Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 01:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является оценка эффективности политики охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Задачи:
Изучить политике охраны окружающей среды РБ.
Оценка эффективности природоохранной деятельности.
Предложить способы повышения эффективности окружающей среды РБ.
Изучить влияние внешних эффектов на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
Примечание – Источник: [1, с.39]
Не смотря на установленные стандарты и лимиты, а также мероприятия по уменьшению выбросов в таблице можно увидеть, что количество выбросов в атмосферный воздух уменьшается не значительно. Значительная часть загрязняющих атмосферный воздух веществ, отходящих от стационарных источников, обезвреживается (в среднем 88% от общего объема веществ, отходящих от стационарного источника). Однако объемы выбросов загрязняющих веществ уменьшаются не значительно. На стационарные источники приходится не более 30% от всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На мобильные источники приходится 70% загрязнения атмосферы. Однако регулировать количество выбросов в атмосферный воздух от них гораздо сложнее, чем количество стационарных. Теоретически для этого необходимо установить регистрирующие приборы на каждом мобильном источнике: автомобиле, мотоцикле, газонокосилке и т. п. Однако технически это не возможно. Поэтому используется система экологических стандартов (например, на горючее для транспортных средств) и налогообложения единицы источника эмиссии.
Эта проблема недостаточно проработана, что сказывается на экологии. Основная проблема ежегодном увеличении автопарка и несознательности эмитентов.
Таблица 2.3.2 – структура выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по видам источников
Примечание – Источник: [1, с.41]
Наиболее острая экологическая проблема – нерациональное природопользование. Объем накопившихся отходов производства постоянно увеличивается и составляет около 950 млн. т. Свыше 85% накопленных отходов приходится на галитовые, которые образуются при производстве калийных удобрений. Их количество увеличилось с 23,3 млн. т в 2000 г. до 44,3 млн. т в 2011г. (рис. 1). Уровень использования отходов производства значительно увеличивается. Если в 2000 году он использовалось только 15% отходов производства, то в 2011 – почти 30%.
Рисунок 2.4.1 – Отходы производства
Примечание – Источник: [2, с.24]
Таблица 2.4.2 – Образование, использование и удаление отходов производства в организациях по республике (тысяч тонн)
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Образовалось отходов |
23 260 |
34 782 |
33 455 |
37 955 |
39 768 |
27 277 |
43 775 |
44 307 |
Использовано отходов |
3 569 |
7 325 |
6 984 |
8 447 |
9 427 |
11 690 |
13 647 |
12 671 |
В процентах от объема образовавшихся отходов |
15,3 |
21,1 |
20,9 |
22,3 |
23,7 |
42,9 |
31,2 |
28,6 |
Удалено отходов |
19 776 |
27 767 |
26 767 |
30 121 |
30 959 |
16 097 |
30 802 |
32 115 |
Примечание – Источник: [1, с.221]
На территории республики образуется около 1 млн. т опасных отходов производства (табл. 4) в год. В случае большого скопления отходов создается ситуация, которая угрожает здоровью населения. Поэтому утилизация отходов является одной из важнейших экологических проблем Б.
Таблица 2.4.3 – Образование, использование и обезвреживания опасных отходов производства
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Всего образовалось опасных отходов |
522,1 |
760,5 |
918,2 |
943,2 |
Всего испольховано опасных отходов |
437,1 |
675,2 |
774,9 |
827,6 |
Всего обезврежено опасных отходов |
39,5 |
34,6 |
46,0 |
57,2 |
в процентах |
7,6 |
4,5 |
5,0 |
6,1 |
Примечание – Источник: [1, с.224]
Основная масса отходов вывозится на полигоны. Около 50% полигонов Б эксплуатируются более 15 лет и резерв вместимости на них почти исчерпан. Ежегодно обезвреживается только 5-7% опасных отходов, что мало эффективно в сложившейся ситуации. Однако в последнее время наблюдается тенденция увеличения объемов вторичного использования опасных отходов.
Захоронение отходов сопровождается рядом негативных последствий.
Главными инструментами регулирования захоронения являются лимиты и платежи.
Государство санкционирует деятельность по захоронению отходов, выделяя для этого специальные места за соответствующую плату. За несанкционированное захоронение отходов или захоронение в неположенном месте взимается платежи в повышенном размере.
В последние десять лет наблюдается рост объемов твердых коммунальных отходов (ТКО). В 2000 году их было собрано около 2000 тыс. т, а в 2010 году уже 3765 тыс. т. С 2000 по 2011 года объемы вывоза ТКО увеличились почти в два раза. Суммарная площадь земельных отходов для размещения полигонов ТКО составила 900 га.
С целью улучшения ситуации в стране построены и действуют 5 мусороперерабатывыющих заводов в Гомеле, Могилеве, Новополоцке, Бресте, Барановичах. В ближайшее время намечается строительство таких предприятий в городах с численностью населения 100 тыс. чел.
Таблица 2.4.5 – Вывоз твердых коммунальных отходов автомобильными транспортными средствами с территории населенных пунктов (тысяч кубических метров)
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
РБ |
9787 |
14058 |
15012 |
14580 |
15946 |
16739 |
17139 |
18380 |
Примечание – Источник: [1, с.245]
В Беларуси существуют серьезные экологические проблемы, связанные с интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, загрязнением и эрозией почв. Экологическая ситуация в республике также обострена последствиями катастрофы на ЧАЭС, широким развитием химической и нефтехимической промышленности, а также наличием большого количества животноводческих комплексов, которые не обеспечены реальными техническими возможностями для утилизации отходов.
Проблема мелиорации очень актуальна для нашей страны. Осушено около 3 миллионов гектаров земель, что привело к эрозии почв, деградации естественных ландшафтов, исчезновению отдельных видов растений и животных и другим последствиям.
В Беларуси происходим разрушение и деградация почв. Такому процессу способствует разведка и разработка месторождений, промышленное, жилищное и дорожное строительство, мелиорация, техническое состояние мелиоративных систем на осушенных землях, отходы и многое другое. Актуальна проблема химического загрязнения почв (преимущественно кадмием, свинцом, цинком, сульфатами и др.). Особенно такое загрязнение характерно для городов, придорожных полос, территорий, прилегающих к объектам захоронения отходов и промышленным организациям, отдельных участков сельскохозяйственных земель.
Существует проблема с лесами. Лесистость Беларуси составляет около 38%. Но проблема в том, что они почти все молодые, спелого леса осталось очень мало. Это связано с увеличением объемов вырубок лесов.
Существенной проблемой является загрязнение подземных и поверхностных вод. В грунтовых водах, используемых для питьевых целей в большинстве сельских населенных пунктов страны, средние концентрации нитратов превышают предельно допустимую концентрацию.
С учетом последовательного роста численности городского населения все большую значимость приобретает проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах. Основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт. Среди стационарных источников основной вклад вносят организации энергетики, химической и нефтехимической промышленности, промышленность строительных материалов. Средняя за год концентрация формальдегида в воздухе некоторых городов республики в 3 раза и более превышает установленный норматив.
Проблема сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов остается актуальной как для отдельных городов и регионов, так и для страны в целом.
Все, что человек производит для удовлетворения своих бесконечно растущих потребностей, рано или поздно переходит в категорию отходов. Проблема сбора и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) является крайне важной, так как небрежное обращение с отходами оказывает негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения. Более половины образующихся ТБО может быть использовано повторно, что позволит не только избежать проблем, связанных с накоплением отходов, но и внести вклад в сбережение природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Захоронение отходов на полигонах является на сегодня самым распространенным способом обезвреживания отходов в РБ, что связано с низкими капитальными затратами на строительство полигонов по сравнению с другими методами. На территории республики действует более 190 полигонов ТБО. Полигоны захоронения, приводят к постоянному изъятию из оборота земельных ресурсов, увеличению степени загрязнения окружающей среды. Сегодня часть утилизированных отходов может быть использована в качестве вторичного сырья.
Система управления ТБО в республике не развита. Это связано с неэффективностью финансово-экономических механизмов обращения с отходами. Отсутствуют дифференцированные, расчетно-обоснованные тарифы. За счет тарифов возмещается только 40% эксплуатационных затрат и расходов на техническое обслуживание.
Самый
приемлемый способ утилизации
– вторичное использование, которое
помогает не только уменьшать
количество мусора, но и сберегать
ресурсы: сокращаются затраты, связанные
с захоронением ТБО; решаются
проблемы с полигонами и
Беларусь работает в направлении освоения технологий по переработке бытовых отходов, однако объемы инвестирования недостаточны.
Для выбора эффективных мер по охране окружающей среды РБ использует метод анализа «издержки-выигрыш». В основе анализа лежит сопоставление затрат, направленных на снижение (предотвращение) загрязнения окружающей среды, к результатам или выигрышам от природоохранных мероприятий.
Во многих индустриальных странах осуществляется оценка эколого-экономического ущерба и составляет 3-6% ВВП. Однако природоохранные издержки в РБ не превышают 1-1,5% (рис. 2). Этих затрат явно не достаточно, чтобы компенсировать ущерб причиняемый природе. Необходимо более рациональное распределение национального бюджета.
Рисунок 3.2 – Совокупные расходы на охрану окружающей среды в процентах от ВВП
Источник: собственная разработка на основе [3]
Для повышения эффективности охрана окружающей среды университетское образование должно строиться на основе того, что достигнуто в экологическом образовании. На данный момент деятельность в этом направлении носит бессистемный характер и реализуется лишь в виде локальных инициатив, но и там рамки приложения этого вида образования более широкие, чем в понятии «охрана окружающей среды», ввиду сочетания экологических, экономических и социальных факторов.
Для повышения эффективности политики охраны окружающей среды необходимо создавать технологические решения по обеспечению реальной экологической безопасности в зонах отдельных промышленных предприятий и территориально-промышленных комплексов.
Институт природопользования Национальной академии наук Беларуси выполняет комплексные геоэкологические исследования, направленные на решение проблем:
Большое значение в тематике института придается решению ряда проблем промышленной экологии.