Понятие государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.

Содержание работы

Введение 1
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курссовая.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

Введение 1

1. СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА  И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2

1.1. Понятие государственного предпринимательства 2

1.2. Роль государства в регулировании экономики 3

1.3Виды и формы предпринимательства. 6

Основные  функции 8

1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9

2.Понятие  государственного сектора. 10

2.1Государственный сектор в России 11

2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14

2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17

Заключение 20

Список литературы 21

 

 

 

 

 

Введение

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение  ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической  мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл  и др.), полагали, что рыночная система  способна обеспечить полное использование  ресурсов в экономике. С точки  зрения классиков, такие рычаги рыночного  регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма  регулирования превратили полную занятость  имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими  как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается  нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о  том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Таково было мнение классиков. Однако, на практике же современного рынка  государственное предпринимательство  играет далеко не последнюю роль.

Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства  может быть только теоретической  абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство  выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной  конкуренции значительная часть  производительных сил перерастает  рамки классической частной собственности  и государство вынуждено было брать на себя содержание больших  экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда  производство стало характеризоваться  большой сложностью, капитало- и  энергоемкостью, сами монополии оказались  заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке  с его стороны на внутреннем и  внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет  к тому, что общие экономические  процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические  задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей  силы. Рыночный механизм не в состоянии  разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось  и раньше, когда равновесие в экономике  достигалось при неполной занятости  ресурсов и прежде всего рабочей  силы.

Поэтому, говоря в настоящее  время о рыночной экономике, мы говорим  и о роли государства в общем  и о государственном предпринимательстве.

Каково же значение государственного предпринимательства и государственного сектора в современной экономике Росии? Что входит в  содержание государственного предпринимательства и, и какие функции выполняет государственные сектор.

Целью работы является: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Рассмотреть состояние и состав Государственного сектора в экономике России.

Задачи исследования:

1.  определить понятие государственного предпринимательства;

2.  раскрыть возможные методы воздействия государства на рынок;

3. изучить функции и значении государственного предпринимательства;

4.  рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства;

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ  В ЭКОНОМИКЕ

1.1. Понятие государственного  предпринимательства

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику.[2]

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской  революции”, которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.[2]

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  регулирование экономики, государство  использует широкий набор средств  и методов воздействия на экономику  таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.[2]

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным.[3]

Как бы там ни было, государство  всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние  на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное  регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.[3]

1.2. Роль государства в регулировании  экономики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в  XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.[4]

С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в  своей деятельности. Появившиеся  идеи экономического либерализма, которые  впервые наиболее полно обосновал  А. Смит в своем  “Исследовании  о природе и причинах богатства  народов”, нашли большое число  поклонников.[4]

Эффект от оказания государственной  услуги заключается в изменении  состояния получателя услуги, а также  влияния услуги (с учетом ее доли) на достижение социально-экономических  показателей заложенных в целевые  программы, в рамках которых оказывается  услуга.[11]

Основными потребителями государственных  услуг исполнительных органов государственной  власти являются бизнес структуры, некоммерческие организации, госорганы, физические лица. [11]

Помимо термина «государственные услуги» очень часто можно  встретить термин «публичные услуги», а также понятие «социальной  услуги» При этом повсеместно  встречаются ситуации (особенно в  переводных изданиях), где эти термины  используются в одном контексте. В результате и без того не вполне ясное в силу новизны понятие  государственных услуг еще более  теряет свои контуры, приводя к сложностям в разграничении государственных, публичных и социальных услуг.[11]

Государственная услуга, в первую очередь, характеризуется субъектом, оказывающим данную услугу (им всегда является государственный орган). Здесь  стоит заметить, что органы местного самоуправления также могут оказывать  аналогичные государственным услуги, но, строго говоря, такие услуги не могут  рассматриваться как государственные, исходя из конституционного статуса  органов местного самоуправления.[11]

 

Таблица 1. Обобщенная классификация  государственных услуг

 
Критерий 

Вид услуги

По сфере оказания:

- публичные; 
- социальные (общественные); 
- административные.

По наличию промежуточного результата:

- простые; 
- сложные.

По содержанию результата:

- информационно-консультационные; 
- коммуникационные; 
- финансовые; 
- предоставление правообеспечивающих документов.

По условиям оказания:

- программные; 
- нормативно-правовые.

По взаимодействию с ведомствами:

- элементарные; 
- композитные (межведомственные).

По основанию оказания:

- платные; 
- бесплатные.

По практике применения:

- избыточные; 
- фиктивные; 
- навязанные.

По целям услугополучателей:

- реализующие конституционные  права граждан; 
- обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей; 
- реализующие законные интересы услугополучателей.

По причине обращения:

- вынужденные; 
- добровольные.

По доступности:

- доступные; 
- малодоступные.

По количеству услугополучателей:

- массовые; 
- индивидуальные.

По наличию стандартов:

- стандартизированные; 
- не стандартизированные.

По наличию регламентов:

- регламентированные; 
- нерегламентированные.


 

 

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная  сила экономического развития. Одной  из идей учения А. Смита была идея о  том, что экономика будет функционировать  эффективнее, если исключить ее регулирование  государством. А. Смит считал, что, поскольку  главным регулятором выступает  рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.[4]

 

 

 

При этом последователи А  Смита, которых относят к так  называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся  вне пределов досягаемости рыночного  конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые  потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать  на себя заботу об их производстве и  организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. [4]

К числу проблем, которые  не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали  настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно  регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.[4]

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация  не обеспечивает эффективного использования  ресурсов. Фиаско рынка проявляется  не только в ситуациях, связанных  с внешними эффектами и общественными  благами. Важнейшая причина - это  свойственная рынку тенденция к  монополизации. В этих условиях для  обеспечения конкуренции, как условия  наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.[3]

Кроме того, вне рыночного  регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки  зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.[3]

Важный этап в теоретическом  осознании роли государства в  рыночной экономике был связан с  именем выдающегося английского  экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления  экономического спада, необходимость  государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.[4]

Развитие рыночной экономики  во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.[2]

 

1.3Виды и формы предпринимательства.

В наше время существует  множество предпринимательских  структур, каждая из которых характеризуется  своими чертами. Для того чтобы увидеть  различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство  может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики. В соответствии с этим различают государственное и  частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства  имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают: и в том, и  в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. [5]

Информация о работе Понятие государственного сектора