействию сельскому развитию. Это обусловлено многогранностью и сложностью проблем развития сельских территорий, требующих координированной межотраслевой политики.
На реализацию такой политики
направлена межведомственная комиссия
по развитию и повышению
РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ
ТЕРРИТОРИЙ
Ассоциации:
-Французская ассоциация музеев, сельского хозяйства и культурного наследия
- Компаньоны Tour de France
- Национальный совет кулинарных искусств
- Федерация
Сельских Гостевых домов
- S.O.S. деревни
- Французская федерация мукомолов
- Федерация общественных и экомузеев
- Старинные французские дома
и многие другие
Администрации
разных уровней
территориального управления:
- местного (коммуна)
- департаментального
-регионального
- заморских территорий
Общественные
территориальные
учреждения:
- международные профсоюзы
- объединения коммун
- природные региональные парки
- общественные союзы
Министерства
- экологии, энергии, устойчивого развития и обустройства территории
- сельского хозяйства и рыболовства
- культуры и коммуникации
- экономики финансов и промышленности
- образования
- оборудования, транспорта и жилого фонда
- здравоохранения, молодежи, спорта и ассоциативной жизни
- внутренних дел и децентрализации
Рисунок 8 Участники процесса развития сельских территорий во
Франции
1.2. Министерство экологии, энергии, устойчивого развития и обустройства территории.
1.6. Министерство культуры и коммуникации
1.1. ДИАКТ
- Межведомственная комиссия по
обустройству и повышению
1.3.Министерство
сельского хозяйства и
1.4. Министерство оборудования, транспорта и жилого фонда
1.7.Управление коммерческими и ремесленными предприятиями и сферой услуг
1.5. Министерство здравоохранения, молодежи, спорта и ассоциативной жизни
1.8. Региональные управления по туризму и др.
2.1. Региональные фонды:
Поддержка региональных проектов (предоставляются только в качестве дополнения к департаментальному и/или коммунальному финансированию и могут составлять до 75% общего финансирования). Предоставляются в зависимости от приоритетов каждого региона: обеспечение водой, борьба с пожарами, обустройство туристических маршрутов…
2.2. Департаментальные фонды:
финансирование
землеустройства (изгороди, прибрежные
и лесополосы, кюветы представляющие
интерес с точки зрения пейзажа
и носящие природоохранные
Департаментальный налог «Особо ранимые природные зоны» : облагаются строящиеся, реконструируемые и расширяемые здания (за исключением сельско- и лесохозяйственных и исторических). Используются для обустройства общественных территорий, прогулочных маршрутов…
2.3. Природные региональные парки:
имеют бюджет по обустройству природных территорий
3.1.
Структурные фонды,
EFRE: Европейский фонд регионального развития (финансирует развитие сельского наследия и общественную инициативу Интеррег IV, которая поддерживает сотрудничество и кооперацию в области защиты окружающей среды, сохранения культурного наследия, природных ресурсов)
ESF: Социальный Европейский фонд (финансирует социальные и образовательные программы)
Фонд сплочения: (финансирует мероприятия по охране окружающей среды, созданию транспортной инфраструктуры и возобновляемых источников энергии).
3.2.
Фонд, направленный на реализацию
единой сельскохозяйственной
ELER: Европейский фонд развития сельских территорий, который финансирует разработку и реализацию стратегий развития сельских территорий и общественную инициативу Лидер.
4.1. ЮНЕСКО
Фонд мирового наследия, осуществляющий финансо-вую, материальную и техническую поддержку программам охраны и развития культурного наследия.
Осуществляет обучение и переподготовку
4.2. Совет Европы :
Например, программа «Культура 2000»:
Облегчает кооперацию между работниками культуры и институтами культуры стран-членов Совета Европы. Способствует развитию и международному распространению культуры, валоризации общеевропейского культурного наследия и передового опыта в области сохранения и защиты культурного наследия.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ
Региональные и депатаментальные фонды
Фонды ЕС
Международные фонды
Рисунок 7 - Государственные,
международные и общественные источники
финансирования и технического обеспечения
развития сельских территорий Франции
Для целей сельского развития
используются различные теории стратегического
территориального планирования. Одними
из наиболее распространенных в странах
ЕС являются концепции устойчивого развития,
регионального сельского развития и принцип
интегрированного сельского развития.
Они предусматривают учет потенциалов
и недостатков развития сельской местности,
на базе которых строятся цели, задачи
и формируется пакет мер. Отличительной
чертой этих подходов является участие
населения в развитии своего региона (принцип
партиципативности), учет планов низшего
уровня административно-
Развитие сельских территорий в последние годы становится все более актуальным направлением государственной политики ЕС. Основными механизмами реализации политики развития сельских территорий на уровне ЕС и государств-участников, в частности Германии и Франции, являются:
- межведомственный подход
к решению многогранных
- комплексный (интегрированный)
территориальный подход, основанный
на тесной кооперации
- субсидиарный и
Единая сельскохозяйственная политика – старейшая и наиболее разработанная из отраслевых политик ЕС. Она возникла в 1962 г. и долгое время оставалась главным элементом интеграционной программы ЕС. В сельском хозяйстве Европы принято огромное число законодательных актов. Она традиционно доминирует в бюджетных расходах Союза, на нее выделяется почти столько же средств, сколько на все остальные отрасли экономики. Вместе с тем на протяжении послевоенного периода значение аграрного сектора для экономики Европы неуклонно сокращалось. Сейчас доля сельского хозяйства в экономике Европы в общем ВВП и численности занятых в Евросоюзе невелика.
Информация о работе Политика европейских стран для развития сельских районов