Понятие инвестиционной стратегии и ее роль в развитии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционная стратегия — система долгосрочных целей инвестиционной
деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

• позволяет  оценить степень риска хозяйственной  деятельности предприятия. В условиях высокого уровня риска инвесторы и кредиторы требуют обеспечения повышенной нормы доходности на предоставляемый

капитал, что ведет к возрастанию уровня ССК;

• используется предприятием как норма процентной ставки в процессе

наращения или дисконтирования стоимости  денежных потоков.

   Обеспечение эффективного формирования инвестиционного капитала предприятия требует оценки его предельной стоимости —уровня стоимости каждой новой его единицы, дополнительно привлекаемой предприятием. По мере развития предприятия и привлечения им все большего объема нового капитала, показатель предельной стоимости постоянно возрастает.   Одновременно это приводит и к росту средневзвешенной стоимости дополнительно привлекаемого капитала предприятия.

   С целью оптимизации структуры капитала по критерию минимизации

уровня  финансовых рисков собственники предприятия или менеджеры

осуществляют  дифференцированный выбор источников финансирования для различных видов активов (постоянных, переменных

оборотных активов и внеоборотных активов) в зависимости от отношения к финансовым рискам. 
 

     4 

     методы инвестиционной стратегии предприятия и актуальность ее разработки 

     Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды. Эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью организации, подчиненного реализации целей ее общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает инвестиционная стратегия.

     Инвестиционная стратегия представляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

     Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.

     Процесс разработки инвестиционной стратегии  является важнейшей составной частью общей системы стратегического  выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов.

     Актуальность  разработки инвестиционной стратегии  организации определяется рядом  условий. Важнейшим из таких условий  является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом.

     Разрабатываемая инвестиционная стратегия позволяет  заблаговременно адаптировать инвестиционную деятельность организации к предстоящим  кардинальным изменениям возможностей ее экономического развития.

     Еще одним существенным условием, определяющим актуальность разработки инвестиционной стратегии, является кардинальное изменение  целей операционной деятельности организации, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т. п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности организации и диверсификация форм его инвестиционной деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной инвестиционной стратегии.

     Концепция стратегического менеджмента отражает четкое стратегическое позиционирование организации (включая и инвестиционную ее позицию), представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

     Основные  принципы и этапы  разработки инвестиционной стратегии 

     В отличие от обычного долгосрочного  планирования, основанного на концепции  экстраполяции сложившихся тенденций  развития, стратегическое планирование учитывает не только эти тенденции, но и систему возможностей и опасностей развития организации, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.

     В основе разработки инвестиционной стратегии организации лежат принципы новой управленческой парадигмы — системы стратегического управления. К числу основных из этих принципов, обеспечивающих подготовку и принятие стратегических инвестиционных решений в процессе разработки инвестиционной стратегии организации, относятся:

  • Принцип инвайронментализма. Этот принцип состоит в том, что при разработке инвестиционной стратегии организация рассматривается как определенная система, полностью открытая для активного взаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды. Открытость предприятия как социально-экономической системы и его способность к самоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формирования его инвестиционной стратегии.
  • Принцип соответствия. Являясь частью общей стратегии развития организации, инвестиционная стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическими целями и направлениями операционной деятельности организации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития организации в соответствии с избранной общей стратегией.
  • Принцип инвестиционной предприимчивости и коммуникабельности. Данный принцип заключается в активном поиске эффективных инвестиционных связей по всем направлениям и формам инвестиционной деятельности, а также на различных стадиях инвестиционного процесса.
  • Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетом адаптивности к изменениям факторов внешней инвестиционной среды.
  • Инновационный принцип. Формируя инвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельность является главным механизмом внедрения технологических нововведений, обеспечивающих рост конкурентной позиции организации на рынке.
  • Принцип минимизации инвестиционного риска. Практически все основные инвестиционные решения, принимаемые в процессе формирования инвестиционной стратегии, в той или иной степени изменяют уровень инвестиционного риска. В первую очередь это связано с выбором направлений и форм инвестиционной деятельности, формированием инвестиционных ресурсов, внедрением новых организационных структур управления инвестиционной деятельностью.
  • Принцип компетентности. Какие бы специалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционной стратегии организации, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты – финансовые менеджеры.

     Процесс разработки инвестиционной стратегии  организации осуществляется по следующим этапам (рис. 1.).

         

Рис. 1.1 Основные этапы процесса разработки инвестиционной стратегии организации

     Стратегическое  управление инвестиционной деятельностью  носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышения эффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений на всех стадиях инвестиционного процесса.

     Стратегические  цели инвестиционной деятельности организации  представляют собой описанные в  формализованном виде желаемые параметры  ее стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты. 

      Методы разработки стратегии 

     К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки стратегии организации относятся SWOT-анализ. Инвестиционный SWOT-анализ заключается в последовательном изучении внутреннего финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа строится такая инвестиционная стратегия организации, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.

     В настоящее время многие крупные  предприятия сталкиваются с проблемой формирования своей внутренней инвестиционной стратегии, с необходимостью установления четких стандартов подготовки и принятия инвестиционных решений. В условиях, когда финансовые ресурсы ограничены, реализация всех потенциально интересных инвестиционных замыслов оказывается невозможной. Финансовому менеджеру приходится решать проблему выбора - из общего списка определять подмножество инвестиционных проектов, удовлетворяющих критерию реализуемости (достаточность финансовых и материальных ресурсов), и критерию максимизации стоимости бизнеса. Следовательно, речь идет об оптимизации внутреннего инвестиционного портфеля кампании.

     Под инвестиционными проектами в  данном контексте понимаются практически  все формы капитальных вложений, например: закупка нового оборудования, строительство, ремонтные работы, подготовка помещений для сдачи в аренду и пр. В стандартной ситуации денежные потоки являются отрицательными на стадии инвестиций и положительными на стадии реализации продукции или услуг. Обычно, кроме того, каждый из инвестиционных проектов имеет определенное время актуальности, т.е. его реализация может быть начата в определенном интервале дат. Таким образом, с математической точки зрения, задача оптимизации инвестиционного портфеля сводится, во-первых, к выбору подмножества проектов, подлежащих реализации, и, во-вторых, определению временного графика их осуществления.

     Важно отметить факт безусловной необходимости  проработки всех вопросов, связанных  с осуществлением инвестиционного  проекта, так как это в значительной степени определяет успех или неудачу проекта в целом (при условии, что не будет допущено серьезных ошибок на следующих стадиях). Недостаточно или неправильно обоснованный проект будет обречен на трудности при его реализации, независимо от того, насколько успешно будут предприниматься все последующие действия.

     Структура информации, прорабатываемой в ходе исследований, выглядит следующим образом:

  1. цели проекта, его ориентация и экономическое окружение, юридическое обеспечение (налоги, государственная поддержка и т.п.);
  2. маркетинговая информация (возможности сбыта, конкурентная среда, перспективная программа продаж и номенклатура продукции, ценовая политика);
  3. материальные затраты (потребности, цены и условия поставки сырья, вспомогательных материалов и энергоносителей);
  4. место размещения, с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов;
  5. проектно-конструкторская часть (выбор технологии, спецификация оборудования и условия его поставки, объемы строительства, конструкторская документация и т.п.);
  6. организация предприятия и накладные расходы (управление, сбыт и распределение продукции, условия аренды, графики амортизации оборудования и т.п.);
  7. кадры (потребность, обеспеченность, график работы, условия оплаты, необходимость обучения);
  8. график осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пуско-наладочных работ, период функционирования);
  9. коммерческая (финансовая и экономическая) оценка проекта.

     Вышеприведенная структура в целом соответствует  структуре бизнес-плана инвестиционного проекта. Последний блок из приведенного перечня - коммерческая оценка - имеет ключевое значение для принятия решения о состоятельности инвестиционного проекта.

     Смысл общей оценки инвестиционного проекта  заключается в представлении всей информации о последнем в виде, позволяющем лицу, принимающему решение, сделать заключение о целесообразности осуществления инвестиций. В этом контексте особую роль играет финансово-экономическая оценка.

     Общих критериев коммерческой привлекательности инвестиционного проекта два. Кратко их можно обозначить как "финансовая состоятельность" (финансовая оценка) и "эффективность" (экономическая оценка). Оба указанных подхода взаимодополняют друг друга. В первом случае анализируется ликвидность (платежеспособность) проекта в ходе его реализации. Во втором - акцент ставится на потенциальной способности проекта сохранить покупательную ценность вложенных средств и обеспечить достаточный темп их прироста.  

Информация о работе Понятие инвестиционной стратегии и ее роль в развитии предприятия