Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - отразить суть политики регулирования доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулирования доходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. Дать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальных гарантий со стороны государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОЛИТИКА РЕГУЛЬРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Суть политики регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни.
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий.
ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Механизм регулирования доходов населения
2.2 Система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая 36.docx

— 301.84 Кб (Скачать файл)

б) минимальный уровень  охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;

в) жилищные условия.

Функционирование системы  социальной защиты предполагает наличие  определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Социальная защита может  осуществляться в виде социального  обеспечения и минимальных социальных гарантий (рис.1.2).

 

Рис.1.2 Основные направления системы социальной защиты

 

Социальное обеспечение  обычно включает социальное страхование  и социальную помощь.

Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального  обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (рис.1.2).

Социальный риск - наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т.д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается  в состоянии избежать социального  риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые  из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной  нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

в) пособия по безработице.

Социальное страхование  осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств  фондов социального страхования  служат:

а) страховые взносы застрахованных;

б) страховые взносы предпринимателей;

в) субсидии государства.

Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся  в материальном содействии в связи  с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется  в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии - важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение  равного доступа всех граждан  к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка  включает наличие соответствующих  гарантий, которые выступают как  обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

Выполняя данную социальную функцию, государство:

а) законодательно устанавливает  минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.);

в) устанавливает минимальный размер оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [7, с.185]

На практике мероприятия  социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы  социальной политики государства.

Таким образом, каждое государство  независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области  социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в  предусмотренных законодательством  случаях в момент наступления  форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕГУЛРОВАНИЯ ДОХОДОВ  НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

2.1. Механизм регулирования доходов населения

 

Регулирование доходов населения осуществляется в тесной увязке со сводными макроэкономическими показателями и, в частности, с валовым внутренним продуктом (ВВП). Расчет ВВП на душу населения позволяет дать самую общую характеристику уровня жизни населения, а также отразить состояние и развитие экономики.

В системе национальных счетов (СНС) осуществляется расчет располагаемого дохода, фактического конечного потребления и расходов на конечное потребление домашних хозяйств. Эти показатели позволяют: представить экономическое состояние домашних хозяйств; отразить степень зависимости экономики от поведения потребителей; оценить степень возможности государственного воздействия на уровень жизни населения.

Задачей первоочередной важности при регулировании доходов населения является выработка мер воздействия на процессы образования доходов (их объемы, структуру, динамику, источники поступления), направления использования, покупательскую способность и распределение доходов между различными группами населения.

В системе государственного регулирования  доходов населения в условиях формирования рыночных отношений центральное место занимает социально справедливое распределение доходов. Рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, наоборот, способствует углублению социальной дифференциации населения, расширяет разрыв между богатыми и бедными, и государство берет на себя регулирование распределения дохода. Эта задача решается различными приемами и методами, например, путем вмешательства в функционирование рынка с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственные расходы на социальное обеспечение все большая доля национального дохода переходит от относительно богатых к относительно бедным.

Критерием при перераспределении доходов  населения является разрыв в денежных доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных слоев населения, который не должен превышать 12 раз. Большее превышение сопряжено с серьезной социально-политической дестабилизацией общества. Примером применения этого критерия при регулировании распределения доходов могут служить США. В 1981 г. без государственного воздействия разрыв в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных мог составить 52,4 раза, но благодаря государственному вмешательству составил лишь 9,7 раза.

Другим  критерием дифференциации доходов  населения является коэффициент Джини. Его критический предел равен 0,410 – 0,412. Для сравнения: в 1980-е годы коэффициент Джини составил 0,270 в Японии, 0,291 – в Швеции; 0,295 – в ФРГ; 0,329 – в США. В России в 1994 году коэффициент Джини равнялся 0,412.

В Республике Беларусь в 1995–2009 гг. указанные критерии не превышали установленных пределов, что свидетельствует о достаточно взвешенной социальной политике государства в области распределения доходов.

В последние годы в Республике Беларусь повышение доходов населения  осуществляется в увязке с экономическим  ростом, повышением эффективности экономики. В январе-сентябре 2011 г. удельный вес валовой добавленной стоимости отдельных видов экономической деятельности в ВВП составил: промышленность - 29,4 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 10,8 %, строительство – 7,1 %, транспорт и связь – 7,2 %, торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 13,2 %. (обзор)

Основными источниками формирования денежных доходов населения Республики Беларусь являются  оплата труда, пенсии, пособия, стипендии.

Наибольший  удельный вес в структуре денежных доходов населения занимает оплата труда. Доходы от собственности, предпринимательской  деятельности и личного подсобного хозяйства играют значительно меньшую  роль в формировании денежных поступлений  граждан. В то время как в странах  с развитой рыночной экономикой самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.

В январе-сентябре 2011 года номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь составила 1721,7 тыс. рублей (в сентябре – 2260,1 тыс. рублей), и увеличилась на 47,2 % к уровню января-сентября 2010 года. Реальная заработная плата работников в январе-сентябре 2011 года по сравнению с январем-сентябрем 2010 года увеличилась на 8,2 %.

При реализации основной цели социальной политики в текущем пятилетии  – повышение уровня и качества жизни населения, в Республике Беларусь особое внимание уделяется росту  реальных денежных доходов населения  как основы улучшения жизни населения, недопущению чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп  населения в регионах и по отраслям экономики.

 

 

 

К 2015 г. предусматривается  повышение реальных располагаемых  денежных доходов населения к  уровню 2010 г. в 1,7 – 1,8 раза.

 

В текущем  пятилетии (2011–2015 гг.) политика государства  в области доходов будет направлена:

  • на повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника   их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;
  • дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

В политике денежных доходов населения в  Республике Беларусь четко просматривается  два основных подхода:

  • создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
  • обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

 

 

2.2. Система социальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

 

В Республике Беларусь социальный комплекс является наиболее важным и сложным объектом государственного регулирования. Принятая в качестве перспективной социально ориентированная модель рыночной  экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:

        • рост благосостояния народа;
        • стабильность денег и цен;
        • высокая степень занятости;
        • благоприятная для жизни окружающая среда.

Это говорит о том, что высшей целью социально-экономического развития государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения, которую следует рассматривать как механизм долговременного действия, реализуемый через социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, пособия, механизм поддержания номинальных доходов населения (индексация), право на труд, бесплатное образование, право на жилье, отдых, медицинское обслуживание, право на собственность и доходы от нее и другие).

В системе социальной защиты можно  выделить три подсистемы:

  • защита всех социально-демографических групп населения;
  • социальные гарантии трудоспособным членам общества;
  • меры социальной защиты  социальноуязвимого и нетрудоспособного населения республики.

Социальные гарантии устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Основной целью политики занятости населения является повышение эффективности использования трудового потенциала, удержание безработицы в пределах социально приемлемого уровня.

Политика по поддержке социально  уязвимых слоев населения касается многодетных и неполных семей, инвалидов, учащихся, пенсионеров. Именно они, в первую очередь, становятся объектами социальной защиты в виде социальных пособий, компенсаций, пенсий и других выплат. Особая роль принадлежит пенсионному обеспечению. Первоочередные меры по повышению уровня жизни пенсионеров – обеспечение соответствия размера минимальной пенсии прожиточному минимуму пенсионера, индексация пенсий с учетом роста цен и среднемесячной заработной платы. Предусматривается развитие и негосударственного пенсионного обеспечения, создание и полноценное функционирование негосударственных фондов. Дальнейшее развитие пенсионного обеспечения в республике будет основываться на Концепции пенсионной реформы.

Информация о работе Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике