Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:02, реферат
В последние годы процессы развития экономики в России сопровождаются улучшением экономического и финансового положения государства, расширением производственной сферы. В тоже время наблюдается неустойчивость налоговой политики и ограниченность источников финансирования капитальных вложений. За период рыночных преобразований схема финансирования предприятий претерпела коренные изменения.
«Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации». Введенная этим постановлением процедура лицензирования лизинговых компаний позволяет оградить лизинговый рынок от случайных и ненадежных участников. Лицензия, выданная Министерством экономики РФ, действительна на всей территории России на срок от одного года до пяти лет.
Потенциально сильные лизинговые компании могут получить лицензию на пять лет.
Что касается вновь образованных компаний с ограниченным объемом капитала, то они могут получить лицензию на срок от одного года до двух лет. Министерство экономики РФ перед выдачей лицензии может потребовать проведение аудита компании независимыми экспертами. Постановление содержит также требование о том, что 40% дохода лизинговой компании должны приходиться на деятельность по реализации лизинговых договоров.
Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утвержденные Министерством, экономики РФ 16 апреля 1996 г. и согласованные с Министерством финансов РФ. Настоящие Методические рекомендации разработаны Министерством экономики РФ и предназначены для расчетов лизинговых платежей при заключении договоров финансового лизинга.
Под лизинговыми платежами
понимается общая сумма, выплачиваемая
лизингополучателем лизингодателю
за предоставленное ему право
пользования имуществом - предметом
договора. В лизинговые платежи включаются
амортизация лизингового
Лизинговые платежи
Федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 199 г. № 25_ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость». Этим Законом введены в перечень услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации». В нем предусмотрено выделение средств в 1997-2000 гг. для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового лизинга.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы».
Данное постановление разделяет концепцию о том, что лизинг является важным инструментом инвестиционной деятельности, и содержит рекомендации о снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования, которое не имеет аналогов в России, и проведении обучения по лизингу.
Хотя в постановлении и говорится о необходимости принятия мер, направленных на развитие финансового лизинга, в нем четко не определены, какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию указанных мер и каковы должны быть результаты деятельности соответствующих министерств и ведомств в этой области.
Федеральный закон Российской Федерации от 8 февраля 1998 г. № 16_ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Принятое Государственной Думой решение о присоединении к Конвенции является позитивным шагом, так как последняя получила широкое признание во всем мире как серьезная база для написания национального закона о лизинге.
Федеральный закон «О лизинге» от 29 октября 1998 года № 164_ФЗ. Споры по Закону «О лизинге» не утихают. В печати, на конференциях и семинарах продолжаются острые дебаты относительно достоинств и недостатков этого законодательного акта.
До принятия этого основополагающего закона в Российской Федерации действовали и продолжают действовать 14 нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих лизинговую деятельность в стране. Все эти акты посвящены отдельным аспектам деятельности в области лизинга, и только Закон является всеобъемлющим документом в этой сфере. Он состоит из шести глав, включающих 39 статей (в Гражданском кодексе Российской Федерации лизингу посвящен один параграф из шести статей).
Федеральный закон однозначно
определяет лизинг как вид инвестиционной
деятельности и устанавливает своими
целями развитие различных форм инвестиций
в средства производства на основе
операций лизинга, защиту прав собственности,
прав участников инвестиционного процесса,
обеспечение эффективности
Огромна роль Закона в защите
прав лизингодателя как инвестора.
Определены меры и условия оперативного
изъятия имущества у
Физические лица включены наряду с юридическими лицами в состав равноправных участников лизинговых сделок (статьи 1, 2 и 4).
Впервые определены формы, типы и виды лизинга, в частности, основные формы лизинга - внутренний и международный, типы - долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный; виды - финансовый, возвратный и оперативный.
Определена правовая база сублизинга, а также разрешены проблемы совмещения обязательств его участниками. Законом установлено, что лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Итак, переходим к более подробному рассмотрению такого вида инвестиционной деятельности как лизинг.
1.3 Понятие и виды лизинга
Статья. 2 Закона РФ «О лизинге» гласит: «лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем»1
Необходимо отметить, что лизинг и ранее упоминался в контексте инвестиционной деятельности, прежде всего в названии ряда нормативных документов, например в Указе Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», а затем в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
Однако во второй части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 марта 1996 г., в гл. 34 (параграф 6, ст. 665 - 670), регулирующей операции финансовой аренды (лизинг), термин «инвестиционная деятельность» не употребляется.
Различают следующие виды лизинга:
Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на срок по времени короче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта (до 3 - 5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды. После истечения срока оборудование может стать объектом нового лизингового контракта или возвращается арендодателю. Обычно в оперативный лизинг сдается строительная техника (краны, экскаваторы и т. д.), транспорт, ЭВМ и т. д.
Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия финансового лизингового контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости (обычно она носит чисто символический характер).
По объектам сделок лизинг
подразделяется на лизинг движимого
и недвижимого имущества. При
лизинге недвижимости арендодатель
строит или покупает недвижимость по
поручению арендатора и предоставляет
ему использование в
По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя арендатор, и договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с использованием объекта сделки.
Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающим в наем, выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступает в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный, при котором сдача в аренду ведется через третье лицо.
По методу финансирования различается срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), при котором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта.
Возвратный лизинг заключается
в продаже промышленным предприятием
части его собственного имущества
лизинговой компании с одновременным
подписанием договора об его аренде.
В такой операции только два участника:
арендатор имущества (бывший владелец)
и лизинговая компания (новый владелец).
Такая сделка дает возможность предприятию
получить денежные средства за счет продажи
средств производства, не прекращая
их эксплуатацию, и использовать их
для новых капитальных
К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Оно совершает сделку, и лизинговая компания получает его налоговые льготы. В ответ она снижает ставку арендной платы.
Так как часто лизинговой
компании не хватает собственных
средств для осуществления
Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей.
В договоре обычно обуславливается,
что в случае банкротства третьего
звена (посредника) арендная плата будет
поступать основному
1.4 Особенности лизинга
Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычной ссудой: