Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:33, реферат
Целью данной работы является изучение и выявление особенностей политики регионального выравнивания в России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………….3
1. Региональная политика в России…………………………………….4
2. Политика регионального «выравнивания» в России……………......6
2.1 Обоснование регионального выравнивания……………………......6
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики……………9
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций……….12
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………17
Второй уровень - включает отношения, объективно возникающие между субъектами РФ и административными районами. Так, для районов Сибири и Дальнего Востока, учитывая размеры низовых территориальных образований, низкий уровень освоения и слабую транспортную доступность согласование принимаемых решений на разных ступенях административной иерархии приобретает особое значение.
Третий уровень - это органы местного самоуправления, роль которых должна постоянно возрастать.
Общее экономическое пространство
формируется как сочетание различных
хозяйств, независимо от величины их потенциала, формы
Стратегия развития России должна учитывать интересы как государства в целом, так и интересы развития каждого конкретного региона. Поэтому необходимы новые подходы к формированию региональной политики России в современных условиях с учетом опыта ее новейшей истории. В частности разработка новой модели политики регионального выравнивания.
Таким образом, региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики
Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:
1) эффективное
использование государственной
собственности на средства
2) поддержка
и стимулирование роста в
3) проведение
общегосударственной
4) регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;
5) регулирование регионального развития.
Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения. Косвенное регулирование осуществляется с помощью различных мер экономической политики.
Только административные методы не могут обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства. Поэтому административные методы должны использоваться в сочетании с экономическими. Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства — через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, льготы, кредиты, субвенции и др., по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций - субъектов регионального воспроизводственного процесса за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.
Для российской
экономики характерно большое разнообразие
экономической, социальной и этнической
ситуаций в отдельных регионах страны;
регионы различаются как
Изучение практики
регионального управления в субъектах
Федерации, имеющих ускоренные темпы
экономического и социального развития,
реализующих инновационные
- наличие качественной,
отвечающей требованиям (
- рост налогооблагаемой базы региона;
- выполнение
программ и планов, обеспеченных
ресурсами (свидетельство
- участие в
межрегиональной конкуренции в
соответствии с системой
Такой подход к оценке деятельности регионов нашел частичное практическое воплощение в Указе «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» 2007 года, который содержит перечень 43 показателей, позволяющих судить о качестве управления регионом. Позднее, Комиссией при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия был утвержден перечень дополнительных 39 показателей.
В качестве основных форм реализации,
наряду с федеральными целевыми программами
развития регионов и отраслей с долевым
государственным
- участие государства
в наиболее эффективных
- размещение
федеральных заказов на
- поддержка
наукоемких производств и
- содействие
активизации международных
- создание
условий для формирования
- содействие малому и среднему бизнесу.
Государственный заказ как инструмент прямого регулирования регионального воспроизводства, в соответствии с действующим законодательством (ст. 72 Бюджетного кодекса РФ), представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов. Государственный заказ — это инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах). Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые «сигналы» не отражают реального соотношения между спросом и предложением.
Финансирование
В последние
время активно обсуждается
Однако, в настоящее
же время зачастую, под региональной
политикой понимают совокупность мер,
направленных на решение сиюминутных
задач, стоящих перед тем или
иным регионом. Каждый субъект РФ при
таком подходе стремится
Не отрицая
актуальность и важность разрешения
назревших противоречий, региональная
политика должна ориентироваться на
фундаментальные ценности историко-культурного
характера, при этом должна охватывать
длительный период, чередуя этапы
по мере их выполнения. Поэтому государственная
политика регионального развития должна
включать как тактические задачи,
так и стратегические цели. Первые
- направлены на разрешение острых социальных
и экологических проблем, на оказание
помощи депрессивным районам и новым
приграничным территориям. На этом этапе
должны быть созданы условия для
разработки и внедрения эффективного
механизма регионального
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций
Одной из целей
экономической региональной политики
является выравнивание диспропорций в
развитии экономики регионов. И, одним
из главных направлений решения
проблемы дифференциации регионов, является
создание институциональной
Поддержка депрессивных регионов,
в которых производственно-
Обоснованность выбора объекта помощи базируется на всестороннем анализе социально-экономической ситуации, разработке прогнозных сценариев развития ситуации в регионе, выборе наиболее острых по ситуации объектов. Прогнозные сценарии представляют собой краткую системную характеристику варианта состояния и развития депрессивной территории, включая и вариант нерегулируемого развития ситуации. С помощью этого же инструментария проводятся анализ состояния и диагностика развития депрессивных ситуаций в масштабах локальных территорий. Каждый из сценариев содержит сведения о собственных и привлеченных ресурсах, направлении перемен в формировании депрессивного состояния, механизмах его преодоления. Иными словами, сценарный вариант есть прогнозная характеристика изменения состояния депрессии и требующихся для этого ресурсов, управленческих действий и т.д. Сравнительный анализ сценарных вариантов должен позволить не только более обоснованно оценить остроту депрессивной ситуации, но и диагностировать саму возможность санации депрессивных территорий.
Селективность (избирательность) государствен
Сам факт существования
депрессивных территорий делает невозможной
реализацию в их пределах конституционных
прав, свобод и гарантий, отсюда вытекает
безусловная необходимость
Информация о работе Политика регионального "выравнивания" в России