Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа
Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.
Введение 1
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21
Государственное предпринимательство – это форма осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий – это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.[5]
Частное предпринимательство
– форма осуществления
Вместе с этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация – в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.
Согласно этой классификации,
выделяют производительную и посредническую
предпринимательскую
Таблица2.
Виды Предпринимательства |
Основные функции |
Организационные формы |
Промышленное |
Производство промышленных товаров, работ, оказание услуг |
Производственно- коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании |
Торговое |
Купля-продажа товаров и услуг |
Торгово-коммерческие организации, товарные биржи |
Банковское |
Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами |
Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании |
Аграрное |
Производство Сельскохозяйственной продукции и ее сбыт |
Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства |
Консультативное (консалтинг) |
Консультативные услуги |
Консультативные организации,фирмы, компании |
Силовое |
Защитные функции |
Вневедомственные охранные фирмы и т.п. |
Как видно, в таблице наглядно представлены виды, формы, функции предпринимательства.
Предпринимательская деятельность в
современной России осуществляется
в следующих организационно-
Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство имеет место как в городе, так и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.
Кроме того, предпринимательство
бывает крупным, средним и малым.
Малое предпринимательство
Рассмотренная выше структура предпринимательства в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ. [8]
В современной России сделаны
шаги в сторону демократических
преобразований и формирования рыночных
отношений. Можно говорить о том,
что миллионы российских граждан
занимаются предпринимательской
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными признаками: [1]
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом; [1]
нехватка ресурсов, прежде всего финансовых; [1]
сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.; [1]
неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе; [1]
отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
нестабильность экономической ситуации в стране; [1]
недобросовестность крупного бизнеса; [1]
доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%); [1]
правовая неграмотность самих предпринимателей; [1]
отсутствие явного развития производства; [1]
высокая планка единого социального налога (26%); [1]
недостаточность кадрового потенциала; [1]
длительное оформление документации, особенно на землю. [1]
Это, прежде всего, – проблемы
широкого «теневого» сектора предпринимательской
деятельности, сложность и запутанность
регионального
Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».[3]
Государственный сектор
экономики представляет собой
совокупность предприятий и
Отношение к государственному
сектору экономики и
Практически все эксперты
отмечают, что за последнее время
резко увеличилось
Таким образом, налицо по существу огромный государственный холдинг. Попробуем определить его потенциал. При этом мы не претендуем на полную оценку этого потенциала, а попытаемся оценить основные направления концентрации ресурсов, используя в частности разработки и опубликованные материалы Я. Паппе и К. Фрумкина. [6]
Общие параметры государственного сектора:
Крупнейшие государственные компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:[6]
В настоящее время происходит формирование новых государственных корпораций с использованием как ядра (по аналогии с «Газпромом») «Рособоронэкспорта». Казалось бы, монопольная структура, призванная контролировать и оказывать услуги в области экспорта вооружения, не должна выполнять роль собственника, однако в последнее время именно эта организация становится центром суперкорпорации, занимающей монопольное положение. [6]
Даже беглый анализ потенциала
государственного сектора экономики
побуждает задаться вопросом: зачем
государству, имеющему в своем распоряжении
огромное количество рычагов управления
экономикой на макро– и микроуровнях
(лицензирование, тарифы, налоги, пошлины
и т.д.), такой объем непосредственно
управляемой собственности? Представители
государства предпочитают не отвечать
на этот вопрос, оставляя экспертам
необъятное поле для догадок и трактовок.
Эксперты перебирают разные мотивы создания
мощного государственного холдинга. Л.
Шевцова и А. Дынкин говорят о создании
системы, похожей на южнокорейские корпорации-чеболи.
А. Илларионов использует термин «венесуэлизация»,
поскольку Венесуэла в свое время тоже
национализировала нефтяную промышленность
и довела свой госсектор до 60%. Кто-то объясняет
это попыткой создать экономическую вертикаль
власти.
Но ответа на главный вопрос: зачем создается
в России эта система и как она повлияет
на развитие экономики − пока нет. Попробуем
ответить на него.[6]
Очевидно, что данная система
позволяет выполнять три
Контрольную функцию. Достаточно посмотреть на структуру экспорта российских товаров, чтобы понять, что без согласия и контроля государства никакой экспорт из страны невозможен. (В 2006 г., несмотря на сокращение объемов поставки нефти и газа на экспорт по сравнению с 2005 г. на 2,4 и 2,78%, соответственно, доходы России составили 139,4 млрд долларов, что значительно выше, чем в 2005 г., экспорт вооружений превысил 5 млрд долларов.) [6]
Доступ к газо-, нефте–
и массопроводам жестко контролируется
государственными компаниями. Экспорт
вооружения регулируется и осуществляется
только через РОЭ. Поставка ядерного
топлива, электроэнергии, организация
космических запусков находятся
под контролем государства. Даже
в случае отсутствия прямого контроля,
через РЖД под любым предлогом
можно ограничить перевозку за рубеж
любого товара. Принятие постановления
правительства РФ о порядке инвестирования
иностранного капитала в стратегические
отрасли и развитие событий вокруг
«Сахалина-2» дали понять инвесторам,
что без участия и контроля
государства вход в любые сверхприбыльные
проекты невозможен. Также через
государственные СМИ можно