Понятие и экономическое содержание конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы является изучение экономического содержания конкуренции ее роли в рыночной экономике. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие термина «конкуренция» и оценить его существующие виды и формы, выявив особенности каждого;
рассмотреть существующие методы конкурентной борьбы, функционирующие в рыночной экономике.
рассмотреть конкурентоспособность России, выделить проблемы в данном направлении и преимущества страны.

Файлы: 1 файл

Обесп конкуренспособ пред. 1.doc

— 592.50 Кб (Скачать файл)

В современных условиях, чтобы выдержать конкуренцию в условиях наращивания мировыми лидерами усилий по повышению своей конкурентоспособности, России необходима государственная конкурентная стратегия, направленная на достижение устойчивых конкурентных преимуществ, создание необходимых условий для реализации национальных интересов в условиях жесткой глобальной конкурентной среды. Конкурентная стратегия, как неотъемлемая часть государственной стратегии позволит эффективно использовать имеющиеся у государства конкурентные преимущества и конкурентные ресурсы[10].

 

 

 

3.2. Анализ факторов конкурентоспособности России за 2010-2011 год

 

 

С завершением бескомпромиссного противостояния двух общественно-экономических систем эпицентр соревнования Российской Федерации с передовыми странами Запада из области идеологии переместился в сферу экономики, вылившись в жесткую конкурентную борьбу, которая имеет тенденцию к усилению как на внутреннем рынке страны- между отечественными производителями и иностранными конкурентами, так и на внешнем – между отдельными предприятиями и фирмами, особенно теми, которые представляют наиболее продвинутые в экономическом и технологическом отношениях отрасли. Речь идет о глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства.

С сожалением следует констатировать, что при выстраивании значений индекса конкурентоспособности, Россия среди охваченных исследованием стран неизменно оказывается в конце списка (Таблица 2). Можно предположить, что столь удручающее положение России стало результатом специфических трудностей переходного периода, кризисных потрясений валютного и финансового рынков за последние два десятилетия, а также явных просчетов государственной власти в области макроэкономической политики.

Переход российской экономики на преимущественно рыночные механизмы регулирования обуславливает становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие субъектов хозяйствования Российской Федерации. Практика рыночных реформ показывает, что большинство хозяйствующих субъектов отечественной экономики оказались не готовыми к цивилизованным формам и методам конкурентной борьбы. Положение усугубляется тем обстоятельством, что зарубежные экономические партнеры, с которыми соперничают российские предприниматели, уже имеют накопленный богатый опыт конкурентной деятельности.

 

Таблица 2

Индекс глобальной конкурентоспособности за 2006-2011 гг.

Страны

2010–2011

2009–2010

2007-2008

2006-2007

Ранг

Значение

Ранг

Ранг

Ранг

Швейцария

1

5,63

1

2

4

Швеция

2

5,56

4

4

9

Сингапур

3

5,48

3

7

8

США

4

5,43

2

1

1

Германия

5

5,39

7

5

7

Япония

6

5,37

8

8

5

Финляндия

7

5,37

6

6

6

Нидерланды

8

5,33

10

10

11

Дания

9

5,32

5

3

3

Канада

10

5,3

9

13

12

Китай

27

4,84

29

34

35

Турция

61

4,25

61

53

58

Российская  
Федерация

63

4,24

63

58

59

Казахстан

72

4,12

67

61

50

Украина

89

3,9

82

73

69

Чад

139

2,73

131

131

121


 

 

Следует признать, что теоретические и практические задачи мониторинга, удержания и повышения конкурентоспособности отечественных производителей на современном этапе глобализации и интернационализации хозяйственных связей, а также необходимость устойчивого развития мировой экономической системы остаются чрезвычайно актуальными для трансформационного периода. Впервые в России на общегосударственном уровне признана актуальность повышения конкурентоспособности национальной экономики в ежегодном Послании Президента РФ 2003 года: «Россия должна быть и будет страной с конкурентоспособной рыночной экономикой. Страной, где права собственности надежно защищены, а экономические свободы позволяют людям честно работать, зарабатывать»[7].

Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества. Между тем постепенная интеграция страны в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делает проблему повышения конкурентоспособности российской продукции весьма актуальной.

В самом широком смысле применительно к экономической сфере конкурентоспособность означает обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, причем эти свойства могут относиться к различным субъектам конкурентной борьбы - видам продукции, предприятиям (товаропроизводителям), отраслям, и, наконец, странам.

Факторы, определяющие конкурентоспособность страны, достаточно многообразны. Согласно ежегодному Докладу Всемирного экономического форума, проводимого в г. Давос (Швейцарии), рассматриваются двенадцать групп факторов (Рис.2), на основе которых строится сводный индекс глобальной конкурентоспособности.

Рис. 2. Эннеаграмма факторов индекса глобальной конкурентоспособности по данным Всемирного экономического форума за 2010-2011 гг.

Первое слагаемое: институты. Институциональная среда определяется правовой и административной системами, в рамках которых частные лица, фирмы и органы власти взаимодействуют с целью создания дохода и повышения экономического благосостояния.

Качество общественных институтов оказывает значительное воздействие на конкурентоспособность и рост. Оно влияет на решения об инвестициях и на организацию производств, а также играет важнейшую роль при распределении в обществе экономического эффекта и бремени затрат, связанных с проведением политики и формированием стратегий.

Второе слагаемое: инфраструктура. Эффективное функционирование экономики невозможно без разветвлённой и эффективной инфраструктуры. Это важный фактор при выборе места размещения экономической деятельности, а также отдельных видов или направлений деятельности, которые могут развиваться в конкретных странах.

Высокоразвитая инфраструктура снижает эффект удалённости регионов: объединяет национальный рынок и связывает его с рынками других стран и регионов, при этом снижая стоимость таких перемещений. Кроме того, разветвлённость и качество инфраструктуры стимулируют экономический рост и сокращают неравномерность распределения доходов и бедность. 
Эффективность транспортной сферы, включая качественные автотрассы, железные дороги, порты и воздушный транспорт, позволяет предпринимателям своевременно и с гарантией безопасности представлять свои товары и услуги на рынке, кроме того, обеспечивается перемещение трудовых ресурсов к месту наиболее подходящей работы. Также для экономики важно бесперебойное и достаточное энергоснабжение, которое создаёт условия для беспрепятственной работы предприятий. Наконец, надёжная и разветвлённая телекоммуникационная сеть обеспечивает быстрый и неограниченный поток информации и повышает эффективность экономики в целом, поскольку есть гарантия, что решения, принимаемые субъектами экономической деятельности, учитывают всю необходимую информацию.

Третье слагаемое: макроэкономическая среда. Постоянный дефицит бюджета ограничивает способность правительства в будущем реагировать на экономические циклы. Фирмы не могут работать эффективно в условиях, когда рост инфляции выходит из- под контроля. Иными словами, экономика не будет развиваться устойчиво до тех пор, пока не будет обеспечена стабильная макроэкономическая среда.

Четвёртое слагаемое: здоровье и начальное образование. Здоровые трудовые ресурсы жизненно важны для национальной конкурентоспособности и производительности. Работники, страдающие заболеваниями, не могут реализовать свой потенциал, их производительность низка. Слабое здоровье ведёт к значительным затратам бизнеса, поскольку больные работники часто отсутствуют или трудятся с низкой эффективностью. Таким образом, инвестиции в здравоохранение важны как с точки зрения морали, так и с точки зрения экономики.

Помимо здоровья в рамках этого слагаемого рассматриваются также объём и качество базового образования населения, поскольку образование становится всё более важным для современной экономики. Базовое образование увеличивает эффективность труда каждого отдельно взятого работника. 
Более того, люди с низким уровнем образования могут выполнять только несложную физическую работу, и они с большим трудом приспосабливаются к современным производственным процессам и технологиям. Таким образом, нехватка базового образования может стать препятствием для развития бизнеса, и предприятиям будет сложно двигаться по цепочке создания стоимости в направлении производства более технологически ёмкой продукции.

Пятое слагаемое: высшее образование и профессиональная подготовка. Пятое слагаемое измеряет охват населения средним и высшим образованием, а также качество образования в соответствии с тем, как его оценивает бизнес-сообщество. Повышение квалификации также принимается во внимание, поскольку программы профессиональной подготовки «с отрывом от производства» и продолжительное обучение сотрудников «без отрыва от производства», игнорируемые во многих странах, имеют большое значение для постоянного улучшения навыков персонала.

Шестое слагаемое: эффективность рынка товаров и услуг. Здоровая рыночная конкуренция, как на внутреннем рынке, так и на внешнем, важна для стимулирования рыночной эффективности, а значит, и для производительности. Такая конкуренция является залогом того, что развиваться будут наиболее эффективные компании, выпускающие продукцию, востребованную рынком. Создание наиболее благоприятных условий товарооборота возможно лишь при минимальном вмешательстве государства в коммерческую деятельность. Так, обременительное налогообложение, ограничительное или дискриминационное регулирование, негативно влияют на конкурентоспособность и на международную торговлю. Эффективность рынка также зависит от условий, связанных со спросом, таких как ориентированность компаний на потребителя и искушённость покупателей. Искушённость покупателей способна создавать важное конкурентное преимущество: компании вынуждены стремиться к инновациям и максимально ориентироваться на потребителей, что, в свою очередь, также повышает эффективность бизнеса и производительность экономики.

Седьмое слагаемое: эффективность рынка труда. Рынки труда должны обладать достаточной гибкостью для того, чтобы обеспечить быстрый переход работников из одной сферы экономики в другую с наименьшими затратами, а также гарантировать отсутствие значительных колебаний в размере заработной платы. Кроме того, эффективные рынки труда должны обеспечивать четкую зависимость между вознаграждением работников и их достижениями, а также соблюдение равноправия женщин и мужчин.

Восьмое слагаемое: развитость финансового рынка. Недавний финансовый кризис показал, что для экономической деятельности особую важность представляет надёжный и слаженно функционирующий финансовый сектор. Эффективный финансовый сектор распределяет ресурсы, накопленные гражданами страны, а также финансы, поступающие в экономику из-за рубежа, так, чтобы они работали наиболее продуктивно. Ресурсы направляются на развитие тех предпринимательских или инвестиционных проектов, которые обеспечивают максимальную рентабельность. Ключевым аспектом является тщательная и правильная оценка рисков. Инвестиции в развитие бизнеса критически важны для производительности, поэтому экономика нуждается в развитом финансовом рынке, который делает капитал доступным для инвестиций в частный сектор через такие источники как кредиты, полученные в надёжном банковском секторе, регулируемые должным образом фондовые биржи и другие финансовые инструменты.

Девятое слагаемое: технологический уровень. Технологии становятся всё более важным условием конкурентоспособности и процветания компаний. Слагаемое «Технологический уровень» измеряет, насколько быстро появляющиеся технологии адаптируются в экономике, повышая производительность отраслей. При этом особый упор делается на способность экономики максимально использовать информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в повседневной деятельности и производственных процессах в целях повышения эффективности и конкурентоспособности. Следует отметить, что сам по себе уровень развития технологий, доступных фирмам в той или иной стране, может по-разному влиять на производительность, поскольку многое зависит от способности страны внедрять инновации и впитывать новые знания.

Десятое слагаемое: размер рынка. Размер рынка влияет на производительность, поскольку крупные рынки дают компаниям возможность экономии на масштабе. Традиционно рынки, доступные для компаний, были сосредоточены внутри страны.

Одиннадцатое слагаемое: конкурентоспособность компаний. Повышение эффективности производства товаров и услуг приводит к росту производительности компаний и к росту конкурентоспособности страны. Данное слагаемое включает качество взаимодействия между компаниями и развитость экосистемы поставщиков в стране, а также качество стратегий и совершенство операций отдельных компаний.

Двенадцатое слагаемое: инновационный потенциал. Последнее слагаемое конкурентоспособности связано с технологическими инновациями. Для осуществления инновационной деятельности необходима благоприятная среда, поддерживаемая как государством, так и частным сектором. В частности, это подразумевает достаточное инвестирование в исследования и разработки, особенно со стороны частного сектора; наличие научно-исследовательских институтов высокого качества; интенсивное сотрудничество в области исследований между университетами и промышленностью; а также защиту интеллектуальной собственности.

Однако и другие параметры имеют немаловажное значение для формирования модели конкурентоспособной экономики. Вместе с тем, практически по всем выбранным факторам, Россия имеет наименьшее значение за исключением емкости рынка (8 место), где мы проигрываем лишь Соединенным Штатам Америки (1 место), Китаю (2 место) и ряду других стран. При этом, как понятно, этот фактор носит больше объективный характер ввиду численности населения, проживающего в данных странах, и не является показателем интенсивного типа развития.

В таблицах 3 и 4 представлена детализация 12 групп факторов, формирующих индекс глобальной конкурентоспособности по наилучшим и наихудшим позициям Российской Федерации среди 139 стран мира.

Информация о работе Понятие и экономическое содержание конкуренции