Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 13:23, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании доходов населения, принципов их распределения в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели, в работе предусматривалось решение следующих задач:
• исследовать понятие и классификация доходов населения;
• выявить проблемы распределения доходов населения;
• проанализировать денежные доходы в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………….
7
1.1Понятие доходов………………………………………...…… 7
1.2 Классификация доходов……………………………...…….. 12
ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………….
17
2.1 Распределение личных доходов…….……………………… 17
2.2 Государственное регулирование распределения доходов... 25
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………….
35
3.1 Анализ денежных доходов населения в Республике
Беларусь………………………………………………………..…
35
3.2 Пути увеличения денежных доходов населения……….…. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………..…..………… 46
ный доход население стоимостьглава 3
Денежные доходы в Республике Беларусь
3.1 Анализ денежных
доходов населения в
Как показал анализ, уровень денежных доходов населения Беларуси складывается преимущественно под влиянием двух групп факторов: дифференциации оплаты труда и других доходов и различий в «иждивенческой» нагрузке на получателей доходов.
Различия в уровне оплаты труда обусловлены рядом причин: существенной разницей заработной платы работников как между отраслями, регионами, так и между организациями разных форм собственности.
На дифференциацию доходов также влияет уровень других их форм: пособий, пенсий, бесплатных и льготных благ и услуг, получаемых членами семьи.
Одним из самых значимых демографических факторов является численность семьи, непосредственно определяющая величину душевого дохода, в первую очередь наличие детей и иждивенцев в семье.
На различия в семейных доходах существенное влияние оказывает достаточно устойчивая численность полностью безработных и частично занятых. Существенным фактором увеличения разрывов в текущих доходах семей является наличие предпринимательских доходов и доходов от собственности. Усиливает различия в доходах и вторичная занятость.
Происходящие в Республике Беларусь изменения в экономической и социальной жизни общества, переход к экономическим методам управления хозяйством, направленность политики в экономической области на повышение материальных стимулов к труду, обеспечение непосредственной взаимосвязи результатов и оплаты труда, широкое развитие индивидуальной и кооперативной трудовой деятельности ведут к существенным изменениям в уровне и дифференциации доходов.
Важным фактором, оказывающим влияние на дифференциацию денежных доходов населения, является, прежде всего, заработная плата. Так, номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь с 2009 по 2014 гг. неуклонно росла (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь с 2009 по 2014 гг. (белорусских рублей)
Примечание – Источник: собственная разработка
Доля заработной платы в структуре доходов населения, как показывает анализ в период январь-ноябрь 2013 года увеличилась. В 2013 году в денежных доходах населения оплата труда составила 64,3%, в то время как в 2009 году – 58,0%, доходы от предпринимательской деятельности значительно сократились и составили 10,1%, в то время как в 2009 году – 16,7%, пенсии, стипендии, пособия и другие трансферты населению – 20,8 и 21,6% соответственно, доходы от собственности в 2013 году с 2009 года увеличились - с 1,6% до 3,7% (таблица 3.1).
Таблица 3.1 - Структура денежных доходов домашних хозяйств в Республике
Беларусь (в расчете на домашнее хозяйство)
Показатель |
Год | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Январь-ноябрь 2013 | |
Денежные доходы - всего, тыс. руб. в месяц |
87 401,0 |
108 467,7 |
165 713,9 |
321 570,8 |
393338,0 |
В т.ч. в процентах: | |||||
Оплата труда |
58,0 |
58,7 |
57,1 |
56,5 |
64,3 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
16,7 |
17,1 |
19,2 |
20,0 |
10,1 |
Пенсии, стипендии, пособия и другие трансферты населению |
21,6 |
20,4 |
19,7 |
19,9 |
20,8 |
Доходы от собственности |
1,6 |
2,0 |
2,8 |
2,4 |
3,7 |
Поступления от продажи сельхозпродукции, кормов, скота |
2,1 |
1,8 |
1,2 |
1,2 |
1,1 |
Примечание – Источник: [16]
По данным таблицы, основными источниками формирования денежных доходов населения в Республике Беларусь являются оплата труда и трансферты населению (пенсии и пособия, стипендии), удельный вес которых в общем объеме денежных доходов населения в январе – ноябре 2013г. составил 85,1%.
Осуществляя социальную политику, ориентированную на регулирование доходов населения, нашим властным структурам и финансово-налоговым органам следует учитывать, что, согласно данным международной консалтинговой компании Wealth-X, в Беларуси в 2013 г. насчитывалось 115 мультимиллионеров, общее состояние которых исчисляется громадной суммой в 13 млрд. долларов, которая превышает бюджет всей страны. Это необходимо иметь в виду, когда ставится задача снизить чрезмерно высокие диспропорции в уровне доходов различных групп и слоев населения[1, с. 22].
Таким образом, анализ данных показывает, что в названный период существенно повысилась оплата труда работников, почти в полтора раза сократились доходы от предпринимательской деятельности, немного возросли доходы от собственности и почти на прежнем уровне остались трансферты населению. Очевидна тенденция в динамике доходов населения Беларуси — значительное возрастание в структуре доходов доли оплаты труда, что свидетельствует о возрастании ее роли как важного мотиватора трудовой деятельности.
3.2 Пути увеличения денежных доходов населения
В целях более эффективной реализации осуществляемой в Беларуси политики роста денежных (и иных) доходов населения следует в ближайшей перспективе осуществить систему взаимосвязанных мероприятий. К числу наиболее важных среди них относятся мероприятия перечисленные ниже.
Для совершенствования государственного регулирования процессов формирования и распределения доходов все корректировки в этой сфере должны основываться на системном подходе. Он предполагает, с одной стороны, что динамика доходов населения и заработной платы как основополагающей их доли органично интегрируется в систему макроэкономических показателей, а с другой стороны — заработная плата как цена рабочей силы призвана обеспечивать воспроизводство работника и его семьи с учетом сложившейся социально-экономической ситуации и влияния существующего на рынке труда спроса и предложения.
Основным элементом новой интегрированной модели политики доходов является активная деятельность государства, его органов по созданию всесторонних возможностей для получения достаточного дохода всеми трудоспособными людьми. В основе этого должна лежать экономически обоснованная и социально справедливая заработная плата, ключевыми компонентами формирования которой являются качественное образование, здравоохранение и хорошо функционирующий рынок труда.
Основой реализации новой модели политики доходов становится самообеспечение, в процессе которого все граждане трудоспособного возраста должны обеспечивать благосостояние свое и своих семей собственной активной экономической деятельностью и зарабатывать своим трудом заработную плату, прибыль и другой доход.
Основным направлением государственного регулирования процессов формирования и распределения доходов В Республике Беларусь должно стать повышение его рентабельности на основе широкого привлечения и эффективного использования различных (внутренних и внешних) источников инвестиционного развития.
Необходимо скорректировать государственные гарантии нижних пределов оплаты труда с тем, чтобы его уровень стал соответствовать стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, включая не только физиологические потребности, но и обеспечение квалификационного роста и развитие творческого потенциала работника.
В Республике Беларусь следует создать систему государственных социальных гарантий работникам в области стимулирования и оплаты труда в соотнесенности с минимальным потребительским бюджетом и экономическими возможностями народного хозяйства республики с целью преодоления социально несправедливой и экономически неоправданной ситуации, при которой люди, официально нигде не работающие («челноки», «менялы», спекулянты и др.), получают более высокий доход, чем работающие.
Необходимо усилить государственное содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности, создав для этого нормативно-правовые гарантии и благоприятный бизнес-климат.
В Республике Беларусь представляется важным отказаться от пассивного варианта социальной политики, при котором основное внимание сосредоточено на оказании материальной помощи безработным и на административном сдерживании процессов высвобождения работников, приводящем к накоплению и росту скрытой безработицы, и переориентировать эту политику на создание новых рабочих мест с помощью благоприятных кредитно-финансовых, налоговых и инвестиционных предпосылок, на расширение профориентационных услуг, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров, оказание помощи в трудоустройстве различным группам населения, прежде всего молодежи.
В условиях расширения сферы домашнего хозяйства в системе становления рыночных отношений все мероприятия, направленные на усиление стимулирующей роли заработной платы в активизации экономической активности населения в сфере наемного труда, необходимо увязывать с созданием благоприятных возможностей возрастания социальной и экономической значимости труда в домашнем хозяйстве, составляющем важный компонент в формировании рынка капиталов, товаров и рабочей силы, являющегося одним из действенных рычагов повышения активности экономического поведения различных групп населения и роста их реальных доходов.
Существует необходимость освободить от налогов доходы, не обеспечивающие минимальные жизненные потребности, а максимальные ставки применять к сверхвысоким доходам, превышающим уровень, определяемый в государстве как экономически и социально разумный.
Осуществление названных мер позволит существенно повысить размеры и роль доходов различных социальных групп и слоев в росте благосостояния белорусского народа.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Дифференциация доходов населения в Республике Беларусь находится в зависимости не только от факторов, влияющих на трудовую и социальную активность работников, но и в большей степени от изменения положения отдельных профессиональных и отраслевых групп на рынке труда.
Различные отрасли экономики обладают неодинаковыми возможностями адаптации к новым рыночным условиям. Особенно низок уровень оплаты высококвалифицированного труда работников образования, здравоохранения, науки. Оценка труда в этих отраслях не соответствует ни их роли в развитии экономики, ни качественным характеристикам их рабочей силы.
В настоящее время в Республике Беларусь различия в доходах населения, обусловленные социально-профессиональными и отраслевыми факторами, усиливаются в зависимости от степени адаптированности населения к рыночным условиям. За годы реформирования у большинства населения еще не сформировалась система ценностей, трудовой мотивации, социальных установок, адекватных потребностям рыночной экономики.
Одним из направлений, регулирующих снижение дифференциации доходов, является изменение шкалы налогообложения. Принципы налогового перераспределения, принятые в каждой стране, наиболее полно отражаются в налогообложении индивидуальных доходов. В абсолютном большинстве развитых стран освобождены от налогов доходы, не обеспечивающие минимальные жизненные потребности, а максимальные ставки применяются к сверхвысоким доходам, превышающим уровень, определяемый в государствах как экономически и социально разумный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Произведенный в рыночной экономике национальный доход распределяется между участниками производства в соответствии с их вкладом в выпущенный продукт, а также для предотвращения неконтролируемого социального расслоения между членами общества.
Функциональное распределение дохода — распределение национального дохода между владельцами различных факторов производства, показывающее, какая доля дохода присваивается каждым из факторов. В результате функционального распределения формируются первичные доходы: заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.
Персональное распределение дохода характеризует его распределение по величине между частными лицами и домашними хозяйствами, в результате которого происходит его перераспределение, в котором участвует государство. Персональное распределение дохода характеризуется значительной неравномерностью, измерение которой проводится на основе методологии Парето—Лоренца—Джини.
Информация о работе Понятие и классификация доходов населения