Политика регионального "выравнивания" в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и выявление особенностей политики регионального выравнивания в России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Региональная политика в России…………………………………….4
2. Политика регионального «выравнивания» в России……………......6
2.1 Обоснование регионального выравнивания……………………......6
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики……………9
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций……….12
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………17

Файлы: 1 файл

реферат по р.э..docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

 

«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской  Федерации»

 

Кафедра «Экономика регионов»

 

 

 

 

Реферат на тему

 

«Политика регионального "выравнивания" в России»

 

 

по дисциплине

«Региональная экономика и управление»

 

 

 

 

Выполнил:

 

студент(ка) 2 курса

факультет Экономика

группа:       3Б2-ЭФ207

№ л/д:               125696

ФИО:    Шавешян Д.Т.

 

 

 

                                                                               Преподаватель: Иванова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Москва 2013  
Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Региональная политика в России…………………………………….4

 

2. Политика регионального «выравнивания»  в России……………......6

 

2.1 Обоснование регионального выравнивания……………………......6

2.2 Механизмы регионального регулирования  экономики……………9

2.3 Возможности выравнивания региональных  диспропорций……….12

 

Заключение……………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………17

 

 

Введение

Актуальность. Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития.

Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова и зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития.

Значимость и актуальность разработки соответствующих мер региональной политики в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.

За прошедшие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработки целостной программы регионального  развития, проходившие широкое экспертное и общественное обсуждение. Тем не менее, целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопленных проблем.

Целью данной работы является изучение и выявление особенностей политики регионального выравнивания в России.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Региональная политика  в России

 

Для любого федеративного государства, а особенно такого как Российская Федерация, региональная политика является одним из основных предметов деятельности государства, по сути - главным способом регулирования экономического развития своих территорий.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны. Доказано, что нарастание межрегиональных контрастов и концентрация социально-экономических проблем в отдельных регионах чреваты обострением социальной напряженности, углублением политического кризиса, усилением межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, - замедлением темпов экономических реформ в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям и необходима активная региональная политика.

В России, в силу ее территориальных  особенностей, привязка стратегии социально-экономического развития к конкретной территории приобретает  большое значение. За прошедшие 10-15 лет, в российской экономической  и политической системе произошли  кардинальные изменения. Страна выходит  на траекторию устойчивого экономического роста, экономическая политика государства  становится все более осознанной и предсказуемой. Однако высокие  показатели экономического роста, достигнутые  в настоящий период, обесцениваются усилением межрегиональных диспаритетов, например в 2007 году различия в уровнях социально-экономического развития субъектов Федерации составляли 53 раза. Это невиданная в мировой практике федерализма и реформирования государственных экономических и политических систем ситуация, которая означает, что в России плохо работают адекватные механизмы государственного регулирования территориального развития. Диспропорции в социально-экономическом развитии регионов вызывают необходимость создания условий для их выравнивания, обеспечения сбалансированного развития территорий.

Главные задачи эффективной  региональной политики – выравнивание экономического положения субъектов РФ; формирование в каждом регионе ресурсов для обеспечения развития региональной экономики и достойной жизни граждан. Решение этой проблемы строится на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности субъектов РФ и развития форм местного самоуправления. Принципами региональной политики являются структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.

Формами реализации этих принципов  выступают:

- размещение федеральных заказов  на поставку продукции для  общегосударственных нужд;

- участие государственных органов  в отдельных структурообразующих  инвестиционных проектах с использованием  конкурсной и контрактной систем  их реализации на пути осуществления  федеральных программ регионального  развития с долевым государственным  финансированием.

Основной способ реализации региональной экономической политики состоит в распределении промышленной деятельности между регионами таким образом, чтобы избежать неполной занятости трудовых или капитальных ресурсов в угнетенных районах и нежелательной перегрузки более процветающих районов, следовательно, особое значение в региональной политике придается возрождению районов, которые находятся в промышленном упадке, стимулируя здесь новые производства.

Элементы региональной политики:

- налоговая политика - определение  налоговых платежей и льгот,  определяющих налоговую систему  региона и режим налогообложения  предпринимательской деятельности;

- бюджетная политика - механизм  формирования и использования  государственных финансовых ресурсов  и их перераспределения между  регионами;

- ценовая политика - государственное  регулирование цен и тарифов,  способы и формы этого регулирования;

- инвестиционная политика - мера  по поддержке инвестиционной  активности хозяйствующих субъектов,  распределению бюджетных капиталовложений;

- структурная политика - система  мер по поддержке и реструктуризации  предприятий;

- социальная политика - определение  условий и требований к хозяйствующим  субъектам ради достижения внеэкономических  целей. Социальный аспект направлен  на сглаживание региональной  дифференциации в уровне жизни,  а также общее улучшение качества  социальной среды;

- институциональная политика.

Инструментами проведения региональной политики являются:

а) предоставление финансовых стимулов (инвестиционных грантов, «мягких займов»  под низкий процент, освобождение от уплаты налогов, арендной платы и т.д.) фирмам, намеревающимся размещать производство в развивающихся районах;

б) контроль над производственными  и офисными помещениями в целях  предотвращения переноса производства фирмами за пределы развивающихся  районов;

в) инвестирование средств в инфраструктуру, особенно в развитие сети дорог и  улучшение общих условий жизни.

Таким образом, региональная политика – политика выравнивания – это сближение регионов по всем показателям: экономическим, социальным, политическим. Разработка и эффективная реализация каждого из аспектов влечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.

 

2. Политика регионального  «выравнивания» в России

 

2.1 Обоснование регионального выравнивания

 

В начале переходного  периода теоретическим проблемам  регулирования регионального развития со стороны академической науки  уделялось большое внимание: появились  новые интересные исследования по проблемам  и перспективам социально-экономического развития территорий, территориальному маркетингу, инвестиционной привлекательности, оценке предпринимательского климата, конкурентоспособности регионов. Советом  по изучению производительных сил в 1998-1999 гг. было выполнено фундаментальное  исследование по обоснованию перспективного административно-территориаль-ного устройства России на основе укрупнения субъектов Федерации.

Результатом этой разработки явилось выделение федеральных  округов, продолжающееся объединение  автономий с субъектами Федерации, на которых они находятся. В последние  годы появилось много исследований по вопросам стратегии пространственного  развития России в контексте концепции  её социально-экономического развития, возможным подходам к формированию стратегии регионального развития. Однако, несмотря на это, новая стратегия регионального развития не была разработана и основная концепция региональной политики федерального центра мало изменилась по сравнению с периодом 80-х и 90-х годов: основной стратегией регионального развития практически остается стратегия «выравнивания» социально-экономического развития регионов, основанная на перераспределении бюджетных средств между бюджетопрофицитными и бюджетодефицитными регионами, основные положения которой закреплены в Указе Президента РФ от 3.06.96 №803 «Об основных положениях региональной политики в РФ».

Нерешенность  проблем управления территориями обусловливает  дифференциацию социально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателей развития экономики  и социальной сферы России: так  если в 1998 году душевое потребление  валового регионального продукта (ВРП) субъектов Федерации различалось  в 18 раз, то в 2007 году − более чем  в 40 раз. В 1998 году 19 субъектов Федерации  имели уровень потребления ВРП  выше среднероссийского, а 15 субъектов Федерации имели уровень потребления ВРП в два раза ниже среднероссийского. В 2004 году эти показатели составили 17 и 23, в 2005 году − 16 и 26. Аналогичная динамика характерна и для многих остальных показателей экономического и социального развития регионов. По оценкам экспертов, ежегодные потери России от неэффективного использования территории, неэффективного управления субъектами Федерации оцениваются в 2,5-3% валового внутреннего продукта в год.

Новый этап в  формировании региональной политики России, основанный на научно-исследовательских  разработках и усиленный институциональными преобразованиями (образование Министерство регионального развития) начался  в 2004 году. В этот период были разработаны  проекты двух документов в области  региональной политики федерального центра: «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и проект Федерального закона «Об  основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и  реализации». В концепции Стратегии  регионального развития предложено перейти от политики выравнивания на основе существующих межбюджетных отношений  к политике «поляризованного развития»  − финансовой поддержке высокоразвитых «опорных регионов» − полюсов  роста, а финансирование всех остальных  регионов будет осуществляться на основе необходимости обеспечения федеральных  социальных стандартов для населения, которые определяются государственной  социальной политикой.

Министр регионального  развития в своих выступлениях обозначил  следующие основные составляющие региональной политика России:

- доработка  методики оценки эффективности  деятельности региональных властей,  в особенности отсталых и депрессивных  регионов, а также разработка  механизмов, стимулирующих необходимость,  выгодность эффективного развития  региона;

- перераспределение  полномочий между федеральным  центром и регионами;

- разработка  долгосрочной стратегии развития  России на основе определения  специализации федеральных округов  и субъектов Федерации.

В настоящее время региональная политика реализуется на разных территориальных  уровнях. На первом − осуществляется федеральная политика по отношению к областям (краям, республикам), межрегиональным объединениям. На этом уровне возникает необходимость согласования интересов субъектов Федерации между собой, межрегиональными ассоциациями и государственными органами управления.

Информация о работе Политика регионального "выравнивания" в России