Понятие государственного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой.

Содержание работы

Введение 1
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИ-МАТЕЛЬСТВА И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 2
1.1. Понятие государственного предпринимательства 2
1.2. Роль государства в регулировании экономики 3
1.3Виды и формы предпринимательства. 6
Основные функции 8
1.4 Основные проблемы развития предпринимательства 9
2.Понятие государственного сектора. 10
2.1Государственный сектор в России 11
2.2Масштабы и структура государственной собственности в России 14
2.3 Критерии эффективности государственной собственности 17
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

курссовая.docx

— 61.45 Кб (Скачать файл)

Имея все эти рычаги и с учетом обычного набора регулирующих инструментов, государство способно в значительной мере контролировать все экономические процессы в  стране, причем в случае необходимости  − при возникновении каких-либо провалов либо в случае обвинений  в отходе от либеральных экономических  ценностей − в качестве виновных будут выставлены отдельные якобы  независимые от государства компании и холдинги.[6]

2.2Масштабы и структура государственной собственности в России

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных  объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам власти.[8]

Масштабы государственной  собственности оцениваются рядом  показателей:

● долей в объеме основных фондов;[8]

● удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям:[8]

● долей производства государственного сектора экономики в общем  объеме производства:[8]

● долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящейся на государственный сектор;[8]

● численностью работников на государственных предприятиях.[8]

Наиболее полно масштабы государственной собственности  можно определить по показателям (долям) государственных расходов по отношению  к ВВП и по доле ВВП, перераспределением через государственный бюджет.[9]

Несмотря на то, что в  результате быстрой и массовой приватизации около 75% предприятий стали частными, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых  отраслях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического  комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической  технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Государство владеет  высококвалифицированными материальными  активами и является одним из самых  крупных собственников. Государству  в России принадлежит 1/3 всей собственности.[9]

Структура государственной  собственности включает: федеральные  государственные предприятия и  учреждения; акционерные общества и  другие предприятия , имеющие государственную  долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора оценивают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством на прямую.[9]

Федеральные государственные  унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям – эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям – по назначению или нет.[10]

В форме федеральных государственных  унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2008 года, существовали 9855 предприятий, в форме учреждений – 34864 ( по данным Министерства имущественных отношений РФ – Минимущество России.). количество унитарных предприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.[10]

Руководители унитарных  предприятий бесконтрольно управляют  финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения  о направлениях использования прибыли.[10]

Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.[7]

В Федеральной собственности  находятся объекты нежилого фонда  общей площадью 337 млн. м2 : из них 123 млн. м2 – некоммерческого использования и 214 – коммерческого использования.[7]

Приведенные данные показывают устойчивую тенденцию повышения  доходности недвижимости. Однако эти  доходы значительно отстают от сложившихся  рыночных показателей, что служит основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.[7]

Зарубежная собственность  оценивается в 2,7 млрд. долл. США. Главная  проблема управления зарубежными объектами  федеральной недвижимости – перераспределение  полномочий между их ведущими балансодержателями: Управление делами Президента РФ и  МИД РФ.[7]

Таким образом, несмотря на масштабность владения государства, ему  не удается до настоящего времени  сделать их бюджетными донорами.[7]

У государства есть огромный сектор федеральной собственности  – земля. Государству необходимо исполнять свои функции в области  земельных отношений.[3]

В настоящее время ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ. Функционирование приватизированных предприятий, которым  не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило  к снижению возможностей привлечения  инвестиций. Отсутствие механизма разграничения  прав собственности на землю между  уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.[3]

Несмотря на то, что в  целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукции  резко снизилась в отдельных  отраслях и сферах, он сохраняет  ведущие позиции.[3]

Специальным государственным  органом, осуществляющим управление федеральной  собственностью является Министерство имущественных отношений РФ.[6]

В его обязанности входят:

● проведение государственной  политики в области приватизации государственных и муниципальных  предприятий;[6]

● управление и распоряжение объектами  федеральной собственности;[6]


● межотраслевая координация  процесса приватизации и управления федеральной собственностью.[6]

Минимущество России может  принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной  собственности, передавать объекты  этой собственности Российскому  фонду федерального имущества (РФФИ) для продажи. РФФИ аккумулирует и  перечисляет денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, выполняет ряд других функций. Минимущество выступает держателем принадлежащих  РФ акций (вкладов и долей), закрепленных в федеральной собственности. Функции  контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества относятся  также к его компетенции. Ему  предоставлено право утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты  с руководителями таких предприятий  в пределах полномочий, делегированных Правительством РФ.[6]

Минимущество России имеет  право издавать нормативные акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения, а также давать разъяснения этих актов.[6]

При Министерстве действует  Федеральная служба по финансовому  оздоровлению и банкротству, которая  представляет от имени государства  интересы собственника при решении  вопросов несостоятельности по отношению  федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля РФ. Государственное управление федеральной  собственностью осуществляют также  отраслевые министерства и ведомства. Основными органами управления и  распоряжения объектами госсобственности субъектов РФ являются органы исполнительной власти и специальные комитеты и фонды.[6]

2.3 Критерии эффективности государственной собственности

Проблема экономической  эффективности использования государственной  собственности существует во всех государствах, независимо от типа экономики.[9]

Более низкая рентабельность государственной собственности  представляет собой обычное явление  в странах с рыночной экономикой. Причины низкой рентабельности государственной  собственности общеизвестны. Среди  основных причин отметим одну - специфическую  отраслевую структуру предприятий  государственной собственности.[9]

Значительная часть государственной  собственности - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные; другая часть - государственные предприятия  в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная, и т.д.. Рентабельность государственных  предприятий, как правило, здесь  ниже, чем частных.[9]

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые  в своей деятельности руководствуются  принципами, несколько отличающимися  от принципов частных фирм, позволяет  использовать государственный сектор для решения общегосударственных  экономических задач, а также  повышения прибыльности частного хозяйства.[9]

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не являются первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадровое области  охраны окружающей среды. Поэтому государственный  сектор стал поставщиком дешевых  услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая издержки в частном секторе.[10]

В России в процессе рыночных преобразований вновь формируется  управление государственной собственностью. Поэтому очень важно разработать  новые стратегию и программы  приватизации, предполагающие повышение  эффективности управления государственной  собственностью. До настоящего времени  такое управление остается неэффективным.[10]

Сейчас РФ находится на начальном этапе решения этой задачи. Ранее не было представления  о том, что находится в собственности  государства. Реестр государственной  собственности по явился недавно. [10]

В стране со столь значительной государственной собственностью практически  отсутствует законодательство, регламентирующее деятельность государственных предприятий.[10]

Следует учитывать, что при  оценке затрат госсектора на общественные блага зачастую нужно учитывать  не только прямые, по и побочные выгоды - положительные внешние эффекты, достающиеся частному сектору и  населению как потребителям. К  тому же, если бы предприятия госсектора стали бы высокорентабельными, это  привело бы к перекладыванию бремени  непродуктивных (но необходимых) расходов на плечи частного сектора.[10]

Эффективность управления собственностью заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта  управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Этот критерий является обязательным при оценке деятельности государственных  органов.[10]

Среди факторов, влияющих на эффективность функционирования государственной  собственности, нужно особо выделить региональный фактор. Например, количество унитарных предприятий не соответствует  возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью. Центр готов отдать регионам большую  часть государственных унитарных  предприятий и тем самым увеличить  роль субъектов Федерации и отраслевых министерств в управлении госсобственностью.[9]

Согласно Постановлению  для предприятий, имеющих задолженность  перед федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами, а также  по заработной плате, дополнительным условием передачи будет наличие бизнес-плана, направленного на ликвидацию задолженности  предприятия, с указанием источников финансирования. Рыночная стоимость  активов передаваемого предприятия  будет исчисляться по результатам  оценки, проведенной независимым  оценщиком не ранее чем за 3 мес. до представления предложений.[9]

Все передачи предприятий  будут осуществляться на основе предложений  субъектов Федераций. Предложения  о передаче государственных унитарных  предприятий регионам должны включать: условия передачи; документ, подтверждающий согласие отраслевого министерства; отчет об оценке предприятия; заверенные в налоговой инспекции годовой  и балансовый отчеты; проект договора о передаче предприятия в собственность  субъекта Федерации.[9]

Это касается благополучных  предприятий. Если же предприятие имеет  просроченную задолженность в бюджеты  федеральных внебюджетных фондов по зарплате более чем за 3 мес., то надо иметь дополнительные документы: перечень мероприятий по оздоровлению предприятия; указание сроков ликвидации задолженности и источников финансирования; заключение отраслевого министерства.[9]

После представления предложений  субъектами Федерации Минимущество России проводит анализ и в течение 1 мес. формирует свои предложения  по передаче предприятий. Министерство прорабатывает также вариант  практически безвозмездной передачи объекта собственности (например, как  это делают в Германии, где многие госпредприятия передавались в собственность  за 1 марку). Расчеты будет проводить  Министерство финансов РФ. Государство  рассчитывает, что регионы смогут «поднять» те предприятия, которые  федеральные власти не смогли заставить  работать с прибылью.[9]

Количество государственных  унитарных предприятий (ГУП) резко  сократится. Аналогично должны быть разработаны  предложения о передаче пакетов  акций в собственность субъектов  Федерации. ГУП, соответствующие задачам  национальной безопасности, обороноспособности и др., превратятся в казенные предприятия без права самостоятельной  хозяйственной деятельности. Ненужные предприятия подлежат продаже.[9]

Информация о работе Понятие государственного сектора