Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 17:38, курсовая работа
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие конкурентоспособности…………………………...4
Глава 2. Динамика конкурентных отношений в российской
экономике……………………………………………………………….8
2.1. Балансы влияния интенсивности конкуренции на
себестоимость…………………………………………………………12
2.2. Влияние интенсивности конкуренции в отраслях…………….16
2.3. Балансы влияния интенсивности конкуренции на прибыль…17
Глава 3.Положение экономики России на мировом рынке………23
Заключение…………………………………………………………...26
Список литературы………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1.
Понятие конкурентоспособности…
Глава 2. Динамика конкурентных отношений в российской
экономике………………………………………………………
2.1. Балансы влияния интенсивности конкуренции на
себестоимость……………………………………………
2.2. Влияние интенсивности конкуренции в отраслях…………….16
2.3. Балансы
влияния интенсивности
Глава 3.Положение экономики России на мировом рынке………23
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Проблема
После того как завершился наиболее болезненный этап рыночных реформ и после финансового кризиса 1998 г. началось оживление экономики. И, естественно, с новой силой развернулась дискуссия о путях преодоления отставания российской экономики, еще более возросшего за годы реформ и трансформационного кризиса; о ее модернизации, о целях и методах последней.
Все последние годы в формировании экономической политики постоянно сталкивались две альтернативные модели, одна — либеральная, делавшая упор на свободную игру рыночных сил и на минимизацию участия государства в экономике. Она естественным образом доминировала весь переходный период от плановой экономики к рыночной, которая состояла в либерализации, приватизации, финансовой стабилизации и в выстраивании институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов.
Вторая — государственная, настаивавшая на активном участии государства в экономике, причем не только в качестве реформатора, но и действующего субъекта, государственного предпринимателя и инвестора. Сторонники второй модели объясняли болезненность реформ в России прежде всего уходом государства из экономики, причем слишком быстрым.
Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Работа состоит из трех глав.
В первой главе дадим понятие конкурентоспособности.
Во второй, рассмотрим динамику конкурентных отношений в России в период с 1995 по 2003 г.г.
В третьей главе рассмотрим уровень и показатели конкурентоспособности экономики России и ее положение на мировом рынке.
Конкурентоспособность - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться на нескольких уровнях:
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.
Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Синтетическим показателем, который объединяет конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризует положение страны на мировом рынке, является показатель ее конкурентоспособности.
В самом общем виде конкурентоспособность страны можно определить как ее способность в условиях свободной добросовестной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных, ее граждан.
Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Мировым экономическим форумом в 1986 году. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран на мировой арене до 1996 года готовился под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента и развития (Лозанна) с привлечением материалов еще 23 международных экономических институтов.
Впоследствии Мировой
Для определения рейтинга конкурентоспособности в мировых табелях о рангах используются многофакторные векторные модели, в которых учитывается 381 показатель. Они сгруппированы в восемь агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы.
В настоящее время на первый план
в мировой
В последние годы важное значение в обеспечении международной конкурентоспособности товаров приобретает экологический фактор. Более жесткие экологические стандарты, возрастающие требования к качеству товара и одновременно более острая конкуренция на мировом рынке заставляют компании при разработке новых изделий использовать принципы предупреждения загрязнений в комплексе с экологическим самоконтролем. В связи с этим важной задачей является совершенствование рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в себестоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использования, дальнейшей утилизации, удаления отходов и рециркуляции.
Национальная
Условимся понимать под конкурентоспособностью товаров и услуг способность продавать их по рыночным ценам с нормальной прибылью. Определение простое, но обладающее достоинством ясности и соответствия интуитивным представлениям. Мы будем различать внешнюю конкурентоспособность — способность продавать товары и услуги на мировых рынках, наличие в структуре экспорта достаточного количества товаров и услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны, и внутреннюю конкурентоспособность — продажи на внутреннем рынке в конкуренции с импортом и другими отечественными товарами, обеспечивающими вместе с экспортом необходимый уровень занятости и доходов населения. Обычно внешняя конкурентоспособность предполагает внутреннюю, но не наоборот. Продавать на внутреннем рынке — это может быть предпосылка внешней конкурентоспособности, но не гарантия. Это более низкий уровень конкурентоспособности.
Конкурентоспособность по ресурсам — по природным ресурсам, по качеству человеческого капитала и капиталу — факторам достижения конкурентоспособности по товарам и услугам.
Конкурентоспособность институтов — соответствие формальных и неформальных институтов страны — законодательства, норм и традиций поведения, распоряжения властью, степени свободы, радиуса доверия требованиям производства конкурентоспособных товаров и услуг.1
2003 г. стал очередным годом
поступательного развития
Во-первых, увеличилась доля конкурентных рынков .Приведенные на графике данные ничего не говорят об уровне конкуренции, а лишь показывают долю рынков, на которых эта конкуренция имеет место. По оценкам предприятий, внутрироссийская конкуренция определенно ощущается в 2003 г. уже на 91% рынков. Это максимум всего периода мониторинга. Тогда конкуренция отмечалась на 76% рынков. Больше всего выросла в 2003 г. доля рынков с конкуренцией с товарами из дальнего зарубежья. В конце истекшего года этот вид конкуренции ощущался российскими производителями уже на 62% рынков. Преддефолтный максимум (июль 1998 г.) составлял 60%. Таким образом, присутствие импорта в 2003 г. уже превысило уровень 1998 г. Однако ни к каким катастрофическим последствиям для отечественной промышленности это обстоятельство не привело.
Доля конкурентных рынков во всех случаях (всех направлениях конкуренции) была и остается меньше 100%, т.е. всегда были и до сих пор остаются рынки сбыта, свободные от какой бы то ни было ощутимой (различимой) предприятиями конкуренции. Меньше всего неконкурентных рынков с внутрироссийской конкуренцией приходилось в 2003 г. на лесной комплекс (5%), пищевую отрасль (5%), химию и нефтехимию (2%). Минимум неконкурентных рынков с конкуренцией из дальнего зарубежья зарегистрирован в черной металлургии (23%), машиностроении (30%) и легкой промышленности (34%).
Во-вторых, результаты мониторинга уровня конкуренции на рынках сбыта российских промышленных предприятий в 2003 г. по-прежнему свидетельствует о том, что самую существенную конкуренцию российские предприятия в целом испытывают со стороны других российских предприятий Все также уступает внутрироссийской конкуренции конкуренция с производителями из стран дальнего зарубежья, разрыв уровня внутрироссийской конкуренции от конкуренции с импортом за 2003 г. не изменился. Суммарные оценки конкуренции с производителями из дальнего зарубежья превысили уровень «слабая», хотя еще не достигли рекордного преддефолтного уровня, оценки внутрироссийской конкуренции все ближе подходят к уровню «умеренная». На последнем месте находится конкуренция с товарами из ближнего зарубежья. Абсолютный уровень конкуренции в целом по промышленности остается невысоким.
Растущий уровень конкуренции не может не оказывать влияние на деятельность российских промышленных предприятий. Конечно, пока уровень конкуренции невысок, говорить о том, что она стала важным фактором развития рынков, наверное, сложно. Так же сложно оценить ее влияние на основные показатели деятельности предприятий. Однако опросный подход подсказывает простое решение: спросить у респондентов, что конкуренция заставляет делать предприятия на их рынках сбыта. При этом мы исходим из того, что респондентами конъюнктурных опросов являются руководители предприятий. Они лучше всего способны оценить уровень конкуренции на своих рынках сбыта, и они же лучше кого бы то ни было представляют, что происходит на управляемых ими предприятиях под влиянием конкуренции. Заставляет ли она снижать отпускные цены и себестоимость или, наоборот, повышать и то и другое после улучшения качества продукции, потребовавшего закупки нового оборудования и технологий? Сокращают ли они избыточный персонал или ищут новых работников для организации послепродажного обслуживания своей продукции? Удалось ли им найти новые рынки сбыта и, следовательно, увеличить выпуск или их продукция вытесняется с традиционных рынков под давлением конкурентов? Как, в конечном счете, влияет конкуренция на эффективность работы предприятия?
Информация о работе Положение экономики России на мировом рынке