Понятие конкуренции и ее роль в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

В современной постиндустриальной экономической среде, которая характеризуется переходом от командной экономики к рыночным структурам, все больше ощущается значимость конкуренции в экономической жизни.
Важное значение имеет то, что конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной структуры, условие ее функционирования, необходимая составляющая развития предпринимательской деятельности. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Конкуренция как инструмент рыночной экономики 5
1.1 Понятие конкуренции. Ее сущность и роль в экономике. 5
1.2 Характерные черты моделей конкуренции 9
Глава 2. Конкуренция на российских рынках: формы и методы ее развития. 20
2.1 Особенности конкуренции в России 20
2.2 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 22
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_tigry_1 (1).docx

— 113.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

"Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского"

 

 Экономический факультет

 Кафедра экономической  теории

 

 Курсовая работа

    по дисциплине "Микроэкономика"

на тему:

Понятие конкуренции и ее роль в экономической системе

 

 

                                                                     Выполнила студентка

                                                                 группы №714

                                                                    Колисова Диана Альбертовна

 

 

                 Научный руководитель:

    Доцент кафедры экономической теории

ННГУ, кандидат экономических наук.

    Калинкина Наталья  Николаевна

 

 

 Нижний  Новгород, 2014 год 
Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной постиндустриальной экономической среде, которая характеризуется переходом от командной экономики к рыночным структурам, все больше ощущается значимость конкуренции в экономической жизни. 
Важное значение имеет то, что конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной структуры, условие ее функционирования, необходимая составляющая развития предпринимательской деятельности. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Актуальность данной темы состоит в том, что в современной экономике, функционирующей  по правилам рынка, конкуренция играет огромную роль в ее развитии, являясь важнейшим рычагом ее функционирования, стимулирующей инновационное развитие экономики. 

Развитие экономики нашей страны свидетельствует о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции  отношениях.

В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды. Полная государственная монополия, существовавшая в стране более 70 лет, естественные монополии и их социальная значимость – все это существенно осложняет процесс создания конкурентной среды в экономике Российской Федерации. В тоже время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе России в вопросе построения конкурентной среды.  

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике, а также формы и методы развития конкуренции на российских рынках. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.  При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. В работе также рассмотрены различные нарушения честной конкуренции, что в российской экономике встречается постоянно, рассмотрены методы борьбы с такими нарушениями.

 

Глава 1. Конкуренция как инструмент рыночной экономики

1.1 Понятие конкуренции. Ее сущность  и роль в экономике.

 

Конкуренция- это процесс сознательного соперничества между экономическими агентами за экономические ресурсы,  наиболее выгодные условия продажи или покупки, борьба за лидерство рынке.

Конкуренция является следствием экономических отношений в условиях рыночной экономики. Она представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителями благ (товаров и услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Конкуренция обеспечивает взаимодействие спроса и предложения, служит для уравновешивания рыночной цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения.

Сущность конкуренции проявляется в следующих аспектах:

1) стимулировать нацеленность  производителя на удовлетворение  запросов потребителя с целью  получения прибыли

2) стимулировать рост эффективности  производства, который обеспечит  дальнейшее функционирование фирмы  в отрасли

3) "очищать" рынок от  неэффективных фирм

4) распределение ресурсов  по отраслям, пользующихся спросом 1

Базовые стратегии, на основе которых реализуются конкурентные отношения между предприятиями и ключевые преимущества, которые дают эти стратегии:

1) снижение себестоимости. Низкая себестоимость и соответственно цена продукции;

2) дифференциация продукции – уникальность выпускаемой продукции, ее высокое качество, привлекающее потребителя, и (или) особенный дизайн;

3) сегментирование рынка – комплексное обслуживание сегмента (части) рынка;

4) внедрение новшеств – деятельность в новой рыночной нише, где отсутствуют конкуренты;

5) немедленное реагирование на потребности потребителя – опережение конкурентов, которое достигается за счет более мобильной системы управления.2

 

Конкуренция как и любое другое явление требует особых условий для существования:

Основные условия возникновения конкуренции:  
1.                полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;  
2.                полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;  
3.                противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.  

 

Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. Так при отсутствии конкуренции потребитель оказывается в положении, при котором производитель сам диктует свои условия и не согласится с ними означает остаться без какого либо товара или услуги. Суть конкуренции же напротив обязывает учитывать интересы потребителя иначе уже сам производитель может остаться без покупателей, потребитель выберет того продавца который предложит лучшие условия, цену и т. д.

Главной целью любого предприятии, организации, фирмы является получение прибыли. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и фирма за счет такого снижения может снизить цену на товар или услуга, что предоставит ей преимущество по сравнению с конкурентами. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.  

Также конкуренция способствует эффективному распределению ресурсов, что играет важную роль в мире ограниченных возможностей. Благодаря конкуренции производители снижают свои издержки, вследствие чего в отрасли остаются те кто смог наиболее лучшим образом распорядиться ресурсами, те же кто тратит их впустую покидают рынок. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой рынка».  
Конкуренция – важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий. 

 

 

Конкуренция как и другое любое явление имеет свои достоинства и недостатки:

1) она способствует научно-техническому  прогрессу, так как с помощью  новых технологий возможно эффективное  использование ресурсов а значит  и снижение издержек производства, что является очень важным  аспектом в борьбе между производителями

2) благодаря экономии на издержках  производства конкуренция способствует  снижению цен, что очень важно  для потребителей

3) выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

4) выполняет санирующую функцию, то есть очищает рынок от  убыточных предприятий

 

 

К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

1.2 Характерные черты моделей конкуренции

 

Конкуренция включает в себя два вида:

1) совершенная конкуренция

2) несовершенная конкуренция 

 

Рынка совершенной конкуренции в реальности не существует, он является моделью для изучения и анализа конкуренции.

Совершенная конкуренция включает в себя ряд следующих признаков:

1) Множество продавцов  и покупателей на рынке

2) Однородность продукции ( на рынке предлагается множество  одних и тех же товаров и  покупателю все равно у какого  продавца их покупать.)

3) Отсутствие контроля  над ценой со стороны производителей ( так как на рынке производится  множество товара или услуги  одного типа, то установление  цены отличной от рыночной  неблагоприятно повлияет на продавца. При цене выше равновесной  покупатель без проблем сможет  купить такой же товар по  более низкой цене у любого  другого продавца, если же цена  ниже рыночной то это приведет  к тому что потребительский  спрос не сможет быть удовлетворен.)

4) Отсутствие барьеров  для входа на рынок (Не существует  никаких запретов для входа  на рынок, высокая мобильность  ресурсов.)

5) Доступность информации (Нет никаких тайн по способам  производства из-за огромного  количества однородного товара, любой может узнать информацию  о состоянии рынка)3

 

Д.В.Робинсон дает следующую характеристику совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда спрос на продукцию каждого производителя абсолютно эластичен. Отсюда следует, во-первых, что число продавцов велико и объем производства любого из них составляет ничтожно малую долю от общего выпуска данной продукции: во-вторых, что все покупатели находятся в одинаковом положении в отношении возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке господствуют отношения совершенной конкуренции».4

 

 

Поведение совершенноконкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Краткосрочный период характеризуется тем что фирма не может изменить производственные мощности,  она располагает неизменным капиталом и максимизирует прибыль изменениями объемов производства с помощью переменных факторов. Прибыль это основная идея, которая лежит в теории поведения фирмы. Прибыль - это разница между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (ТС). Для фирмы, действующей в краткосрочном периоде, возможны три  варианта поведения: производство ради максимизации прибыли; производство ради минимизации убытков; прекращение производства. В краткосрочном периоде часть издержек являются постоянными и не зависят от объема производства, например арендная плата за здание, а также часть переменными, которую напрямую зависят от объема производимой продукции.

Фирма производит продукт, который продается по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирма выбирает объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Оптимальный объем продаж обеспечит максимум прибыли. Условие максимизации прибыли представлено на рисунке 1.

 

рис. 1

 

 

Поведение совершенной конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. В течение этого периода могут возникать новые фирмы и закрываться старые. Если сложившаяся цена на рынке выше уровня минимальных средних издержек, то это ведет к максимальному увеличению прибыли, что привлечет новые фирмы в отрасль. При убытках фирма легко может направить ресурсы в другую отрасль производства. 
Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде. Если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль новые капиталы, откроются новые фирмы, а существующие в отрасли предприятия будут расширять производство. 
 

Несовершенная конкуренция в свою очередь делится на 3 типа (рис.2)

 

 

рис. 2

 

 

Монополистическая конкуренция охватывает отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Легкость вступления в отрасль способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долгосрочном периоде.

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная модель, для которой типично:

1) относительно большое  число производителей, которые производят  похожую, но не идентичную продукцию (скажем, 60 или 70 фирм, производящих  транспортные средства);

Информация о работе Понятие конкуренции и ее роль в экономической системе