Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 00:18, контрольная работа
В современном мире существуют несколько видов экономических систем: экономика чистого капитализма (рыночная), административно-командная система, традиционная экономика. В данной работе рассматривается характеристика критериев и признаков экономических систем. В настоящее время большинство стран отказывается от административно-командных методов регулирования народным хозяйством, так в Европе практически отсутствуют страны с командно-административной системой народного хозяйства.
Введение
Объекты и основные элементы экономической системы.
Типы экономических систем.
Субъекты экономической системы и их взаимодействие.
Заключение
Деятельность фирм (предприятий) по производству и реализации продукции (услуг) называют предпринимательством. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность деятельность, имеющая своей основной целью систематическое получение прибыли и зарегистрированная в установленном законом порядке. С точки зрения масштабов бизнеса различают малое, среднее и крупное предпринимательство. С точки зрения видов деятельности – производственное, коммерческое, посредническое и финансовое предпринимательство.
Финансовое
В зависимости от форм собственности выделяют различные виды фирм (предприятий). Индивидуальная форма собственности является основанием создания индивидуальных и семейных предприятий. Коллективная – партнерств (товарищества) и обществ (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества). Государственная форма собственности – главное условие создания некоммерческих государственных организаций (фондов, союзов), муниципальных и унитарных предприятий.
Можно отметить, что фирмы (предприятия) проявляют три основных вида экономической активности: а) предъявляют спрос на факторы производства, б) организуют производство и реализацию продукции (благ) и в) осуществляют инвестирование.
В макроэкономической теории наряду с домохозяйством, фирмой как экономическими субъектами выделяется еще один экономический субъект - это государство. Государственный сектор экономики охватывает все государственные институты, в том числе правительство, законодательные и судебные органы.
Под термином «правительство» обычно понимается любой орган государственной власти в центре или на местах, который вправе принимать хозяйственные решения и занимается проведением государственной политики. Как правило, сюда относятся органы исполнительной власти, но могут относиться и органы законодательной власти. Это происходит, когда законодательные органы принимают решения о ставке налогов, объемах государственных расходов, ограничении иностранной конкуренции и т.п. Правительство принимает решения о производстве общественных благ (национальная безопасность, безопасность жизнедеятельности граждан, образование, медицина, культура и пр.), перераспределяет блага в обществе в целях соблюдения социальной справедливости, обеспечивает повышение эффективности экономической деятельности субъектов экономики. Кроме текущих расходов на производство общественных благ, государство (правительство) принимает решения об осуществлении инвестиций в реальный сектор экономики.
Одной из важнейших функций государства,
которую оно реализует в
Кроме того, государство собирает налоги с домохозяйств и фирм. В свою очередь оно может предоставить субсидии другим экономическим субъектам, осуществляя экономическую и социальную политику.
В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены в целях повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой - сокращать налоги в целях стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.
Заграница как экономический субъект рассматривается в расширенных макроэкономических моделях, в моделях «открытой национальной экономики» и включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местопребывание за пределами данной страны, а также иностранные институты, международные экономические организации внутри страны. Воздействие заграницы на национальную экономику осуществляется, прежде всего, через взаимный обмен факторами производства, технологиями, товарами и услугами. Влияние данного экономического субъекта на национальную экономику описывается в основном смысловыми значениями терминов «экспорт» и «импорт», причем одним из важнейших видов товаров здесь рассматривается валюта.
Таким образом, кругооборот экономических ресурсов в экономической системе формируют фирмы, домохозяйства и государство. Именно разные формы кругооборота между этими основными экономическими субъектами формируют различные экономические системы.
В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций. Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях. Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения. В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами
Заключение
Экономическая система
— сложное, многоструктурное и полифункциональное
социально-экономическое
Ни для одной страны нет однозначных и общепринятых путей развития и безболезненных рецептов достижения благосостояния и прогресса. В строительстве современной экономической системы следует всесторонне использовать достижения и опыт функционирования мировой цивилизации, учитывая при этом собственные специфические условия, возможности и ментальность.
Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.
Таким образом, экономическая система может быть определена как устойчивая совокупность хозяйственных подсистем и элементов, взаимодействие которых обеспечивает воспроизводство необходимых условий жизнедеятельности общества. Она имеет сложную структуру и включает многообразие совершающихся в обществе экономических процессов, действующие в нем имущественные отношения, организационные формы, институты и вовлеченные в хозяйственный оборот экономические ресурсы.
Список использованной литературы
1. Зайдель. Х. Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД, 2004. – 356 с.
2. Макконел К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2004
3. Основы экономической теории: политэкономический аспект: Учебник /Отв. ред. Г. М. Климко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: Знання-Прес, 2001. — 646 с.
4. Экономическая теория: Учебник /Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 2001. — 752 с.
.