Понятие инновационного климата и его формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на инновационный путь развития, провозглашенная Концепцией экономической стабилизации и роста в России, Федеральным Законом РФ «Об инновационной деятельности» проектом Концепции инновационного развития, требует от отечественных субъектов хозяйственной деятельности коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность инновационного климата и инновационного потенциала организации………………………………………………………………………4
Понятие инновационного климата и его формирование……………….4
Функции формирования структур систем управления………………..10
Структура инновационного процесса и роль инноваций в развитии организации………………………………………………………………….….13
Глава 2. Показатели инновационной деятельности организации…………...18
2.1 Инновационный потенциал предприятия…………………………………18
2.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия……………………………………21
2.3 Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Модель потенциала любого предприятия определяется [15]:

• имеющимися объемами и  качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами – патентами, лицензиями, информацией, технологией);

• способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами – его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивацонным потенциалом;

• способностью менеджмента  оптимально использовать имеющиеся  ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

• инновационной способностью (то есть способностью предприятия  к обновлению производства, изменения  технологии, других инноваций);

• информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);

• финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное)

Общий потенциал предприятия может быть структурированный с производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и собственно инновационного потенциала, который составляет будто ядро всего потенциала, органически входя в каждую его часть [3].

Между инновационным  потенциалом и другими составляющими  общего потенциала предприятия существуют сложные диалектические связи. Выделение  части инновационного потенциала в  общем потенциале промышленного  предприятия является слабоструктуризирующей проблемой, которая нуждается в существенных исследованиях с точки зрения возможности формализации. В связи со слабоструктурированостью можно утверждать о возможности использования методов опосредствованной формализации.

Под инновационным потенциалом  понимается способность предприятия  создавать новую стоимость путем  привлечения всех его имеющихся  материальных и невещественных активов  с целью его инновационного развития. В рыночных условиях инновационный  потенциал формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами [4] инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

Инновационный потенциал  формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный  потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет специфические использования целых и развития, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть засчитанный к сильным или слабым сторонам предприятия. Структура элементов вырабатывающих потенциал графически подана на рис. 1.

Рисунок 2 – Потенциалосоздающие элементы инновационной деятельности

 

Материальные ресурсы  инновационного потенциала вмещают  основные средства и оборотные активы. Согласно с действующим законодательством основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года) [10].

К основным средствам  инновационной деятельности можно  отнести необоротные материальные активы, в частности машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также библиотечные фонды. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

Второй подход к оценке инновационного потенциала материальных ресурсов заключается в использовании  коэффициенту, который определяет инновационность материальных ресурсов К (0 < К < 1). Обычно, коэффициент К зависит от отрасли деятельности предприятия и его инновационной активности, и оценивается экспертами.

Материальные ресурсы  предприятия отображаются в балансе  предприятия как активы. Традиционно  считается, что именно основные средства и оборотные активы, а также способность предприятия эффективно их использовать определяют потенциал предприятия. В то же время в информационную эпоху учета в управленческом учете преимущественно материальных активов не полностью адекватным действительности, поскольку не менее важным источником создания стоимости предприятия становятся невещественные и рыночные активы, трудовые ресурсы.

 

2.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия

 

В течение последних  двух лет произошел настоящий прорыв в ключевых отраслях науки и техники, в частности, отраслях информационных технологий, СМИ и коммуникаций. Вследствие этого получаются новые инструменты формирования конкурентных преимуществ, которые никогда ранее не существовали, однако воспринимаются сегодня как необходимая составляющая каждого вида деятельности. Много из этих инструментов имеют невещественный характер, оттого, учитывая их стратегический для предприятия характер, их целесообразно рассматривать как активы.

На сегодня стоимость  той или другой компании меньше определяется «ощутимыми» ценностями – домами, машинами, техникой и тому подобное. Все в большей степени ее цену формируют невещественные ресурсы  идеи, квалификация персонала, имидж  марки, стратегическое совокупление ключевых процессов из обработки информации [14]. Особенно это характерно для больших компаний, которые работают на информационном рынке и достигают поражающих успехов. Так, стоимость американской компании Уаhоо! (поисковой интернет-компании с приблизительно 1000 сотрудников) выросла за последние два года с $400 млн. до $5 млрд., которая является высокой рыночной оценкой ее интеллектуального капитала: его нельзя увидеть буквально или найти финансовой отчётности и балансе предприятия, но он является основой невероятно больших прибылей [1]

До недавнего времени  понятие «интеллектуальный потенциал» использовалось в узком понимании  на уровне показателей количества запатентованных  предприятием результатов НИОКР  и тому подобное. В то же время, в  современных условиях нецелесообразно останавливаться лишь на таком сравнительно узкой трактовке интеллектуального потенциала, ведь внешняя среда стимулирует предприятие к поиску и развитию других не менее важных форм невещественных активов предприятия. Развивая достижение зарубежных и отечественных ученых и учитывая национальные нормативные акты, целесообразно употреблять термин «интеллектуальный потенциал» как составляющую инновационного потенциала, которая в результате его реализации в ходе экономического развития предприятия, трансформируется в интеллектуальный капитал. Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала среди его ресурсов целесообразно различать невещественные активы, маркетинговые, управленческо-инфраструктурные и трудовые ресурсы. Основные составляющие элементы, которые формируют интеллектуальный потенциал, приведены в таблице 1.

Нематериальные активы согласно с действующим законодательством [10] – неовеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют  материальной формы, могут быть идентифицированные (отделенные от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставленный в аренду другим лицам. Нематериальные активы могут быть приобретенные или полученные в результате разработки. Они отображаются в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и их стоимость может быть достоверно определена.

 

Таблица 1

Основные составные  инновационного потенциала промышленного  предприятия

Потенциал материальных ресурсов

Интеллектуальный потенциал

Основных средств (техническая  база инновационной деятельности)

  • основное и вспомогательное научно-исследовательское оборудование;
  • компьютерный парк;
  • логистические ресурсы;
  • здания и сооружения;
  • передаточные устройства;
  • библиотечный фонд

Нематериальных активов

  • патент
  • авторское право,
  • права на дизайн
  • производственные секреты (ноу-хау)
  • товарные знаки, знаки обслуживания

Оборотных активов инновационной  деятельности

  • запасы, товары
  • векселя получены
  • дебиторская задолженность
  • текущие инвестиции
  • денежные средства и их эквиваленты
  • другие оборотные активы

Маркетинговых ресурсов

  • маркетинговый опыт
  • реакция предприятия
  • клиентурная база
  • благосклонность потребителей
  • портфель заказов
  • франшизные соглашения
  • лицензионные соглашения
   

Управленческо- инфраструктурных ресурсов

  • организационная культура
  • концепции управления
  • коммуникационные сети
  • информационные технологии, партнерские отношения с поставщиками и посредниками(логистическая цепь поставок)
   

Трудовых ресурсов

  • образование
  • уровень квалификации
  • профессиональные способности
  • профессиональные наывки
  • психометрические характеристики

 

Согласно с действующим  законодательством объектами невещественных активов инновационного потенциала промышленного предприятия считаются [10]:

- права на объекты  промышленной собственности (право  на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и тому подобное);

- права на знаки  для товаров и услуг (товарные  знаки, торговые марки, фирменные  названия);

- авторские и смежные  с ними права (право на программы  для ЭВМ, базы данных и тому  подобное);

- гудвил;

- другие невещественные  активы (право на осуществление  деятельности, использование природными  ресурсами, имуществом, использованный  экономических и других привилегий  и тому подобное).

Касаемо инновационной  деятельности, объекты невещественных активов представляют интеллектуальную собственность предприятия, которая является узаконенным инструментом защиты невещественных активов. Так, новые решения, которые касаются производства товаров и их компонентов, могут быть запатентованными. Ценность патента заключается в том, что он закрепляет за своим владельцем монополию на запатентованное изобретение на определенный законодательством срок. Патент имеет особенную ценность, если он защищает сам продукт, поскольку в таком случае никто другой не имеет права на копирование этого продукта. Согласно с действующим законодательством [1] защиты подлежат и авторские права на печатные символы, которые используются в издательском деле, создании музыкальных произведений и программного обеспечения. Такой рыночный актив, как оригинальное имя, защищается товарной маркой для товара или услуги [2]. Торговые секреты защищаются договорами о неразглашениях, которые предусматривают обязательство посвященной в тайну стороны не раскрывать эту тайну никому, кроме указанных в договоре субъектов.

На практике нередко  возникают сложности отображения  в балансе предприятия нематериальных активов, полученных в результате разработки, поскольку не всегда четко очерченная возможность получения будущих  экономических выгод от реализации или использования нематериального актива, а также не всегда можно достоверно определить расходы, связанные с разработкой нематериального актива. Условно можно выделить составные, которые формируют интеллектуальный потенциал, на нематериальные активы, которые отображены в балансе предприятия, то есть ощутимые активы, и нематериальные неощутимые активы. Цена последних не подвергается точному определению, однако роль их в хозяйственной деятельности фирмы является значительной. Это серьезное задание бухгалтерского учета.

Например, согласно с  действующим законодательством  не признаются активами, а лишь отображаются в составе расходов отчетного  периода [5, с. 263]:

- затраты на исследования;

- подготовку и переподготовку  кадров;

- рекламу и продвижение  продукции на рынке;

- повышение деловой  репутации предприятия (гудвил), стоимость изданий.

Обобщая, можно утверждать, что элементы интеллектуального  потенциала предприятия (подготовка, научная  и техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение и тому подобное) тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также научной и технической информации являются существенным элементом интеракций между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует отбору рыночных сигналов и превращения их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые возникают в процессе инновационной деятельности.

 

2.3 Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия

 

Учитывая стратегический характер решений, уровень инновационного потенциала важно оценивать с  учетом особенностей внешней среды  и выявлением в нем стратегических возможностей исследующегося предприятия. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую  последовательность:

1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого – уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.

2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.

3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.

4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.

Информация о работе Понятие инновационного климата и его формирование