Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
Объектом исследования является Россия (российский рынок труда).
Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
Выявить проблемы на Российском рынке труда;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………
Рынок труда: структура, сущность………………………..
Механизм и функционирование рынка труда……………
Модели рынка труда…………………………………………

Политика занятости…………………………………….……
Профсоюзы: понятие, деятельность.….……………………
Меры по решению безработицы……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...…

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, фирма выступает фактически единственным покупателем на рынке труда. Процесс установления ставок заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда показан на рис. 1.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Рис. 1.2. Модель монопсонии

 
       В случае конкуренции равновесие устанавливается в точке а – точке пересечения кривых спроса и предложения. Заработную плату Wполучило бы Qработников. Кривая SS характеризует предложение труда и является кривой средних издержек со стороны фирмы, так как монопсонист платит равную ставку за равный труд. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы выше средней. Поэтому кривая предельных издержек на ресурс нанимателя MRC лежит выше кривой предложения. Она показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников, так как монопсонист будет стремиться избежать недовольства из-за дифференциации ставок заработной платы за одну и ту же работу. Для максимизации прибыли монопсонист уравнивает предельные издержки с предельным спросом на труд (точка b), будет нанимать Qработников (по сравнению с Qв условиях конкуренции) и платить ставку заработной платы W(в отличие от конкурентной ставки Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и одновременно выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции.

 

3. Модели с учетом профсоюзов. Важную роль на рынке труда играют профсоюзы, представляющие интересы наемных работников. Основной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы своих членов. Профсоюз может решить эту задачу разными путями. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.3. Профсоюзы и спрос  на труд

 

  1. Повышение спроса на труд. Если профсоюзы смогут расширить спрос на труд с D1Dдо D2D2, то ставка заработной платы увеличится с Wдо Wи занятость с Qс до Q(рис. 1.3).

Повышение спроса на труд достигается  путем увеличения спроса на производимые продукты и услуги (рекламы, использование политического лобби и т.д.). Увеличению спроса на труд способствует повышение производительности труда, рост эффективности и качества труда, лучшее использование машин и образования, экономия сырья и др. Однако профсоюзы признают, что их возможности воздействовать на изменение спроса на труд незначительны и ненадежны. Поэтому чаще всего они пытаются противостоять снижению спроса на труд, а не способствовать его увеличению.

 
Рис. 1.4. Цеховые профсоюзы и предложение  труда

 

5. Ограничение предложения труда. Ограничивая предложение труда с S1Sдо S2S2, профсоюзы добиваются повышения ставок заработной платы с Wдо Wи сокращения числа нанятых работников с Qдо Q(рис. 1.4). 
      Ограничение предложения труда достигается при помощи сокращения рабочей недели, понижения пенсионного возраста, сокращения детского труда, включения специальности в список лицензируемых профессий, ограничения числа принимаемых в профсоюз. Особенно это характерно для профсоюзов, объединяющих работников какой-то определённой профессии (цеховые профсоюзы).

Однако большинство профсоюзов не ограничивает число своих членов. Наоборот, они стремятся объединить всех работников, что позволяет им оказывать на работодателей сильное  давление, угрожая забастовками и  полным лишением фирмы предложения  труда. Это характерно для отраслевых (открытых) профсоюзов (рис. 1.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1.5. Отраслевые профсоюзы  и предложение труда

 
      Первоначально равновесная конкурентная ставка заработной платы – Wc, а уровень занятых – Qc. Профсоюз, объединив всех работников, контролируя предложение труда, навязывает ставку заработной платы, например Wu, которая превышает конкурентную ставку заработной платы Wc. В результате кривая предложения труда перемещается из SS в WuaS. Занятость сокращается с Qдо Q(рис. 1.5).


 

 

 

 

 
 

 

 

 

Рис. 1.6. Влияние законодательства о минимуме заработной платы на уровень занятости

Одно из направлений  деятельности профсоюза – борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Важная составная часть такого нормирования – законодательство о минимуме заработной платы. Цель его заключается в установлении минимума заработной платы выше равновесного уровня. При этом средний уровень заработной платы повышается, однако сокращаются масштабы занятости работников (рис. 1.6). 
       Первоначально равновесная ставка заработной платы – Wc, а уровень занятости – Q(рис. 1.6). Закрепление заработной платы на уровне, превышающем равновесный (Wmin>Wc), приведёт к сокращению числа занятых. Однако несмотря на угрозу увеличения безработицы, профсоюзы поддерживают требования о повышении минимума заработной платы. Это связано с тем, что негативные последствия сказываются прежде всего на рынке неквалифицированного труда и положении тех, кто не имеет работы. В целом же занятые работники (и особенно наиболее квалифицированные) выигрывают от роста минимума зарплаты. Увеличение минимума заработной платы обычно сопровождается пересмотром всей системы ставок оплаты труда в сторону её повышения.

 6. Модель двусторонней монополии. Двусторонняя монополия на рынке труда имеет место, когда фирма – единственный наниматель труда (монопсонист), а продавцы – сильные отраслевые профсоюзы (рис. 1.7).

 
 
Рис. 1.7. Двусторонняя монополия  на рынке труда

 

Фирма-монопсонист будет стремиться к установлению ставки заработной платы Wниже конкурентной равновесной Wи сокращению занятости с Qдо Qm. Отраслевой профсоюз, в свою очередь, будет стремиться поднять ставку заработной платы до Wu, также сокращая предложение труда. Таким образом, при относительно незначительном различии в уровне занятости (Qи Qc) подходы к определению ставки заработной платы резко отличаются (Wи Wu). Каков будет уровень заработной платы, однозначно сказать нельзя. Не исключено, что заработная плата может приблизиться к равновесному уровню. Всё будет зависеть от силы и эффективности стратегий в ходе заключения трудового соглашения.

 

 

 

 

 

  1. Политика занятости

 

Политика занятости - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.

Функциональная роль политики занятости - обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения  в сферу занятости (независимо от форм хозяйствования), регионального  распределения рабочей силы на территории в соответствии с количеством  и качеством рабочих мест; поддержание  занятости на максимально возможном  уровне; регулирование отношений  между субъектами рынка рабочей  силы; обеспечение средствами существования  лиц, не имеющих работы, и т, д.

Политика занятости имеет  свои особенности по странам, включает комплекс экономических, социальных, правовых мер по регулированию внутренних отношений занятости и внешних  с другими странами по поводу миграционного  обмена с международным рынком рабочей  силы. В России политика занятости  в современных условиях пока не имеет  четкой стратегической ориентации, не подкреплена комплексом мер, обеспечивающих рациональную занятость, направлена в  основном на сокращение уровня и продолжительности  безработицы, оказание социальной помощи безработным. На общегосударственном  уровне регулируется Законом РФ 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 июля 1992 г.), соответствующим законодательством  о труде и др. актами, коллективными  договорами и соглашениями.

Для увязки целей и задач  политики занятости на разных уровнях  разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские, региональные программы занятости. Создана Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мер по программе занятости создан Государственный фонд занятости населения. На региональном уровне субъектами РФ ежегодно принимаются территориальные программы содействия занятости населения. 
       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Профсоюзы: понятие, деятельность.

 

Профессиональный  союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, это исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многогранную, сложную систему отношений и связей как внутреннего, так и внешнего характера.

Основной  задачей профсоюзов является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Для достижения этой цели профсоюзы возникли, для этого они создаются и сейчас. Также можно выделить еще несколько сопутствующих функций: производственная, воспитательная, социальная, международная.

Как общественная организация, профсоюзы создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей. Право  каждого гражданина на объединение  в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Потребность защиты прав и  интересов трудящихся особенно актуальна  в современный период, когда эти  нормы ущемляются роботодателями, которые прикрываются кризисом.

Осуществлять защитные функции  профсоюзов помогает социальное регулирование  общественных отношений, в которые  они вступают в процессе своей  деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились  в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально  не закреплены. Другие - предусмотрены  актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется, в основном, ими самими как самостоятельными общественными  организациями с помощью внутренних норм, принимаемых руководящими профсоюзом органами. Эти нормы не носят правового  характера, хотя многие из них имеют  правовые последствия, и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому  воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально  и политически необходимо.

Законодательство содействует  осуществлению профсоюзных задач  по выполнению защитных функций. Предоставленные  профсоюзу права создают юридическую  базу для выполнения их уставных задач  и функций. При этом государство  не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с уставами и не подлежат регистрации  в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и  включаются в соответствующий реестр.

Существует пять основополагающих принципов деятельности профсоюзов.

Первый принцип - независимость профсоюзов в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений.

Второй принцип – самоуправление. Он предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. В разрезе профсоюзов он выражен в, упоминавшемся выше, их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы. Он закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Таким образом в законодательстве отражен профсо¬юзный плюрализм – возможность создания нескольких профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности, вытекает из законодательства о профсоюзах и закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР) и указов Президента РФ. Также, в некоторых республиках  приняты свои законы о профсоюзах.

Стоит отметить, что законодательство, которое определяет правовые полномочия профсоюзов, меняется и развивается  в зависимости от изменения общественных отношений, в которых эти объединения  участвуют. Укрепляются и расширяются  права, направленные на защиту интересов  работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах огромное влияние оказали конвенции  и рекомендации Международной организации  труда (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144 и  др.

Информация о работе Политика занятости