Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность понятия безработица; выявить причины безработицы, ее последствия, рассмотреть пути снижения безработицы, а также увидеть какие антикризисные меры предпринимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения, каковы прогнозы занятости и безработицы в России на 2010
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……… стр.5
1.1 Понятие и показатели безработицы……………………… стр.5
1.2 Причины безработицы ………………………………..….. стр.7
ГЛАВА 2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ………………………. стр.14
2.1 Виды безработицы…………………………….…….…… стр.14
2.1.1 Фрикционная безработица.……………………….…… стр.14
2.1.2 Сезонная безработица.…………………………….…… стр.15
2.1.3 Структурная безработица…...…………………….…… стр.15
2.1.4 Циклическая безработица…...…………………….…… стр.17
2.1.5 Естественный уровень безработицы.…………….…… стр.18
2.2 Последствия безработицы….……………………………. стр.20
2.2.1 Экономические последствия безработицы……….…… стр.20
2.2.2 Неэкономические последствия безработицы.…….…… стр.22
ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ……………. стр.24
3.1 Безработица. Масштабы проблемы………………….…… стр.24
3.2 Государственное регулирование рынка труда …….……. стр.26
3.3 Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости населения ………………………………………….. стр.29
3.4 Безработица. Мировые тенденции.……….……..………. стр.33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………….………… стр.35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………………………стр.37
– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
– организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
– бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.
Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы.
3.3 Антикризисные меры правительства рф в сфере занятости населения
Правительство Российской Федерации разработало и приняло специальные меры по снижению социальной напряженности в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда:
С начала 2009 года в 1,5 раза был увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Поставлена и реализуется задача обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Задача также - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счёт повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.
В то же время Правительство не ставит ни перед собой, ни перед регионами задачи сохранения рабочих мест на действующих предприятиях «любой ценой». Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.
Переобучение проходит в соответствии с анализом востребованности в среднесрочной и долгосрочной перспективе конкретных профессий. Зачисление на обучающие программы происходит по направлению службы занятости, которая информирует гражданина обо всех доступных программах. Переобучение проводится на базе отобранных в результате конкурса учебных заведений, которые предлагают лучшие программы, ориентированные на востребованные профессии.
Одним из важных направлений переподготовки является подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).
Дополнительные бюджетные средства выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
Для обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях кризиса получит дальнейшее развитие система правовой помощи социально незащищенным слоям населения, в том числе посредствам организации государственных юридических бюро.
Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.
В целях создания условий для трудовой занятости лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, снижения уровня рецидивной преступности будет стимулироваться создание в субъектах Российской Федерации центров социальной реабилитации для указанной категории граждан.
Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.
Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей, из которых 17,5 млрд. рублей будет направлено на рефинансирование ипотечных кредитов самим АИЖК и еще 30 млрд. рублей будет внесено в уставный капитал Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов - дочерней компании АИЖК). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.
В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались студенты. Важной задачей является обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах.
Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.
В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений.
Важными мерами будут принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, что будет способствовать трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования, а также распространение практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями. Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов.
3.4. Безработица. Мировые тенденции
Как прогнозируют экономисты в следующем году кризис не закончится, а значит, не улучшится и ситуация на рынке труда. Как заявил на международной конференции Внешэкономбанка вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин, в 2010 году и российская, и мировая экономики, будут оставаться на уровнях ниже, чем до кризиса, причем по всем показателям: по росту ВВП, уровню безработицы и заработных плат.
По прогнозам Роструда, в будущем году безработица в России продолжит расти. Как полагает глава ведомства Юрий Герций, реальная безработица с нынешних 5,8-6 млн человек может вырасти до 10 млн. В частности, вице-премьер Александр Жуков заявил, что под непосредственной угрозой увольнения на текущий момент пребывают почти 500 тысяч человек.
Однако данная проблема актуальна не только для России. По оценкам аналитиков компании «ФинЭкспертиза», самый высокий уровень безработицы среди стран G20 по данным на сентябрь текущего года отмечается в ЮАР (23,5%), Турции (13,4) и Саудовской Аравии (11,8%). Россия в этом невеселом перечне заняла 14-е место после, например, Франции (10%), США (9,8%) и Евросоюза (9,7%).
При этом наибольший рост безработицы по отношению к докризисному уровню 2007 года пережили США (безработица здесь выросла более чем на 108%), Мексика (почти на 66%), Великобритания и Турция (по 44%). То есть, если ориентироваться на абсолютные показатели, то ситуация на российском рынке труда относительно благополучна. Однако если сравнивать кризисный прирост безработицы в процентах от общего числа трудоспособного населения, то среди двадцати стран-лидеров Россия уже вышла на третье «непочетное» место. Наибольший скачок уровня безработицы в течение 2008-2009 годов произошел в Турции (на 6,9%), в США (на 5,1%) и в РФ (на 3,4%).
При этом в последнем докладе Международной организации труда (МОТ) прогнозируется, что в странах с высоким уровнем ВВП на душу населения занятость не вернется на докризисные показатели ранее 2013 года. В развивающихся же странах восстановление количества рабочих мест должно начаться уже в 2010 году, а докризисных показателей безработица достигнет к 2011 году.
Мнение российских работодателей в целом совпадает с прогнозами МОТ. Так, по результатам опроса, проведенного компанией Morgan Hunt среди крупных российских работодателей, 18% респондентов прогнозируют возврат к докризисным показателям в 2010 году, а 20% ждут изменений в 2012-м. Большинство же (23%) полагает, что рынок труда вернется к докризисному состоянию в 2011 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой экономический кризис очень сильно повлиял на ситуацию на российском рынке труда. Компании, находящиеся в кризисных условиях, увольняют сотрудников или практикуют систему длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, в России сформировалась скрытая безработица и масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Главными стратегическими целями регулирования занятости являются повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости, создать условия для организации новых рабочих мест.
Государственная антикризисная программа уже принята и начала действовать. Правительство принимает все необходимые меры для стабилизации ситуации на рынке труда путём выделения денежных средств в размере 43,7 млрд. рублей. Размер пособия по безработице увеличился в 1,5 раза. Основные действия правительства направлены на опережающее обучение и переселение людей в другие регионы, где нужна рабочая сила, переобучение работников и повышение их квалификации.