Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - отразить суть политики регулирования доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулирования доходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. Дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА РЕГУЛЬРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Суть политики регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Механизм регулирования доходов населения
2.2 Система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая 36.docx

— 301.84 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике»

 

 

Студентка  94 эо группы                             

Павлович  Натальи Павловны

Шифр  № 36   

 

Руководитель 

курсовой  работы

к. э. н., доцент Липницкая Валентина Владимировна

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

РЕФЕРАТ

Тема  курсовой работы: Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

В работе: ___с, табл. _______, ил. ____

Ключевые  слова: доходы населения, неравенство, кривая Лоренца, коэффициент Джинни, социальная политика, гарантии

Объект  исследования: политика доходов населения


 

В работе отражена суть политики регулирования доходов населения и ее последствия

 

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно  и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.

 

                                                                                            _______________

(Подпись) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА РЕГУЛЬРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Суть политики регулирования доходов населения

1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.

1.3 Социальная защита, ее основные  формы и методы. Политика социальных  гарантий.

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДА К   СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКЕ

2.1 Механизм регулирования доходов населения

2.2 Система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

 

Любое государство  вне зависимости от политического  строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.

Вместе с тем  улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения  и образования, уменьшение социального  неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения  эффективности экономики как  материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.

Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов  населения является как никогда  актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды  общества.

Наиболее  пристальное внимание уделяется  государством обеспечению роста  заработной платы, выступающей основным, базовым доходом и в совокупных доходах семей, и в доходах  бюджета. Лидерами по размеру заработной платы по-прежнему являются работники  финансово-банковской сферы, органов  государственного управления, науки  и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самыми низкими заработки остаются в сельском хозяйстве, сферах социального  обеспечении и образования.

При этом в  республике обеспечивается последовательное укрепление минимальной заработной платы как основной государственной  гарантии в области оплаты труда  и формы социальной защиты низкооплачиваемых  работников. Осуществляется индексация заработной платы и других доходов  граждан. Предметом особой заботы государства является последовательное повышение уровня пенсионного обеспечения.

Цель данной работы - отразить суть политики регулирования доходов населения и ее последствия.

Задачами являются:

Раскрыть сущность государственной политики регулирования  доходов населения.

Раскрыть проблему неравенства в распределении  доходов. Дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.

Охарактеризовать  политику социальной защиты социальных гарантий  со стороны государства.

Раскрыть  механизм регулирования доходов  населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 

    1. Суть политики регулирования доходов населения

 

Содержание политики доходов населения  в Республике Беларусь вытекает из социальной направленности развития государства.

Деятельность государства в  социальной сфере, прежде всего, сориентирована на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения  жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

Уровень и  качество жизни в значительной степени  зависят от величины доходов населения, поэтому представляется необходимым  рассмотреть это явление более  подробно. Произведенный в экономике  совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в  его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской  способности. Такое распределение  называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными  формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят  от конкурентных условий.

Предельная  производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку оставляет "за бортом" тех индивидов, которые не владеют  ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных  доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в  форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных  выплат) не обусловлены участием в  общественном производстве и являются результатом перераспределения, или  вторичного (персонального) распределения  функциональных доходов. Размеры вторичных  доходов существенным образом зависят  от проводимой государством социальной политики.

Источниками доходов может также быть прибыль  от личного подсобного хозяйства, участия  в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и  др. Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно  больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько  источников.

Итак, доходы населения - это все средства в  натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь  натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых. [3, с.286]

В политике денежных доходов населения  государство руководствуется двумя  основными подходами:

  • создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Главная составляющая доходов населения  – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим  экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации  системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается  на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и  Единую тарифную сетку. Тем самым  обеспечивается одинаковый подход при  формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального  уровня, сложности и общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная  и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника  зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей  труда, соблюдения технико-технологических  стандартов, трудовой дисциплины и  индивидуальными размерами не ограничивается.

Государственное регулирование роста  заработной платы осуществляется путем  увязки параметров ее повышения с  увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера  тарифной ставки первого разряда  и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости  от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в  нашей стране является ее прогнозирование  путем установления заданий по росту  заработной платы. Их выполнение находится  под постоянным контролем республиканских  и местных органов власти. Накопленный  опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие  темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).

 

 

    1. Проблема неравенства в распределении доходов. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.

 

Денежные  доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для  всех стран мира. Данное явление  известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20% распределяются между 80% населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

На величину доходов оказывает влияние множество  разнообразных факторов, зачастую имеющих  разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место  различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов. [7, с.147]

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике