Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность понятия безработица; выявить причины безработицы, ее последствия, рассмотреть пути снижения безработицы, а также увидеть какие антикризисные меры предпринимает правительство РФ в сфере занятости и социальной защиты населения, каковы прогнозы занятости и безработицы в России на 2010
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ……… стр.5
1.1 Понятие и показатели безработицы……………………… стр.5
1.2 Причины безработицы ………………………………..….. стр.7
ГЛАВА 2 ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ………………………. стр.14
2.1 Виды безработицы…………………………….…….…… стр.14
2.1.1 Фрикционная безработица.……………………….…… стр.14
2.1.2 Сезонная безработица.…………………………….…… стр.15
2.1.3 Структурная безработица…...…………………….…… стр.15
2.1.4 Циклическая безработица…...…………………….…… стр.17
2.1.5 Естественный уровень безработицы.…………….…… стр.18
2.2 Последствия безработицы….……………………………. стр.20
2.2.1 Экономические последствия безработицы……….…… стр.20
2.2.2 Неэкономические последствия безработицы.…….…… стр.22
ГЛАВА 3 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ……………. стр.24
3.1 Безработица. Масштабы проблемы………………….…… стр.24
3.2 Государственное регулирование рынка труда …….……. стр.26
3.3 Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости населения ………………………………………….. стр.29
3.4 Безработица. Мировые тенденции.……….……..………. стр.33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………….………… стр.35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..………………………………стр.37
Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
2.2.1. Экономические последствия безработицы
Экономические последствия безработицы проявляются в следующем.
На индивидуальном уровне они заключаются:
– в потере дохода или части дохода в настоящем;
– в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.
На уровне общества в целом они состоят в недопроизводстве валового внутреннего продукта, относительном отклонении (отставании) фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП: GDP gap = 100 %. (8)
Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х годов экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена.
100 % = – (u – u*) (9)
где: u – фактический уровень безработицы,
u *– естественный уровень
( u – u*) – уровень циклической безработицы
– коэффициент Оукена (> 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.
Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. В экономике США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.
Отклонение фактического ВВП (Yf) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Yf-1) Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:
100 % = 3% - 2 (uf – uf-1) (10)
где uf – фактический уровень безработицы данного года;
uf -1– фактический уровень безработицы предыдущего года;
3% – среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;
2 – коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению фактического уровня безработицы.
Это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, то при отсутствии экономического роста фактический ВВП сокращается на пару процентов. Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.
На основе этой формулы можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:
(uf – uf-1) = 100 % – 3% (11)
2.2.2. Неэкономические последствия безработицы
К неэкономическим последствиям безработицы относят социальные, психологические и политические последствия потери работы.
На индивидуальном уровне они состоят в том, что невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает чувство собственной неполноценности, приводит людей к психологическим стрессам, отчаянию, нервным срывам, сердечнососудистым заболеваниям, потере друзей, развалу семьи и т.п. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.
На уровне общества они выступают в форме:
– роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов.
Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности: роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности. По расчетам американских ученых, повышение уровня безработицы на 1%, сохраняющееся в течение 6 лет, вызывает рост (в процентах) практически всех явлений современной «социальной патологии» в обществе: потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а следовательно, окупить.
Еще в конце 1930-х гг. Дж. Кейнс назвал безработицу «наиболее значительным пороком общества», поскольку она порождает множество других пороков. Именно поэтому борьба с безработицей – одна из приоритетных задач макроэкономической политики государства.
ГЛАВА 3. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЙ.
3.1 Безработица. Масштабы проблемы
Безработных в России становится все больше и больше. Ежедневно на биржу труда обращается больше 5 тыс. человек. Но еще больше людей подыскивает работу самостоятельно. Рост количества безработных набирает обороты каждый день, а не волнами, как прогнозировали эксперты.
По данным федеральной службы государственной статистики Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в октябре 2009г. составила 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 70,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,8 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ.
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, составил 7,7%. (см Приложение, график 3)
Численность занятого населения в октябре 2009г. по сравнению с сентябрем снизилась на 0,4 млн. человек. Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) составил 62,8%. (см. Приложение табл.2). Общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышает численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,6 раза (см. Приложение график 4).
Средний возраст безработных составляет 35,1 года, в том числе безработных мужчин - 35,4 года, безработных женщин - 34,9 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,6%, 20-24 года - 21,9%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (28,6%) и 20-24 года (15,8%). (см. Приложение график 5).
Среди безработных 30,4% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 31,8% безработных (застойная безработица).
По округам Российской Федерации самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе. (см. Приложение график 6).
Минздравсоцразвития сообщает что, увольнения работников прошли на 66 тыс. 852 предприятиях по всей территории страны. За последнюю неделю ноября рост численности зарегистрированных безработных наблюдался в 55 субъектах федерации. С начала октября 2008 г. общая численность уволенных работников достигла 813 тысяч 921 человек. Из них повторно трудоустроиться удалось лишь 224 тысячам 929 человекам, в том числе 130 тысяч 24 сокращенным - в прежних организациях. Общая численность тех, кто находился в простое по вине администрации или трудился неполное рабочее время, а также пребывающих в вынужденных отпусках по инициативе администрации, составила 1 миллион 666 тысяч 350 человек.
Рост безработицы, наблюдающийся в конце текущего года, в первую очередь, объясняется несбывшимися надеждами на восстановление промышленного роста. Падение спроса (главным образом, экспортного) на продукцию российских предприятий затормозило начавшееся было оживление в промышленной сфере. В результате руководители предприятий в массовом порядке избавляются от персонала. Сокращения в компаниях продолжаются постоянно. Речь идёт о сокращениях людей определённых профессий. Как правило, это службы технической поддержки, маркетинг, офисные позиции. Очень сильно страдает консалтинг и сфера продаж.
Конечно, есть и те отрасли рыночной экономики, которые менее других пострадали от кризиса. Это в первую очередь, производители товаров народного потребления первой необходимости и фармацевтика. То есть производители товаров, без которых люди просто не смогут существовать.
Необходимо также отметить, что в период кризиса российские работодатели с лёгкостью расстаются со своими сотрудниками. Западные же делают всё для того, чтобы минимизировать увольнения, - переучивают и занимаются их трудоустройством в другие организации. Кадровое агентство «Анкор» провело исследование рынка труда, и результаты: 31% компаний, работающих в России, сокращают численность персонала, а 18% уменьшают заработные платы своим сотрудникам. 13% компаний планируют сократить расходы на персонал путём сокращения рабочего времени.
В зарубежных компаниях увольнение сотрудников это крайне непопулярная мера сокращения издержек, и прибегают к ней только тогда, когда положение уже крайне тяжёлое. В российских компаниях сотрудников увольняют легко. Для иностранных компаний увольнение своих сотрудников – недешёвое удовольствие: необходимо оплатить выходное пособие. Увольнение персонала для зарубежных компаний ещё и удар по имиджу, а имидж они ценят очень высоко. Европейцы и американцы понимают, что люди – это основной их актив. И у них в первую очередь сокращаются расходы на маркетинг, аренду и ИТ.
3.2 Государственное регулирование рынка труда
Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.
Главными целями государственного регулирования рынка труда является:
– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:
– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;
– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;
– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
– международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;