Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.
Введение 1
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21
Введение 1
1. СУЩНОСТЬ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21
Рыночный механизм способен
обеспечить вполне эффективное распределение
ресурсов и их использование. Многие
видные экономисты XIX и начала XX веков,
которые вошли в историю
Таково было мнение классиков.
Однако, на практике же современного рынка
государственное
Рынок, свободный от какого
бы ни было вмешательства государства
может быть только теоретической
абстракцией. Экономическая же реальность
состоит в том, что государство
выступает активным участником рыночных
отношений. Уже в период свободной
конкуренции значительная часть
производительных сил перерастает
рамки классической частной собственности
и государство вынуждено было
брать на себя содержание больших
экономических структур: железных дорог,
почты, телеграфа и т.д. В условиях
монополистической конкуренции, когда
производство стало характеризоваться
большой сложностью, капитало- и
энергоемкостью, сами монополии оказались
заинтересованными в усилении регулирующей
роли государства, в постоянной поддержке
с его стороны на внутреннем и
внешнем рынках. Сегодняшнее усилие
межгосударственной интеграции ведет
к тому, что общие экономические
процессы перешагивают национальные границы,
формируют новые социально-
Поэтому, говоря в настоящее
время о рыночной экономике, мы говорим
и о роли государства в общем
и о государственном
Каково же значение государственного предпринимательства и государственного сектора в современной экономике Росии? Что входит в содержание государственного предпринимательства и, и какие функции выполняет государственные сектор.
Целью работы является: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики. Рассмотреть состояние и состав Государственного сектора в экономике России.
Задачи исследования:
1. определить понятие государственного предпринимательства;
2. раскрыть возможные методы воздействия государства на рынок;
3. изучить функции и значении государственного предпринимательства;
4. рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства;
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.[2]
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.[2]
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.[2]
В любой экономической
системе, в том числе и рыночной
экономике, государство выступает
в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения, например в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.[3]
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.[4]
С развитием рыночных отношений
набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать
Эффект от оказания государственной услуги заключается в изменении состояния получателя услуги, а также влияния услуги (с учетом ее доли) на достижение социально-экономических показателей заложенных в целевые программы, в рамках которых оказывается услуга.[11]
Основными потребителями государственных услуг исполнительных органов государственной власти являются бизнес структуры, некоммерческие организации, госорганы, физические лица. [11]
Помимо термина «
Государственная услуга, в первую
очередь, характеризуется субъектом,
оказывающим данную услугу (им всегда
является государственный орган). Здесь
стоит заметить, что органы местного
самоуправления также могут оказывать
аналогичные государственным
Таблица 1. Обобщенная классификация государственных услуг
|
Вид услуги |
По сфере оказания: |
- публичные; |
По наличию промежуточного результата: |
- простые; |
По содержанию результата: |
- информационно- |
По условиям оказания: |
- программные; |
По взаимодействию с ведомствами: |
- элементарные; |
По основанию оказания: |
- платные; |
По практике применения: |
- избыточные; |
По целям услугополучателей: |
- реализующие конституционные
права граждан; |
По причине обращения: |
- вынужденные; |
По доступности: |
- доступные; |
По количеству услугополучателей: |
- массовые; |
По наличию стандартов: |
- стандартизированные; |
По наличию регламентов: |
- регламентированные; |
Согласно А. Смиту, рыночная
система способна к саморегулированию,
в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли.
Он выступает как главная
При этом последователи А Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции. [4]
К числу проблем, которые
не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные
эффекты. Механизм рынка часто не
реагирует на явления, которые стали
настоящей бедой для
Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.[3]
Кроме того, вне рыночного
регулирования находятся
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.[4]
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.[2]
В наше время существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. [5]