Политика регионального "выравнивания" в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение и выявление особенностей политики регионального выравнивания в России.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Региональная политика в России…………………………………….4
2. Политика регионального «выравнивания» в России……………......6
2.1 Обоснование регионального выравнивания……………………......6
2.2 Механизмы регионального регулирования экономики……………9
2.3 Возможности выравнивания региональных диспропорций……….12
Заключение……………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………17

Файлы: 1 файл

реферат по р.э..docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования. Идеология санации депрессивных территорий в переходный период основывается на априорных представлениях о недостаточности ресурсов для общего и относительно равномерного подъема территорий и о предпочтительности концентрации средств в точках наибольшей депрессии с предварительным запуском специально разработанных системных механизмов санации. При этом требуют решения задачи обоснованного выбора таких экстремальных точек и таких системных механизмов. Пути санации депрессивных регионов сугубо индивидуальны. Так, санация шахтерских поселков после закрытия шахт не может быть совершенно одинаковой для населенных пунктов, например, в Заполярье и в Ростовской области. При этом не исключается возможность существования идентичных элементов в процессе санации, что позволяет использовать некоторые относительно стандартные процедуры. В ряду таких элементов можно, в частности, назвать новую переквалификацию части трудоспособного населения; создание организационно-правовых предпосылок активизации хозяйственной деятельности, организацию самодеятельного или целенаправленного переселения части жителей на более благоприятные территории и т.д.

Набор, последовательность и целевая ориентация мероприятий по санации в каждом конкретном случае индивидуальны, в силу чего их реализация требует специально разработанной программы. Определяющим элементом в выборе вариантов санации депрессивных территорий является ее конечная цель. В качестве такой цели могут выступать:

- временная  консервация депрессивного состояния  (средства внешней по отношению  к данной территории поддержки  препятствуют дальнейшей деструкции, не устраняя, однако, ее причин);

- реструктуризация (трансформация экономического потенциала, социальная разгрузка территории, устранение причин экологических  катастроф и т.д.);

- тотальная  санация, т.е. полный вывод из  зоны депрессии промышленных  объектов, переселение из нее  жителей.

Средствами (путями) санации  региона являются: действия органов власти по социальной защите населения: мероприятия по банкротству предприятий; регулирование миграции; воздействие на чрезвычайные ситуации; государственная поддержка отраслей и территорий по каналам бюджетов и различных программ; упорядочение отношений собственности; регулирование земельных отношений; формирование и использование бюджетов и налогов; заключение многосторонних соглашений.

Система механизмов санации депрессивных территорий в  современных кризисных, переходных, нестабильных условиях станет работоспособной  только при опоре на совокупность следующих принципов:

1) целевая ориентация. Ни один механизм не должен  быть индифферентным по отношению  к предмету регулирования; в  нем необходимо учитывать реалии  и неукоснительно обеспечивать  именно конечные результаты санации  депрессивных территорий;

2) системность  воздействия. Механизмы проведения  санации следует конструировать  так, чтобы они проявлялись  во всех аспектах санации одновременно; из них надлежит исключать  противодействующие и нестыкуемые компоненты;

3) многоуровневая  поддержка. Механизмы санации  должны быть встроены в политику  федеральных, субфедеральных и  местных органов власти; следует  выделять зоны совместных действий  и зоны исключительной компетенции;

4) концентрация  ресурсов. В механизмах санации  необходимо предусматривать аккумулирование  и возможное перераспределение  ресурсов, поступающих по различным  каналам;

5) упреждающие  действия. Механизмы санации призваны  работать с опережением новых  депрессивных ситуаций; важно не  столько гасить ранее возникшие  социальные и иные напряжения, сколько заранее создавать организационно-правовые  и иные преграды на пути  перерастания депрессивных ситуаций  в катастрофические;

6) операциональность. Все предлагаемые меры должны укладываться в действующую систему процедур, решений и т.д.;

7) реальность. Все предусмотренные программой  санации мероприятия необходимо  осуществить; лучше отказаться  от эффектного намерения, чем  получить хотя бы один неудачный  результат, способный ухудшить  ситуацию;

8) контролируемость. Все действия следует проводить  в режиме, позволяющем проверить  их реализацию и, главное, соответствие  полученных результатов целям  санации;

9) гласность.  Депрессивные территории, особенно  в период их санации, суть  зоны аномально высоких социальных  напряжений; первой гарантией успеха  санации нужно считать объективное  освещение ее целей и процедур, снятие в ходе дискуссий всех  возникающих вопросов, оповещение  о каждом (удачном и неудачном)  шаге санации, особенно в части  использования средств.

Таким образом, возрождение России, выход ее экономики  из кризиса, интеграция в мировое  сообщество не представляются возможными без максимального использования  благоприятных и снижения негативных воздействий территориальных факторов, региональных природно-географических, социально-исторических и геополитических  условий на социально-экономическое  развитие страны.

Целью региональной политики является реализация интересов государства в отношении регионов и интересов самих регионов методами и способами, учитывающими специфику региональных систем.

Регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Эта поддержка как совокупность специально организуемых действий политического, правового, социального, финансового, экономического и иного характера призвана: во-первых, давать стимулы (в том числе и ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; во-вторых, создавать условия для возникновения и функционирования национально значимых потенциальных «точек роста» (свободных экономических зон, технопарков и т.п.); в-третьих, обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (содержание на территории объектов и отраслей федерального значения, финансирование закрытых административно-территориальных образований, содержание курортов и т.п.); в-четвертых, формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого экономического и геополитического значения (например, Калининградская область, Дальневосточный регион).

При этом возникает сложная  задача объективного отбора только тех  наиболее нуждающихся в этой поддержке  территорий, на которые можно оправданно потратить государственные ресурсы. Однако одно ясно, политика регионального  выравнивания должна быть направлена на достижение социально-экономического равновесия между регионами только как на долговременную тенденцию.

 

 

 

Заключение

 

Итак, целью настоящей работы было изучение региональной политики в России, в результате сделаны следующие  выводы. В современных условиях развития российской экономики отмечается объективно существующий процесс регионализации всех сторон общественной и экономической  жизни страны, что обусловливает  необходимость осуществления сильной  региональной политики. Нерешенность проблем управления территориями обусловила дифференциацию социально-экономического развития регионов на фоне роста основных показателей развития экономики и социальной сферы России.

Региональная политика – это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных органов управления, направленная на решение территориальных и общегосударственных проблем. Региональная политика является двухмерной, включающей: федеральную региональную политику; региональную политику субъектов федерации, федеральных округов, муниципальных образований. Основными условиями формирования региональной политики, являются:

– дозированное сочетание государственного воздействия  и рыночного саморегулирования  в зависимости от уровня развития регионов, степени их адаптации к  рыночным отношениям;

– учет специфических особенностей отдельных  регионов, их места и роли в территориальной  организации экономики страны, имеющегося природно-ресурсного потенциала;

– разработка целей и задач региональной политики, исходя из социальной направленности развития;

– преимущественное использование экономических методов управления, стимулирующих инициативы региональных организаций по поиску наиболее эффективных направлений развития.

- участие государства в наиболее  эффективных инвестиционных проектах  и размещение федеральных заказов  на поставку продукции для  общегосударственных нужд

Большой шаг в этом направлении был  сделан посредством проекта ФЗ «Об  основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и  реализации».

 

Список использованной литературы

1.   Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – 62 с.

2.   Малин А.С. Региональное управление: учеб. пособие. / А.С. Малин. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 268 с.

3.   Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозова. – М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 519 с.

4. http://repository.vzfei.ru

 


Информация о работе Политика регионального "выравнивания" в России