Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - отразить суть политики регулирования доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулирования доходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. Дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА РЕГУЛЬРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Суть политики регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Механизм регулирования доходов населения
2.2 Система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая 36.docx

— 301.84 Кб (Скачать файл)

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о  дифференциации доходов, следует учитывать  и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут  различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане  природой индивиды, обладая более  высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме  того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что  дает им возможность извлекать "интеллектуальную ренту". Не последнее значение при  этом имеет и работоспособность  человека, его стремление добиться значительных результатов в своей  деятельности.

Известно, что  величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя  может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство  доходов воспроизводится, способствуя  данной категории лиц в получении  лучшего образования и более  высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов  нельзя также исключить и благоприятное  стечение обстоятельств.

Амплитуда неравенства  становится очевидной при более  глубоком рассмотрении распределения  доходов между домохозяйствами. Для этого применяют прием  ранжирования: семьи распределяют в  порядке возрастания доходов, а  затем делят на группы. При этом различают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20% всех семей. Первая квинтильная группа - составляет 20% семей с наименьшим, а пятая - 20% с небольшим уровнем доходов; б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10%).

Степень социального  расслоения определяется посредством  расчета ряда коэффициентов.

 

Кд = d10/d1

 

где Кд - Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов;

(Кд) - это соотношение между средними доходами 10% наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1).

Чем выше коэффициент  фондов, тем больше неравенство в  доходах, выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в странах-соседях - России, Украине, Литве и Польше - соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.

Различают также  децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25% самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25% самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности  распределения доходов между  гражданами (семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей (рис.1.1).

 

Рис 1.1 Кривая Лоренца

 

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е.1% населения располагал 1% доходов, 15% населения - 15% доходов, то кривая Лоренца  совпала бы с пунктирной прямой абсолютного  равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии  абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джинни, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джинни. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества.

В современном  мире наименьшая дифференциация доходов  в мире наблюдается в Норвегии, где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент  Джинни составляет 0,258. На другом "полюсе" находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джинни - 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой  неравномерного распределения доходов  связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению. [7, с.155]

Бедность  представляет собой глобальную проблему. Это многоаспектное социально-экономическое  явление, связанное с низким уровнем  потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной  реализации трудового потенциала.

Бедность  может иметь различные формы. В зависимости от основания для  сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность. Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, кто испытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.

Объективная бедность - состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов, бедность - Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным  инструментом определения численности  бедных в стране является черта, или граница бедности - минимально допустимый критический уровень жизни, который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране, не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: в развитых государствах она выше, чем в развивающихся.

В Беларуси в качестве границы бедности выступает  бюджет прожиточного минимума, который  наряду с минимальным потребительским  бюджетом используется также для  количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских  бюджетов является система потребительских  корзин. Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала. [7, с.160]

Дифференциация  населения на основании бюджета  прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет  выделить группы с разным уровнем  материальной обеспеченности:

    • бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;
    • малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;
    • обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
    • богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением  бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупных доходов.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой  перераспределения доходов и  обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов  вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и  услуги, и тем самым ослабляет  его стимулирующее воздействие  на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого  капитала. Высокая дифференциация доходов  провоцирует социальную напряженность  в обществе и усиливает предпринимательские  и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Бедность является одной из основных проблем любой страны. Для того, чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать кривую Лоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценить социальную напряженность в любой стране.

 

 

 

    1.  Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий

 

Для того чтобы жить и  продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования  всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о  том, что некоторые неблагоприятные  события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут  никогда не наступить.

Другие могут наступить  лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.

Есть и такие неблагоприятные  обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [7, с.181]

В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:

1) несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т.п.;

2) потерю работы;

3) необратимые физиологические  изменения, болезнь человека и  потерю трудоспособности;

старость, беспомощность  и смерть;

потерю кормильца.

Такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна.

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;

б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т.е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического  ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.

Объектами социальной защиты выступают:

а) уровень потребления  материальных благ (доходы);

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике