Понятие инновационного климата и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на инновационный путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста в России, Федеральным Законом РФ «Об инновационной деятельности» проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность инновационного климата и инновационного потенциала организации………………………………………………………………………4
Понятие инновационного климата и его формирование……………….4
Функции формирования структур систем управления………………..10
Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации………………………………………………………………….….13
Глава 2. Показатели инновационной деятельности организации…………...18
2.1 Инновационный потенциал предприятия…………………………………18
2.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия……………………………………21
2.3 Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Сущность инновационного климата и инновационного потенциала организации………………………………………………………………………4

    1. Понятие инновационного климата и его формирование……………….4
    2. Функции формирования структур систем управления………………..10
    3. Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации………………………………………………………………….….13

Глава 2. Показатели инновационной деятельности организации…………...18

2.1 Инновационный потенциал предприятия…………………………………18

2.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия……………………………………21

2.3 Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия…………………………………………………………………….27

Заключение……………………………………………………………………...29

Список использованной литературы………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ориентация на инновационный  путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста  в России, Федеральным Законом  РФ «Об инновационной деятельности»  проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Рост роли отдельных  субъектов хозяйственной деятельности (в первую очередь предприятий  высокотехнологических отраслей), необходимость  их целенаправленного взаимодействия один с одним и внешней средой в границах, предусмотренных механизмами рыночной и административной регуляции, ставит проблему формирования и использования их инновационного потенциала.

Эффективное решение  этой проблемы предусматривает выявление  и использование существующих и  перспективных рыночных возможностей, поддерживая определенный баланс внешних и внутренних возможностей, с целью достижения успеха у конкуренции, максимизации показателей прибыльности, достижения высокой благосклонности потребителей на рынке и тому подобное.

Решение этой проблемы создает возможности трансформации стихийного, неуправляемого рыночными регуляторами или административно интуитивного поиска путей формирования инновационного потенциала промышленных предприятий в научно обоснованнный, обеспечив переход на концепцию инновационного развития.

Вышеприведенное обусловливает  целесообразность разработки тематики исследования и оценки уровня инновационного потенциала промышленного предприятия.

 

Глава 1. Сущность инновационного климата и инновационного потенциала организации

 

1.1. Понятие инновационного климата и его формирование

 

Вопрос об инновационном климате  в России ныне вышел на первый план. От него, возможно, более чем от всех других факторов зависит будущее  российской экономики. Это высказывание подтверждается активными действиями, а также и политикой, проводимыми Правительством Российской Федерации. Неслучайно на данный момент, большое внимание уделяется механизму привлечения инвестиций и активизации инвестиционного процесса. Проводимые конференции и симпозиумы, посвященные инвестиционному климату и инвестиционной деятельности, показывают нам, насколько государство заинтересовано в их улучшении и активизации. Примером могут служить проведенное заседание Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата.

Так что же такое инновационный  климат?

Понятие «инновационный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли), по отношению  к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну.

Оценка инновационного климата  основывается на анализе факторов, определяющих инновационный климат, и способствующих экономическому росту.

Обычно применяются выходные параметры  инновационного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, характеризующие потенциал страны по освоению инноваций и риск их реализации:

  • природные ресурсы и состояние экологии;
  • качество рабочей силы;
  • уровень развития объектов инфраструктуры;
  • политическая стабильность и предсказуемость;
  • состояние бюджета, внешний долг;
  • качество государственного управления;
  • законодательство, полнота и качество в плане регулирования экономической жизни;
  • уровень соблюдения законности и правопорядка;
  • защита прав собственности;
  • качество налоговой системы и др.

В зависимости от этих факторов, определяющих инновационный климат, регионы России можно разбить на три группы:

  • регионы с благоприятным инновационным климатом, максимальной деловой активностью, высокими темпами формирования новых экономических структур. К ним относятся около 20 регионов и городов: Москва, Санкт-Петербург, Тульская, Ярославская, Калужская, Московская, Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Челябинская и Тюменская области; Татарстан, Башкортостан, Якутия и Краснодарский край. На эти регионы приходится около 80% всех иностранных инвестиций в экономику России.
  • регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Эта группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 89 субъектов РФ.
  • регионы с неблагоприятным инновационным климатом, минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур. Эта группа охватывает чуть более 10 регионов, в том числе, Калмыкию, Адыгею, Туву, Алтай, Ингушетию, Чукотку, Еврейскую автономную область.

Из вышесказанного следует, что  для определения благоприятности  инновационного климата России в  целом, необходимо обратить внимание на регионы и способствовать улучшению инновационного регионального климата.

Очевидный факт, что Южный Урал, как органическая часть Уральского территориально-экономического комплекса, оставался интересен потенциальным  инвесторам (как отечественным, так и иностранным), в последнее время стал разменной картой в околополитических баталиях. И это не может не огорчать. Ратуя на словах за стабильную социально-экономическую ситуацию в регионе, отдельные авторы и стоящие за ними заказчики на деле раскачивают лодку, в которой сидят. Попытки столкнуть региональную власть с руководителями крупных предприятий области иначе как провокацией конфликта не назовешь. Отсюда напрашивается вывод - заинтересованы ли авторы подобных публикаций в действительной стабильности в регионе? А ведь именно от нее в значительной мере зависит привлекательность Южного Урала с точки зрения инвестиций.

Работая на протяжении десятка  лет руководителем одного из промышленно-насыщенных городов области, занимаясь изучением ее экономического потенциала и механизмов политического и социального характера, общаясь с крупнейшими представителями науки, я укрепился во мнении, что все разговоры о «неперспективности», «отсталости» нашего региона - политическая сказка. Как и Россия, Южный Урал переживает не лучшие времена. Но все это вполне укладывается в рамки циклического развития XXI века. Здесь вовсе не обязательно быть специалистом, чтобы увидеть интерес к региону - от внимания отечественных и зарубежных СМИ до борьбы за собственность промышленных предприятий. И это последнее обстоятельство самым ярким способом свидетельствует о «привлекательности» во многих смыслах Южного Урала для действительных и потенциальных собственников и инвесторов. К сожалению средства инвестируются в дестабилизацию ситуации. Это наглядный факт того, как в нашей современной жизни экономика и политика переплетены. Причем политика в своих интересах мешает развиться экономике, тормозит то положительное, что накапливается трудом миллионов наших сограждан.

Говоря о состоянии  иновационного климата в Челябинской области, хочется отметить выгодную позицию по большинству из рисковых параметров структуры иностранных инвестиций по субъектам Уральского федерального округа. Наши потенциальные инвесторы наверняка информированы о высоком интеллектуальном потенциале области, привлекательности рынка, квалификации рабочих. Однако ассоциативно, на психологическом уровне регион связывают в первую очередь с металлургией и экологическими проблемами, что мешает объективно раскрыть потенциал и привлекательность региона. инновационный климат потенциал

Упомянутая во вступлении ситуация в околополитической борьбе с оперированием экономическими категориями (в том числе «инвестиционным  климатом») привлекательности области  безусловно не добавит, а вот нанести ущерб положительному имиджу может. Объективные данные показывают, что Челябинская область на Урале является самым привлекательным регионом для иностранных капиталовложений:

Оживление инновационной  активности в известной степени  сдерживается внешними и внутренними факторами. Если повлиять на первые (мировой экономический спад, колебания цен на экспортную продукцию на мировых рынках и т.д.) невозможно, то внутренние (высокая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики, высокая цена кредитов, снижение платежеспособного спроса) вполне возможно минимизировать при собственном желании и политической воле региональных и федеральных властных структур.

Одним из примеров подобного  подхода - попытку стимулировать  привлекательность инновационного поля в Челябинской области - можно считать принятие областными властями закона, предусматривающего компенсацию возможных потерь инвесторов средствами региона. Гарантия безопасности капиталовложения в отечественную экономику является во многом ключевым фактором для потенциального инвестора. Закрепленная законодательно гарантия - это существенный шаг. Быть может, в перспективе не только природные ресурсы, являющиеся по своей сущности малоликвидными, но и консолидированные средства крупных предприятий могли бы стать очередным шагом в закреплении гарантий, уменьшении инвестиционных рисков.

Среди наметившихся в  последние годы процессов на инновационном  рынке следует отметить, с одной  стороны, положительную, а с другой, весьма противоречивую тенденцию, без прогнозного учета которой сложно определить перспективы инвестиций. Речь идет о росте инноваций в промышленное строительство с одновременным сокращением затрат на оборудование. Данное обстоятельство до последнего времени компенсировалось возможностью (для обладателей валютных доходов) инвестировать обновление производства из собственных средств. Это связано с увеличением внутренних тарифов на электроэнергию и транспортные услуги и падением на продукцию цен на мировых рынках огнеупорной продукции. Своевременно произведенные вложения, грамотная диверсификация производственных и финансовых ресурсов, открытие сопутствующих производств позволяют предприятию сохранить определенный уровень стабильности. Однако уже сегодня можно говорить о соответствующем сокращении инвестиционной активности на предприятии.

Одной из существенных составляющих при определении инновационной  привлекательности региона, как  упоминалось выше, является интеллектуальный потенциал территории. Его состояние  самым непосредственным образом  влияет на сохранение и развитие такого фактора инновационного климата, как поддержка предприятий и организаций инновационной направленности, обеспечивающих создание научно-технического потенциала и, в итоге, стабильность экономики региона и государства.

Основные потоки иностранного капитала в организации Челябинской области приходятся на три государства:

80 процентов общего  объема иностранных инвестиций  в 2008 году поступило из Швейцарии,  Люксембурга и Великобритании. Еще  пять государств увеличивают  это число до 95 процентов - Казахстан, Гонконг, Украина, Виргинские острова и Австрия.

В целом по России картина  в разрезе стран-инвесторов несколько  иная: 68,7 процента накопленных инноваций  приходится на Германию, США, Кипр, Великобританию, Францию, Нидерланды. Особо следует выделить, что существенная доля иностранных инноваций из Люксембурга и Швейцарии (последней особенно) пришлась именно на организации Челябинской области.

Тем не менее в мире основные капиталы приходятся на долю развитых стран, таких как США, Германия, Франция, Япония. В структуре инвестиций в экономику Челябинской области доля этих стран крайне низка. В этой связи следует отметить своевременность проведения Российско-американского бизнес-форума. Форум позволил продемонстрировать инвестиционные возможности Челябинской области и запустить серию переговоров о конкретных инновационных проектах. Следующий шаг - проведение круглого стола в июне 2008 года на саммите «Большой восьмерки» в штате Джорджия, на котором американским инвесторам еще раз были продемонстрированы проекты и возможности Южного Урала.

Во многом такой расклад  по странам-инвесторам объясняется  структурой организаций - получателей  инвестиций. Если в целом по России в 2008 году в промышленность поступило 41,4 процента иностранных инвестиций, а в торговлю и общественное питание 35,4 процента, то по Челябинской области 99,8 процента иностранных инвестиций пришлись на промышленность, более того,

98,3 процента иностранных  инвестиций было направлено в  сектор черной металлургии, а  1,5 процента - в цветную металлургию.

Если мы сравним инновационные  потоки в отрасли черной металлургии  по России и Челябинской области, то увидим несколько интересных фактов. Так, практически точно совпадают  объемы инноваций со стороны Швейцарии, Люксембурга и Великобритании в предприятия черной металлургии России и объемы инноваций со стороны данных государств в экономику Челябинской области.

Информация о работе Понятие инновационного климата и его формирование