Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа
В современной постиндустриальной экономической среде, которая характеризуется переходом от командной экономики к рыночным структурам, все больше ощущается значимость конкуренции в экономической жизни.
Важное значение имеет то, что конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной структуры, условие ее функционирования, необходимая составляющая развития предпринимательской деятельности. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.
Введение 3
Глава 1. Конкуренция как инструмент рыночной экономики 5
1.1 Понятие конкуренции. Ее сущность и роль в экономике. 5
1.2 Характерные черты моделей конкуренции 9
Глава 2. Конкуренция на российских рынках: формы и методы ее развития. 20
2.1 Особенности конкуренции в России 20
2.2 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 22
Заключение 28
Список литературы 31
Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.
Методы Антимонопольной Политики
1. Ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание потребителю невыгодных условий договора в силу того что предприятие является единственным поставщиком продукта и у покупателя не остается выбора как согласится с невыгодными ему условиями, несоблюдение порядка ценообразования по этой же причине, согласованные действия предприятий, направленные на ликвидацию конкурентов и тем самым ограничение конкуренции. Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтоб создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, «Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен» от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учётом того, что производственные мощности будут исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Поэтому предпочтительней оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявит монопольно высокие и монопольно низкие цены.
Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Запрещаются также различные соглашения между фирмами и препятствование входу на рынок других фирм.
2. Контроль за усилением
В результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений, когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определённого порога по объёму операций, оно обязано получить согласие антимонопольного комитета на свои действия (предварительный контроль) и уведомить его о них (последующий контроль).
Предварительно контролируются, во-первых, объединения предприятий, если их активы превышают определенную денежную сумму; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, когда их активы также превышают допустимую сумму, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35%.
Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:
Лицо приобретает акции с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании.
Лицо приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа.
При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. Если же создание такого субъекта будет ограничивать конкуренцию, то антимонопольный орган даст запрет на такое объединение.
Новое для российского антимонопольного законодательства понятие «группа лиц» конкретизирует взаимоотношения между материнской и дочерней компаниями, т.е. при проведении государственного контроля за сделками антимонопольный орган рассматривает не только стороны, непосредственно участвующие в сделке, но и те организации, которые контролируют приобретателя или сами подконтрольны ему.
Антимонопольный орган может дать добро на создание предприятий, ограничивающих конкуренцию, если такие фирмы компенсируют это своей деятельностью на внешнем рынке.
3. Запрет на недобросовестную конкуренцию.
Под недобросовестной конкуренцией понимается конкуренция, которая ведется не путем совершенствования технологий, поиска новых способов производства с целью снижения издержек и получения преимуществ за счет более низких цен и высокого качества продукции, а другими методами. К ним относятся: сговоры между фирмами с целью ликвидации конкурентов, искусственное занижение или завышение цен на определенный период для закрытия входа на рынок другим фирмам, распространение недостоверной информации, касающейся деятельности конкурентов вследствие чего у потребителя складывается ложное мнение о производстве товара, его характеристиках и т.д. Часто встречается также некорректное сравнение товара фирмы с аналогичным товаром конкурента. Своему продукту присваиваются выдуманные достоинства, а характеристики товаров конкурентов ложно занижаются.
Антимонопольные органы должны следить за соблюдением правил честной конкуренции и пресекать действия нарушителей, проверять подлинность информации на рынке.
4. Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию.
Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако в России эти правила постоянно нарушаются. Государственные органы предоставляют льготы каким то конкретным предприятиям, предоставляют право на монопольное пользование новейшими технологиями, препятствуют входу на рынок иногородних фирм, так сказать тащат к вершине какую либо фирму, продвигают на рынке государственные предприятия, необоснованно запрещают и ограничивают в действиях некоторые фирмы.
Неправовые действия органов власти имеют экономическую подоплёку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем, законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.
5. Реестр как инструмент
Еще одним способом контроля за деятельностью предприятий является включение или исключение их из государственного реестра. Это происходит путем изучения ситуации на рынке и выявления доли, которую занимает предприятие на нем. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изометрические), «Калугапутьмаш» (машины рельсосварочные, краны укладочные), Новосибирский металлургический завод (листовая инструментальная холоднокатная сталь) и др. Антимонопольные органы включают под контроль только предприятия, производящие важную для страны продукцию. Но внесение предприятия в реестр ещё не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры – скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями закона «О конкуренции».11
В ходе выполнения работы я рассмотрела сущность конкуренции, определила ее роль в экономике и выявила основные ее виды, их характеристики. Также я рассмотрела особенности конкуренции в России и основные способы ее регулирования . На основе работы можно сделать следующие выводы:
Конкуренция - это экономическое соперничество между субъектами экономики за более выгодные условия, целью которого является обеспечение лучших возможностей сбыта продукции, получение максимальной прибыли, а также удовлетворение разнообразных потребностей покупателей.
Конкуренция имеет как положительные так и отрицательные стороны. К положительным можно отнести то что конкуренция способствует научно-техническому прогрессу, мотивируя производителей улучшать технологии производства для снижения издержек и повышения качества продукции, в условиях конкуренции наилучшим образом удовлетворяются потребности потребителя, так как у него есть возможность выбора наиболее предпочтительного товара. Среди минусов можно увидеть то что в результате конкуренции некоторые фирмы оказываются не в состоянии продолжать свою деятельность, что приводит к банкротству и безработице, также это неравномерное перераспределение доходов, избыток производства и образование монополий.
Конкуренция включает в себя 4 вида:
1) чистая конкуренция
2) монополистическая конкуренция
3) олигополия
4) монополия
Их разделяют по следующим критериям: количество субъектов на рынке, контроль над ценами, вид продукта, наличие или отсутствие барьеров при входе в отрасль, доступность информации.
В России, переживающая переход от командной экономики к рыночной конкурентная среда только начинает развиваться. Монополии, сохранившиеся от командного типа, присутствие нечестной конкуренции мешает нормальному развитию конкурентной среды. В таких условиях государство должно принимать меры для защиты конкуренции. Среди главных методов выделяют: ограничительные меры, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, занесение фирм в государственный реестр.
Стоит добавить что в современных условиях, в условиях постиндустриального общества, общества высоких технологий все больше становится рыночная экономика, а потому развитие конкуренции выглядит важнейшим процессом в экономике каждой страны.
1) Экономическая теория. Сажина М.А. Чибриков Г. Г. 2007 г. 2-е издание
2) Мишина Л.А., Основы бизнеса.
3) Экономическая теория_под ред. Николаевой И.П_Учебник_2008 .
4) Робинсон Д.В. «Экономическая
теория несовершенной
5) Экономическая теория_Носова С.С_2008
6) Чемберлин Э.Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости», Москва, 1959.
7) Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель», Санкт-Петербург, 1992
8) Экономическая теория под редакцией Носовой С. С. Кнорус 2008 г.
9) Л. А. Исаева-Экономическая теория-2006.
10) http://www.coolreferat.com/
11) http://www.biglib.com.ua/ - народная библиотека
12) Крупенин А.Л. «Основы
экономики в вопросах и
13) Липсиц, Игорь Владимирович. Экономика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. «Экономика» / И.В. Липсиц. - 3-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2011. - 656с.
1 Экономическая теория. Сажина М.А. Чибриков Г. Г. 2007 г. 2-е издание-119 стр.
2 Мишина Л.А., Основы бизнеса.
3 Экономическая теория_под ред. Николаевой И.П_Учебник_2008 .-157 стр.
4 Робинсон Д.В. «Экономическая теория несовершенной конкуренции», 1986, электронная библиотека http://www.finbook.biz/
5 Экономическая теория_Носова С.С_2008-164 стр.
6 Чемберлин Э.Х. «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости», Москва, 1959, с. 283, с. 119.
7 Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель», Санкт-Петербург, 1992, с 223.
8 Экономическая теория под редакцией Николаевой. Учебник 2008 г. стр.195-199
9 Экономическая теория под редакцией Носовой С. С. Кнорус 2008 г. 179 стр.
10 Л. А. Исаева-Экономическая теория-2006-44 стр.
11 http://www.coolreferat.com/
Информация о работе Понятие конкуренции и ее роль в экономической системе