Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:33, реферат
Целью данной работы является изучение и выявление особенностей политики регионального выравнивания в России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Введение………………………………………………………………….3
1. Региональная политика в России…………………………………….4
2. Политика регионального «выравнивания» в России……………......6
2.1 Обоснование регионального выравнивания……………………......6
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики……………9
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций……….12
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………17
Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов. Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.
Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы. Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:
- временная
консервация депрессивного
- реструктуризация
(трансформация экономического
- тотальная санация, т.е. полный вывод из зоны депрессии промышленных объектов, переселение из нее жителей.
Средствами (путями) санации региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.
Система механизмов санации депрессивных территорий в современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной только при опоре на совокупность следующих принципов:
1) целевая ориентация.
Ни один механизм не должен
быть индифферентным по
2) системность
воздействия. Механизмы
3) многоуровневая
поддержка. Механизмы санации
должны быть встроены в
4) концентрация
ресурсов. В механизмах санации
необходимо предусматривать
5) упреждающие
действия. Механизмы санации призваны
работать с опережением новых
депрессивных ситуаций; важно не
столько гасить ранее
6) операциональность. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;
7) реальность.
Все предусмотренные
8) контролируемость.
Все действия следует
9) гласность.
Депрессивные территории, особенно
в период их санации, суть
зоны аномально высоких
Таким образом,
возрождение России, выход ее экономики
из кризиса, интеграция в мировое
сообщество не представляются возможными
без максимального
Целью региональной политики является реализация интересов государства в отношении регионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем.
Регулирование территориального
развития осуществляется в виде
государственной селективной поддержки
отдельных регионов. Эта поддержка как
совокупность специально организуемых
действий политического, правового, социального,
финансового, экономического и иного характера
призвана: во-первых, давать стимулы (в
том числе и ресурсные) развитию тех территорий,
которые по объективным причинам не могут
функционировать в режиме саморазвития;
во-вторых, создавать условия для возникновения
и функционирования национально значимых
потенциальных «точек роста» (свободных
экономических зон, технопарков и т.п.);
в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными
территориями общегосударственных функций
(содержание на территории объектов и
отраслей федерального значения, финансирование
закрытых административно-
При этом возникает сложная
задача объективного отбора только тех
наиболее нуждающихся в этой поддержке
территорий, на которые можно оправданно
потратить государственные
Заключение
Итак, целью настоящей работы было
изучение региональной политики в России,
в результате сделаны следующие
выводы. В современных условиях развития
российской экономики отмечается объективно
существующий процесс регионализации
всех сторон общественной и экономической
жизни страны, что обусловливает
необходимость осуществления
- участие государства в
Список использованной литературы
1. Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – 62 с.
2. Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. / А.С. Малин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 268 с.
3. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. – М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.
4. http://repository.vzfei.ru
Информация о работе Политика регионального "выравнивания" в России