Понятие государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.

Содержание работы

Введение 1
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курссовая.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

Государственное предпринимательство  – это форма осуществления  экономической активности от имени  предприятий, учреждений. Оно реализуется  государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий  – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных  средств и других источников.[5]

Частное предпринимательство  – форма осуществления экономической  активности от имени предприятия  или предпринимателя. Заметим при  этом, что государственное предпринимательство  менее эффективно нежели частное  предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира.[8]

Вместе с этим можно  вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных  выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости  от функций, которые предприниматель  принимает на себя, вступая в предпринимательское  пространство.

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посылоторговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлторство); предпринимательство  в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую  деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице.[8]

 

Таблица2.

 

Виды

Предпринимательства

Основные функции

Организационные формы

Промышленное

Производство 

промышленных  товаров,

работ, оказание услуг

Производственно-

коммерческие

 организации,  предприятия, 

фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа  товаров и 

услуг

Торгово-коммерческие

организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа  валюты,

ценных бумаг, кредит,

работа с вкладами

Банки, фондовые биржи,

страховые и трастовые 

компании

Аграрное

Производство 

Сельскохозяйственной

 продукции  и ее сбыт

Различные виды

кооперативов, единоличные

 фермерские

хозяйства

Консультативное

(консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные

организации,фирмы,

 компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные  охранные

 фирмы и  т.п.


 

Как видно, в таблице наглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.

Предпринимательская деятельность в  современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого  и открытого типа; холдинговые  компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения  самостоятельных предприятий и  другие формы предпринимательской  активности (в частности, участие  в соучреждении предприятия, покупка  предприятия, выкуп партнерской  доли и наследование).

Следует заметить, что в современных  условиях предпринимательство имеет  место как в городе, так и  на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства  ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса. [8]

Рассмотренная выше структура предпринимательства  в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости  от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов  и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ. [8]

1.4 Основные проблемы развития предпринимательства

В современной России сделаны  шаги в сторону демократических  преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан  занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Однако, если рассматривать  потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики  пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян  приходится в среднем лишь МП, тогда  как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30. [1]

Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными признаками: [1]

отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов и  материально-ресурсного обеспечения  развития малого предпринимательства;

пробелы в действующем  законодательстве, особенно налоговом; [1]

нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; [1]

сложность доступа к деловой  информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; [1]

неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; [1]

отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

нестабильность экономической  ситуации в стране; [1]

недобросовестность крупного бизнеса; [1]

доступ к кредитным  ресурсам и высокая ставка кредитования (22%); [1]

правовая неграмотность  самих предпринимателей; [1]

отсутствие явного развития производства; [1]

высокая планка единого социального  налога (26%); [1]

недостаточность кадрового  потенциала; [1]

длительное оформление документации, особенно на землю. [1]

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений от малых  предприятий в региональный и  местный бюджеты. [1]

Предприниматели отмечают также  проблему слишком высоких налоговых  ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и  несовершенство законодательства, регистрирующего  предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия  на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».[3]

2.Понятие государственного сектора.

 Государственный сектор  экономики  представляет собой  совокупность предприятий и организаций,  находящихся в государственной  собственности финансируемых из  государственного бюджета. Границы  государственного сектора в переходной  экономике довольно подвижны. Из-за  набирающей силу корпоратизации  и приватизации предприятий существует  большое разнообразие смешанных   государственно-частных структур. В  настоящее время статистика большинства  стран с переходной экономикой  обычно исключает из рамок  госсектора предприятия находящиеся  в процессе приватизации, причём  даже в тех случаях, когда  доля государственной собственности  в их капитале остаётся значительной. Поэтому общий объём государственного  имущества за счёт государственных  пакетов акций и далей в  капитале смешанных предприятий  оказывается гораздо больше, чем  собственно государственный сектор[7]

Отношение к государственному сектору экономики и десятилетия  рыночных реформ остаётся одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве  стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству  как собственнику и в оценке возможности  эффективного функционирования государственных  предприятий. В эйфории надежд на чудеса приватизации правительства  постсоциалистических стран явно недооценили  потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем  трезвый экономический расчёт.[7]

2.1Государственный сектор в России

Практически все эксперты отмечают, что за последнее время  резко увеличилось государственное  присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство  экспертов склоняются к тому, что  если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в  ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра  составит не менее 50% ВВП. Также эксперты считают, что в ближайшее время  присутствие государства в экономике  будет только увеличиваться.[6]

Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг. Попробуем определить его потенциал. При этом мы не претендуем на полную оценку этого потенциала, а попытаемся оценить основные направления концентрации ресурсов, используя в частности  разработки и опубликованные материалы  Я. Паппе и К. Фрумкина. [6]

Общие параметры государственного сектора:

  • объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
  • в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
  • «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
  • доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП.[6]

Крупнейшие государственные  компании можно разделить на несколько  групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:[6]

  • инфраструктура – транспортная (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД, РАО «ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ); [6]
  • добыча и экспорт сырья − «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», дочка «Газпрома» нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России; [6]
  • оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно, но неуклонно продолжается; [6]
  • финансовый комплекс – государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Внешторгбанк, в свое время купивший Гута-банк и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский Промстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионах России 3-5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую «Национальную корпорацию развития» (Банк развития), которая, кроме прочего, станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда; [6]
  • информационный комплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств.[6]

В настоящее время происходит формирование новых государственных  корпораций с использованием как  ядра (по аналогии с «Газпромом») «Рособоронэкспорта». Казалось бы, монопольная структура, призванная контролировать и оказывать  услуги в области экспорта вооружения, не должна выполнять роль собственника, однако в последнее время именно эта организация становится центром  суперкорпорации, занимающей монопольное  положение. [6]

Даже беглый анализ потенциала государственного сектора экономики  побуждает задаться вопросом: зачем  государству, имеющему в своем распоряжении огромное количество рычагов управления экономикой на макро– и микроуровнях (лицензирование, тарифы, налоги, пошлины  и т.д.), такой объем непосредственно  управляемой собственности? Представители  государства предпочитают не отвечать на этот вопрос, оставляя экспертам  необъятное поле для догадок и трактовок. Эксперты перебирают разные мотивы создания мощного государственного холдинга. Л. Шевцова и А. Дынкин говорят о создании системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи. А. Илларионов использует термин «венесуэлизация», поскольку Венесуэла в свое время тоже национализировала нефтяную промышленность и довела свой госсектор до 60%. Кто-то объясняет это попыткой создать экономическую вертикаль власти. 
Но ответа на главный вопрос: зачем создается в России эта система и как она повлияет на развитие экономики − пока нет. Попробуем ответить на него.[6]

Очевидно, что данная система  позволяет выполнять три основные функции.

Контрольную функцию. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без  согласия и контроля государства  никакой экспорт из страны невозможен. (В 2006 г., несмотря на сокращение объемов  поставки нефти и газа на экспорт  по сравнению с 2005 г. на 2,4 и 2,78%, соответственно, доходы России составили 139,4 млрд долларов, что значительно выше, чем в 2005 г., экспорт вооружений превысил 5 млрд долларов.) [6]

Доступ к газо-, нефте– и массопроводам жестко контролируется государственными компаниями. Экспорт  вооружения регулируется и осуществляется только через РОЭ. Поставка ядерного топлива, электроэнергии, организация  космических запусков находятся  под контролем государства. Даже в случае отсутствия прямого контроля, через РЖД под любым предлогом  можно ограничить перевозку за рубеж  любого товара. Принятие постановления  правительства РФ о порядке инвестирования иностранного капитала в стратегические отрасли и развитие событий вокруг «Сахалина-2» дали понять инвесторам, что без участия и контроля государства вход в любые сверхприбыльные  проекты невозможен. Также через  государственные СМИ можно заблокировать  распространение любой нежелательной  информации, а издание печатной продукции  тиражом 5-6 тыс. экземпляров не может  оказать влияние на население  в значимом для страны масштабе.[6]

Информация о работе Понятие государственного сектора