Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 01:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка эффективности политики охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Задачи:
Изучить политике охраны окружающей среды РБ.
Оценка эффективности природоохранной деятельности.
Предложить способы повышения эффективности окружающей среды РБ.
Изучить влияние внешних эффектов на результаты хозяйственной деятельности предприятий.

Файлы: 1 файл

курсовая 0.docx

— 107.21 Кб (Скачать файл)

 

Примечание – Источник: [1, с.39]

 

Не смотря на установленные стандарты и лимиты, а также мероприятия по уменьшению выбросов в таблице можно увидеть, что количество выбросов в атмосферный воздух уменьшается не значительно. Значительная часть загрязняющих атмосферный воздух веществ, отходящих от стационарных источников, обезвреживается (в среднем 88% от общего объема веществ, отходящих от стационарного источника). Однако объемы выбросов загрязняющих веществ уменьшаются не значительно. На стационарные источники приходится не более 30% от всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

На мобильные источники приходится 70% загрязнения атмосферы. Однако регулировать количество  выбросов в атмосферный воздух от них гораздо сложнее, чем количество стационарных. Теоретически для этого необходимо установить регистрирующие приборы на каждом мобильном источнике: автомобиле, мотоцикле, газонокосилке и т. п. Однако технически это не возможно. Поэтому используется система экологических стандартов (например, на горючее для транспортных средств) и налогообложения единицы источника эмиссии.

Эта проблема недостаточно проработана, что сказывается на экологии.  Основная проблема ежегодном увеличении автопарка и несознательности эмитентов.

 

Таблица 2.3.2 – структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по видам источников

 

 

Примечание – Источник: [1, с.41]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Проблема утилизации мусора

 

Наиболее острая экологическая проблема – нерациональное природопользование. Объем накопившихся отходов производства постоянно увеличивается и составляет около 950 млн. т. Свыше 85%  накопленных отходов приходится на галитовые, которые образуются при производстве калийных удобрений. Их количество увеличилось с 23,3 млн. т в 2000 г. до 44,3 млн. т в 2011г. (рис. 1). Уровень использования отходов производства значительно увеличивается.  Если в 2000 году он использовалось только 15% отходов производства, то в 2011 – почти 30%.

 

Рисунок 2.4.1 – Отходы производства

 

 

Примечание – Источник: [2, с.24]

 

Таблица 2.4.2 – Образование, использование и удаление отходов производства в организациях по республике (тысяч тонн)

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Образовалось отходов

23 260

34 782

33 455

37 955

39 768

27 277

43 775

44 307

Использовано отходов

3 569

7 325

6 984

8 447

9 427

11 690

13 647

12 671

В процентах от объема образовавшихся отходов

15,3

21,1

20,9

22,3

23,7

42,9

31,2

28,6

Удалено отходов

19 776

27 767

26 767

30 121

30 959

16 097

30 802

32 115


 

Примечание – Источник: [1, с.221]

 

На территории республики образуется около 1 млн. т опасных отходов производства (табл. 4) в год. В случае большого скопления отходов создается ситуация, которая угрожает здоровью населения. Поэтому утилизация отходов является одной из важнейших экологических проблем Б.

 

Таблица 2.4.3 – Образование, использование и обезвреживания опасных отходов производства

 

 

2008

2009

2010

2011

Всего образовалось опасных отходов

522,1

760,5

918,2

943,2

Всего испольховано опасных отходов

437,1

675,2

774,9

827,6

Всего обезврежено опасных отходов

39,5

34,6

46,0

57,2

в процентах

7,6

4,5

5,0

6,1


 

Примечание – Источник: [1, с.224]

 

Основная масса отходов вывозится на полигоны. Около 50% полигонов  Б эксплуатируются более 15 лет и резерв вместимости на них почти исчерпан. Ежегодно обезвреживается только 5-7% опасных отходов, что мало эффективно в сложившейся ситуации. Однако в последнее время наблюдается тенденция увеличения объемов вторичного использования опасных отходов.

Захоронение отходов сопровождается рядом негативных последствий.

  • В результате химического и физического взаимодействия на полигонах образуются различные вредные вещества, которые загрязняют атмосферный воздух, грунтовые и подземные воды, почву.
  • Большие участки земли выводятся из использования для развития промышленности, сельского хозяйства и т. д.
  • Разрушаются эстетические условия жизни человека.

Главными инструментами регулирования захоронения являются лимиты и платежи.

Государство санкционирует деятельность по захоронению отходов, выделяя для этого специальные места за соответствующую плату. За несанкционированное захоронение отходов или захоронение в неположенном месте взимается платежи в повышенном размере.

В последние десять лет наблюдается рост объемов твердых коммунальных отходов (ТКО). В 2000 году их было собрано около 2000 тыс. т, а в 2010 году уже 3765 тыс. т. С 2000 по 2011 года объемы вывоза ТКО увеличились почти в два раза.  Суммарная площадь земельных отходов для размещения полигонов ТКО составила 900 га.

С целью улучшения ситуации в стране построены и действуют 5 мусороперерабатывыющих заводов в Гомеле, Могилеве, Новополоцке, Бресте, Барановичах. В ближайшее время намечается строительство таких предприятий в городах с численностью населения 100 тыс. чел.

 

Таблица 2.4.5 – Вывоз твердых коммунальных отходов автомобильными транспортными средствами с территории населенных пунктов (тысяч кубических метров)

 

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

РБ

9787

14058

15012

14580

15946

16739

17139

18380


 

Примечание – Источник: [1, с.245]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения эффективности политики охраны окружающей среды

 

 

3.1 Основные экологические  проблемы и их причины

 

В Беларуси существуют серьезные экологические проблемы, связанные с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, загрязнением и эрозией почв. Экологическая ситуация в республике также обострена последствиями катастрофы на ЧАЭС, широким развитием химической и нефтехимической промышленности, а также наличием большого количества животноводческих комплексов, которые не обеспечены реальными техническими возможностями для утилизации отходов.

Проблема мелиорации очень актуальна для нашей страны. Осушено около 3 миллионов гектаров земель, что привело к эрозии почв, деградации естественных ландшафтов, исчезновению отдельных видов растений и животных и другим последствиям.

В Беларуси происходим разрушение и деградация почв.  Такому процессу способствует разведка и разработка месторождений, промышленное, жилищное и дорожное строительство, мелиорация, техническое состояние мелиоративных систем на осушенных землях, отходы и многое другое. Актуальна проблема химического загрязнения почв (преимущественно кадмием, свинцом, цинком, сульфатами и др.). Особенно такое загрязнение характерно для городов, придорожных полос, территорий, прилегающих к объектам захоронения отходов и промышленным организациям, отдельных участков сельскохозяйственных земель.

Существует проблема с лесами.  Лесистость Беларуси составляет около 38%. Но проблема в том, что они почти все молодые, спелого леса осталось очень мало. Это связано с увеличением объемов вырубок лесов.

Существенной проблемой является загрязнение подземных и поверхностных вод. В грунтовых водах, используемых для питьевых целей в большинстве сельских населенных пунктов страны, средние концентрации нитратов превышают предельно допустимую концентрацию.

С учетом последовательного роста численности городского населения все большую значимость приобретает проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах. Основной вклад в загрязнение воздуха  вносит автомобильный транспорт. Среди стационарных источников основной вклад вносят организации энергетики, химической и нефтехимической промышленности, промышленность строительных материалов. Средняя за год концентрация формальдегида в воздухе  некоторых городов республики в 3 раза и более превышает установленный норматив.

Проблема сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов остается актуальной как для отдельных городов и регионов, так и для страны в целом.

 

Все, что человек производит для удовлетворения своих бесконечно растущих потребностей, рано или поздно переходит в категорию отходов. Проблема сбора и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) является крайне важной, так как небрежное обращение с отходами оказывает негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения. Более половины образующихся ТБО может быть использовано повторно, что позволит не только избежать проблем, связанных с накоплением отходов, но и внести вклад в сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Захоронение отходов на полигонах является на сегодня самым распространенным способом обезвреживания отходов в РБ, что связано с низкими капитальными затратами на строительство полигонов по сравнению с другими методами. На территории республики действует более 190 полигонов ТБО. Полигоны захоронения, приводят к постоянному изъятию из оборота земельных ресурсов, увеличению степени загрязнения окружающей среды. Сегодня часть утилизированных отходов может быть использована в качестве вторичного сырья.

Система управления ТБО в республике не развита. Это связано с неэффективностью финансово-экономических механизмов обращения с отходами. Отсутствуют дифференцированные, расчетно-обоснованные тарифы. За счет тарифов возмещается только 40% эксплуатационных затрат и расходов на техническое обслуживание.

 Самый  приемлемый способ утилизации  – вторичное использование, которое  помогает не только уменьшать  количество мусора, но и сберегать  ресурсы: сокращаются затраты, связанные  с захоронением ТБО; решаются  проблемы с полигонами и мусоросжигательными  заводами; создаются новые рабочие  места на перерабатывающих предприятиях.

Беларусь работает  в направлении освоения технологий по переработке бытовых отходов, однако объемы инвестирования недостаточны.

 

 

3.2 Пути повышения эффективности

 

 

Для выбора эффективных мер по охране окружающей среды РБ использует метод анализа «издержки-выигрыш». В основе анализа лежит сопоставление затрат, направленных на снижение (предотвращение) загрязнения окружающей среды, к результатам или выигрышам от природоохранных мероприятий.

Во многих индустриальных странах осуществляется оценка эколого-экономического ущерба и составляет 3-6% ВВП.  Однако природоохранные издержки в РБ не превышают 1-1,5% (рис. 2). Этих затрат явно не достаточно, чтобы компенсировать ущерб причиняемый природе. Необходимо более рациональное распределение национального бюджета.

 

Рисунок 3.2 – Совокупные расходы на охрану окружающей среды в процентах от ВВП

 

 

Источник: собственная разработка на основе [3]

 

Для повышения эффективности охрана окружающей среды университетское образование должно строиться на основе того, что достигнуто в экологическом образовании. На данный момент деятельность в этом направлении носит бессистемный характер и реализуется лишь в виде локальных инициатив, но и там рамки приложения этого вида образования более широкие, чем в понятии «охрана окружающей среды», ввиду сочетания экологических, экономических и социальных факторов.

Для повышения эффективности политики охраны окружающей среды необходимо создавать технологические решения по обеспечению реальной экологической безопасности в зонах отдельных промышленных предприятий и территориально-промышленных комплексов.

Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси выполняет комплексные геоэкологические исследования, направленные на решение проблем:

  • рационального природопользования и недропользования;
  • охраны окружающей среды;
  • развития технологических основ переработки твердых горючих ископаемых;
  • выявление местных источников поступления загрязняющих веществ в окружающую сферу, их региональный и трансграничный перенос;
  • оценка, прогнозирование и оптимизация воздействия человеческой деятельности на природные комплексы.

Большое значение в тематике института придается решению ряда проблем промышленной экологии.

Информация о работе Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения