Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 01:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка эффективности политики охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Задачи:
Изучить политике охраны окружающей среды РБ.
Оценка эффективности природоохранной деятельности.
Предложить способы повышения эффективности окружающей среды РБ.
Изучить влияние внешних эффектов на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Микроэкономика
на тему: Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения
Студентка ФМЭО
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 6 рис., 4 табл., 19 источник.
ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, МОНИТОРИНГ, ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА, КОНВЕНЦИИ, СОРБЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Объект исследования – политика охраны окружающей среды РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Предмет исследования – эффективность политики охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Цель работы: оценить эффективность охраны окружающей среды и способы ее повышения.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, статистика.
Исследования и разработки: изучить государственную политику охраны окружающей среды, на основе статистических данных сделать выводы об эффективности политики, исследовать динамику объемов отходов производства.
REFERAT
Die Kursarbeit:30 Seite, 6 Zeichnungen, 4 Tabellen, 19 Quellen.
POLITIK DES SCHUTZES DER UMWELT, MONITORING, EKOLOGO-ÖKONOMISCHE REGULIERUNG, ABFÄLLE, KONVENTION, AUSRÜSTUNG
Das Objekt der Forschung – die Politik des Schutzes der Umwelt der Republik Weißrussland.
Der Gegenstand der Forschung – die Effektivität der Politik des Schutzes der Umwelt der Republik Weißrussland.
Das Ziel der Arbeit: die Effektivität des Schutzes der Umwelt zu bewerten und, die Weisen ihrer Erhöhung zu finden.
Die Methoden der Forschung: die Analyse und die Synthese, die Verallgemeinerung, des Statistikers.
Die Forschungen und die Entwicklungen: die staatliche Politik des Schutzes der Umwelt, aufgrund statistisch gegeben zu studieren, die Schlussfolgerungen über die Effektivität der Politik zu machen, die Dynamik der Umfänge der Abfälle zu untersuchen.
СОДЕРЖАНИЕ
С переходом к индустриальной цивилизации воздействия человека на природу стало оказывать серьезное отрицательное воздействие. Рост населения планеты, развитие экономики, достижения научно-технического прогресса, вырубка леса стали причиной загрязнения окружающей среды. На сегодняшний день эта проблема имеет глобальные масштабы. Воздействие человека на природу привели к увеличению числа природных катаклизмов, возникновению парникового эффекта, изменению климата, загрязнению атмосферного воздуха, разрушению озонового слоя Земли, истощению и ухудшению качества земель, истощению природных богатств – все это создает серьезную опасность для человечества и требует безотлагательных и эффективных действий, направленных на их устранение. Это стало причиной выделения в деятельности промышленно развитых стран самостоятельной государственной экологической функции.
Экологические проблемы связаны со всеми сферами жизни общества – социальными, экономическими, политико-правовыми. Охрана окружающей среды все больше рассматривается сейчас как необходимый и один из важнейших элементов более широкой категории – качество жизни. Здоровье и благосостояние каждого человека и общества в целом зависят от качества окружающей среды. Решение проблемы охраны природы и окружающей среды позволит претворить в жизнь очень важную идею – “не сражайся с природой, используй ее богатства”!
Республика Беларусь занимает выгодное географическое положение и имеет достаточно развитую сеть транспортных коммуникаций. Основу промышленности составляют крупные предприятия нефтехимической, машино- и станкостроительной, деревообрабатывающей, электронной, текстильной промышленности, предприятия по производству минеральных удобрений, переработке сельскохозяйственной продукции. Выбросы, сбросы и отходы производства загрязняют природу. В сельском хозяйстве широко применяются минеральные удобрения, химическая защита растений. Это пагубно влияет на почву, загрязняет пистицидами и химикатами. В Республики Беларусь очень мало предприятий по переработке, утилизации отходов производства и потребления.
В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основу государственной экологической политики составляют забота об улучшении ее качества и оздоровлении экологической обстановки, создание благоприятных условий для жизни и труда людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия в стране.
Целью курсовой работы является оценка эффективности политики охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Задачи:
Методы: анализ и синтез, обобщение, статистика.
До недавнего времени люди пользовались окружающей средой совершенно бесплатно, не экономя природные ресурсы и блага. Это привело ко многим экологическим проблемам, истощению запасов природных ресурсов, безнаказанному загрязнению окружающей среды,разрушению и гибели живой природы.
Главными целями государства является – сохранение и приумножение потенциала природы, создание экологически благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества, обеспечение рационального использования природных ресурсов. Для достижения этих целей необходимо внедрять в производство малоотходные и безотходные технологии, наладить систему утилизации отходов, заменить устаревшее оборудование на предприятиях и др. меры.
Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды Беларуси являются:
Основные направления в области охраны окружающей среды:
Методы охране окружающей среды:
К административным методам относятся нормирование, техническое регулирование и стандартизация, сертификация, включая маркировку, лицензирование, экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую сферу, экологический контроль, выдача комплексных природоохранных разрешений и др.
Принятие в 1992 г. Закона Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” послужило началом формирования в республике самостоятельной отрасти законодательства – законодательства об охране окружающей среды. В 2002 году этот Закон был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции.
В настоящее время действует более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, в частности: “Водный кодекс РБ” (15.07.1998; ред. от 14.07.2011), “Кодекс РБ о недрах” (14.07.2008; ред. от 14.07.2011, с изм. от 26.10.2012). Законодательная база систематизируется и дополняется.
К экономическим методами относятся финансирование мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей сред, проведение экономической оценки природных объектов, экономическое стимулирование правомерного экономического поведения, возмещение вреда, причиненного окружающей среде и др.
Организационная составляющая представляет собой совокупность органов и организаций, осуществляющих государственное экологическое управление. Государственное экологическое управление осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.
Правовая составляющая государства включает, правовой статус органов и организаций, совокупность иных общих правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования экологически значимых отношений.
Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления республиканских органов государственного управления, прежде всего Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Причиной большого количества экологических проблем является несостоятельность рынка – его неспособность улавливать все издержки и выигрыши и доносить информацию о них потребителям и производителям. В результате экономические субъекты принимают неверные решения, которые негативно влияют на окружающую среду.
Известно, что если рыночная цена несет адекватную информацию о спросе и предложении на рынке, рыночная экономика способна обеспечить эффективное распределение ресурсов. Однако в реальной жизни встречаются ситуации, когда ресурсы распределяются неэффективно. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информационность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блага и о его альтернативных издержках.
Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних субъектов, называется внешним эффектом. С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.
Положительный эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду бесплатно, и поэтому общественная полезность превышает частную.
Отрицательный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и обусловлен разрывом между общественными и частными издержками. Товары, порождающие отрицательные внешние эффекты, выпускаются в объеме, превышающем оптимальный уровень, из-за того, что рыночная цена не несет полной информации об издержках.
Покажем это на примере (рис.1). Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска. Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q* тонн бумаги при цене Р*. Рыночное равновесие устанавливается в точке С, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.
Рисунок 1.2 – Последствия воздействия отрицательного внешнего эффекта
Между тем, предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q1 при росте цены до Р1. В точке А предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.