Понятие и классификация доходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании доходов населения, принципов их распределения в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе предусматривалось решение следующих задач:
• исследовать понятие и классификация доходов населения;
• выявить проблемы распределения доходов населения;
• проанализировать денежные доходы в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………….
7
1.1Понятие доходов………………………………………...…… 7
1.2 Классификация доходов……………………………...…….. 12
ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………….
17
2.1 Распределение личных доходов…….……………………… 17
2.2 Государственное регулирование распределения доходов... 25
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….
35
3.1 Анализ денежных доходов населения в Республике
Беларусь………………………………………………………..…
35
3.2 Пути увеличения денежных доходов населения……….…. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………..…..………… 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ+1.doc.docx

— 191.58 Кб (Скачать файл)

По данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни, в январе-сентябре 2013 года располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 6 198,7 тыс. рублей в месяц, в том числе в городах и поселках городского типа – 6 587,8 тыс. рублей, в сельских населенных пунктах –  5 181,9 тыс. рублей (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 Распределение домашних хозяйств в Республике Беларусь  

по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в январе-сентябре

2013 года (в процентах к итогу) 

 

Всего

по  
республике

Домашние хозяйства, состоящие из одного человека

Домашние хозяйства  
без детей

Домашние хозяйства 
с детьми  
в возрасте 
до 18 лет

Из них имеющие

1 ребенка

2 детей и более

Все домашние хозяйства

100

100

100

100

100

100

в том числе  
с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов,  
тыс. рублей в месяц:

           

до 1000,0

4,0

1,8

2,4

7,7

5,2

12,7

1000,1-1500,0

11,1

7,2

9,1

17,2

13,9

23,5

1500,1-2000,0

18,7

17,1

14,9

24,8

23,3

27,7

2000,1-2500,0

19,4

19,5

18,2

20,8

21,7

19,0

2500,1-3000,0

14,6

14,7

16,0

12,8

15,2

8,3

3000,1-3500,0

10,3

10,8

12,4

7,2

9,0

3,6

3500,1-4000,0

6,7

7,2

8,7

3,8

4,9

1,6

более 4000,0

15,2

21,7

18,3

5,7

6,8

3,6


 

 Примечание – Источник: [16]

Согласно данным таблицы 2.1 в январе – сентябре 2013 года в Республике Беларусь наибольший процент (19,4%) от общего числа домашних хозяйств составляют домашние хозяйства с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов 2000,1-2500,0 тысяч рублей в месяц, а наименьший процент (4,0) – до 1000,0 тыс. рублей в месяц. Среди домашних хозяйств, состоящих из одного человека и хозяйств, не имеющих детей, наибольшая часть (21,7% и 18,3% соответственно) имеет уровень среднедушевых располагаемых ресурсов более 4000,0 тысяч рублей в месяц. Наибольшая часть домашних хозяйств с детьми в возрасте до 18 лет имеют уровень  среднедушевых располагаемых ресурсов 1500,1-2000,0 тысяч рублей в месяц. Таким образом, наибольший уровень  среднедушевых располагаемых ресурсов у домашних хозяйств, состоящих из одного человека и хозяйств, не имеющих детей.

     Персональное распределение доходов отличается значительной неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето—Лоренца—Джини.

     Согласно «закону Парето» между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, иначе говоря, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности в распределении доходов — «коэффициент Парето» — в разных странах приблизительно одинаков. В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина [21, с. 457].

     На основе данных о распределении доходов все семьи можно объединить в определенные доходные группы. Сопоставив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно построить график, иллюстрирующий дифференциацию доходов [21, с. 457].

     Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получать доход, соответствующий ее удельному весу, а график распределения доходов будет представлен биссектрисой.

     Противоположное абсолютному равенству гипотетическое абсолютное неравенство соответствует ситуации, когда 1 % семей получает 100 % дохода, а другие не получают ничего. В этом случае график распределения дохода представлен кривой, совпадающей с осями системы координат с вершиной в точке В [21, с. 457].

     Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей.

     Равномерность распределения доходов среди населения изучается с помощью коэффициентов:

– фондов (отношение суммы средних доходов самого богатого к сумме средних доходов самого бедного населения);

– дифференциации (отношение минимального душевого дохода у самого богатого населения к максимальному душевому доходу у самого бедного населения).

     Коэффициенты фондов и дифференциации характеризуют, во сколько раз доходы богатых превышают доходы бедных. Чем ниже уровень жизни в стране, тем выше эти показатели. Коэффициент дифференциации всегда меньше коэффициента фондов.

     Такие коэффициенты, рассчитываемые для 10% населения, называются децильными; 20% населения – квинтильными и 25% населения – квартильными.

     Децильный (квартильный) коэффициент дифференциации доходов населения – отношение минимальных доходов 10% (25%) самого богатого населения к максимальным доходам 10% (25%) самого бедного населения.

     Децильный коэффициент дифференциации определяется отношением:

 

Кd= d9/d1        (1.1)

 

    где d1 ,d9 – первый и девятый децили доходов.

     Чем выше уровень жизни населения, тем меньше эти показатели.

     Для оценки равномерности распределения доходов населения используют коэффициент Джини. Коэффициент Джини – показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (доходу). От 0 до 1. Ближе к «1» – высокая степень расслоения в обществе, а к «0» – низкая степень расслоения в обществе.

     Чем выше значение коэффициента Джини, тем значительнее неравенство доходов. В странах СНГ, где были проведены частичные реформы, зарегистрирован рост коэффициента до 0,40 и более. В Беларуси за последние два года коэффициент Джини уменьшился с 0,3 до 0,27.

     Исследования показывают, что наибольший вклад в рост социального неравенства вносит дифференциация заработной платы. В Беларуси в последние годы дифференциация зарплат была уменьшена за счет опережающего подтягивания зарплат низкооплачиваемых работников. Поэтому и уменьшился коэффициент Джини. Но далее этот процесс может прекратиться, потому что перепады тарифов между позициями разрядной сетки теряют свою стимулирующую роль.

     Коэффициент Джини можно рассчитать по формуле Брауна:

 

,     (1.2);

 

или по формуле Джини:

 

       (1.3)

 

где — коэффициент Джини, — кумулированная доля населения (население предварительно ранжировано по возрастанию доходов), — доля дохода, которую в совокупности получает , — число домохозяйств, — доля дохода домохозяйства в общем доходе, — среднее арифметическое долей доходов домохозяйств.

     Коэффициент Джини принимает значения от 0 до 1. Чем ближе к 1, тем выше уровень неравенства в распределении совокупного дохода. Коэффициент Джини не учитывает источник дохода.      

       Коэффициент Лоренца как относительная характеристика неравенства в распределении доходов определяется по формуле:

 

          (1.4)

 

     В случае полного равенства в распределении доходов коэффициент Лоренца равен 0, при полном неравенстве 1. Для определения меры неравенства доходов в обществе используется кривую Лоренца (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца для Республики Беларусь

                     Примечание – Источник: собственная разработка

 

     Социальная функция налогов позволяет государству сглаживать дифференциацию доходов в обществе путем введения прогрессивного налогообложения. Прогрессивные налоги делают распределение доходов более равным, поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии полного равенства. С 2009 года в Беларуси ушли от прогрессивных ставок по подоходному налогу. В настоящее время, вне зависимости от величины дохода, используется ставка налогообложения, равная 12%. Хотя на величину доходов населения государство все равно влияет через систему льгот, устанавливаемых на налогооблагаемую базу дохода каждого конкретного человека.

     Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личными достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу[21, с. 459].

     Все многообразие факторов, влияющих на дифференциацию доходов, можно условно разделить на зависящие и не зависящие от личных усилий доходополучателей. В целом доходы распределены более неравномерно по факторам собственности, чем по трудовым.

 Все факторы дифференциации доходов, не зависящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственное регулирование распределения доходов

 

     Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям:

     1. Регулирование доходов населения;

     2. Перераспределение доходов через государственный бюджет.

     Практика регулирования доходов предполагает: установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат; регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции; защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен.

     Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов. Политика перераспределения доходов включает:

    -аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;

    - предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.;

    - финансирование системы социальной защиты, включающей:

      а) систему социального страхования;

      б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход [8, с. 247].

     Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.

     Государственное перераспределение доходов и социальная политика в целом призваны ликвидировать последствия одних барьеров и нейтрализовать или ослабить действие других. Развивая системы государственного образования и медицинского обслуживания, принимая законы, охраняющие права человека, ограничивающие дискриминацию по полу, возрасту или этническим признакам, государство способствует формированию доходов как объективно развивающемуся процессу.

    Получаемые населением доходы составляют базу определенного уровня жизни. Определение уровня жизни основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

     Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения на уровень жизни оказывают влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни, оценивается ее качество.

     Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей.

    1. Рождаемость, смертность и другие демографические   

характеристики.

     2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

     3. Потребление продовольственных товаров.

     4. Жилищные условия.

     5. Образование и культура.

     6. Условия труда и занятость.

     7. Доходы и расходы населения.

Информация о работе Понятие и классификация доходов населения