Понятие конкуренции и ее роль в экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

В современной постиндустриальной экономической среде, которая характеризуется переходом от командной экономики к рыночным структурам, все больше ощущается значимость конкуренции в экономической жизни.
Важное значение имеет то, что конкуренция – это неотъемлемая часть рыночной структуры, условие ее функционирования, необходимая составляющая развития предпринимательской деятельности. Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Конкуренция как инструмент рыночной экономики 5
1.1 Понятие конкуренции. Ее сущность и роль в экономике. 5
1.2 Характерные черты моделей конкуренции 9
Глава 2. Конкуренция на российских рынках: формы и методы ее развития. 20
2.1 Особенности конкуренции в России 20
2.2 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 22
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya_tigry_1 (1).docx

— 113.33 Кб (Скачать файл)

2) большое число покупателей;

3) дифференцированный продукт, выступающий в форме:

а) товаров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам: например, одна из фирм, торгующих автомобилями, придает значение внутреннему дизайну, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самого двигателя;

б) услуг, связанных с продажей продукта (рекламы, упаковки, торговых знаков); например, яркая реклама может убедить многих потребителей, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители;

4) фирма может незначительно  влиять на цену;

5) относительно легкое  вступление в отрасль.5

 

Э. Х. Чемберлин очень ярко подчеркивает особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта.» «Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции.» 6

 

Олигополия- рынок на котором доминирует несколько крупных фирм, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

Олигополистическая структура рынка является одной из самых

распространенных в мировой практике. В качестве примера олигополии можно назвать: автомобилестроение, металлургию, химию,

электронику, производство бытовых приборов и др.

К основным чертам олигополии относят:

1) наличие на рынке  нескольких крупных фирм

2) продукт может быть  дифференцированным и стандартизированным

3) фирма в значительной  степени может влиять на цену

4) наличие почти непреодолимых  барьеров вступления в отрасль

5) ограниченна информация  о рынке

Фирмы, находящиеся в условиях олигополии сильно зависят друг от друга, стоит одной из фирм изменить цены на выпускаемую продукцию, другие сразу должны на это отреагировать. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния. 
 
Влияние фирмы на рынке часто определяется неценовой конкуренцией. Упором на неценовую конкуренцию являются две следующие причины: 
 
1. Если какая то из фирм снижает цену, чтобы повысить объемы продаж, то конкуренты легко сделают тоже самое, тем самым не позволив таким образом привлечь покупателей конкурентам. И конечно, всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну цен.  Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции  могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки являются более менее уникальными, в отличие от легко повторимого конкурентами снижения цен. 
2. Вторая причина, объясняющая то, почему олигополисты делают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта.

Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей об олигополии и олигополистической взаимосвязи написали так: «Главная трудность в анализе олигополии состоит в определении того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как и при совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с ограничениями затратной кривой и условий спроса. Но, кроме того, они сталкиваются еще с одним ограничением: действиями конкурирующих фирм. Изменение прибыли, которое фирма может получить за счет изменения цен, объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит не только от реакции потребителей (как при других рыночных структурах), но также от того, как на это отреагируют другие фирмы – участницы данного рынка». 7

 

Поведение предприятия в условиях олигополии

Существует ряд моделей, описывающих поведение предприятия на рынке. Наиболее типичной для олигополистических фирм является модель ломаной кривой спроса. Она основывается на 2 способах: изменять цену при изменении цены конкурентов и не менять ее. Например, если одна фирма повышает цены, то обычно другие предприятия оставляют свою неизменной, иначе произойдет снижение объема продаж в отрасли. При понижении цены одной из фирм другие, чтобы не дать более низкой ценой заманить покупателей также начинают снижать цену. Часто начинается война цен, когда каждая фирма начинает снижать цену ниже предыдущей, до тех пора пока не начнут нести убытки. Ломаная кривая спроса олигополиста представлена на рис. 3. Если фирма повысит цену выше Р1,то потеряет часть своих потребителей, так как конкуренты не станут изменять цену, выше этой прямой спрос очень эластичен. При снижении цены ниже Р1, все конкуренты также снижают цены, спрос тут неэластичный.

Также среди поведения олигополий выделяют такие методы как: тайное соглашение по поводу контроля над ценами, модель лидерства в ценах, а также теория игр. В последнем случае фирмы действуют не в целях получения прибыли путем изменения цен, а в целях минимизации убытков путем проведения рекламы.8

рис.3.

 

Монополия-это ситуация при которой на рынке действует одна крупная фирма, контролирующая весь объем производства какого либо товара или услуги.

Монополии могут возникать по разному. Часто монополии возникают путем слияния нескольких фирм, это во многом происходит от того, что фирмы стараются оградить себя от излишней конкуренции и таким образом остаться в отрасли. Пожалуй, самым полезным для экономики способом возникновения монополий является улучшение эффективности производства и качества товаров до такой степени, что фирма может пойти на снижение цен на продукцию и тем самым собрать вокруг себя покупателей. Монополия может возникнуть и естественным путем, в том случае когда наличие одной фирмы выгоднее для экономики, когда несколько фирм будут нести большие затраты, например РЖД, если железнодорожная сеть будет обслуживаться несколькими компаниями, то это принесет бессмысленные убытки.

 

Признаки монополии:

1) на рынке действует  одна крупная фирма

2) фирма имеет монопольное  право контроля над ценами

3) закрыт доступ для  вступления в отрасль

4) производимый продукт  уникален

5) закрытый доступ к  информации о рынке

 

Поведение фирмы в условиях монополии

Кривая спроса монополиста представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, является нисходящей.

Существуют три значения нисходящей кривой спроса. 

1. Цена превышает предельный  доход. Чистый монополист или  фактически любой производитель  в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена (рис. 4). Чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого.

2. Монополист диктует цену и объем производства. Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена-количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовой доход будет уменьшаться. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли

3. Максимизация прибыли. Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.9

 

рис. 4 Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

 

 

Сравнительная характеристика  четырех видов конкуренции представлена в таблице 1.10

Характеристики рынка

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм

Очень большое

Большое

Несколько

Одна

Количество покупателей

Большое

Большое

Большое

Большое

Вид продукта

Стандартизированный

Дифференцированный

Стандартизированный или дифференцированный

Уникальный

Контроль над ценой

Цены определяются рынком

Существует возможность влияния на цены

Значительный контроль над ценой

Полный контроль над ценой

Барьеры вступления в отрасль

Относительно легкий

Очень трудный

Трудный

Вход и выход возможен

Степень доступности информации

Открытый доступ

Открытый доступ

Доступ сильно ограничен

Закрытый доступ

Эластичность спроса на продукцию

Небольшая

Наименьшая

Средняя

Средняя


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Конкуренция на российских рынках: формы и методы ее развития.

2.1 Особенности конкуренции в  России

 

В годы командной экономики конкуренция не играла ту роль в экономике России которую играет сейчас. Тогда предпочтение отдавалось централизованному управлению, государственной монополизации рынка, в ней не было места для конкуренции. Конкуренция воспринималась как источник перепроизводства, называлась пустой тратой ресурсов. Следствием такого варианта развития российской экономики явилась низкая эффективность производства, дефицит ресурсов, отставание от экономик ведущих европейских стран. Сейчас же в условиях рыночной экономики сильно возросла роль конкуренции. Однако плановое развитие экономики на ее ранних стадиях, полностью опирающееся на государственные монополии мешает становлению полноценного конкурентного рынка.

Особенностью рынка в России является то, что развитие рыночных отношений происходило при уже существующих монополиях. Такие фирмы не желали появления на рынке конкурентов и путем недобросовестной конкуренции не пускали их в отрасль и тем самым мешают становлению конкурентной среды. В ведущих странах мира появление монополий происходило при уже сложившихся рыночных отношениях, то есть фирма добивалась столь высокого и эффективного уровня производства, что оставалась единственной в отрасли. Поэтому государству стоит думать не только о построении рыночных отношений, но и о борьбе с монополиями.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В ᴨервую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обесᴨечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Однако уровень конкурентной среды находится на довольно низком уровне. Политика приватизации государственных предприятий, то есть передачу их в частные руки не дала ожидаемых результатов. Новые собственники не были заинтересованы в развитии предприятия, а потому никакого положительного эффекта это не давало.

К тому же Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, ᴨереключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её усᴨехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, что является самой важной составляющей развития экономической системы. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. В этом направлении и следует двигаться государству.

В современной экономике России есть проблемы с научно-исследовательской сферой, вследствие чего никак не может наладиться процесс производства. Самыми новейшими технологиями обладает считанное число фирм, а потому они стоят гораздо выше в техническом плане чем другие предприятия, которые просто не могут навязать конкуренцию. Также банковская система никак не оправится от кризиса 1997-1998 годов, вследствие чего низок уровень инвестиций в экономику и поддержание конкуренции на внешнем рынке.

Можно сказать, что основы рыночной экономики уже сделаны: начали функционировать субъекты рыночной отношений, а государство разработало методы воздействия на эти субъекты. Целенаправленное использование этих методов повлечет успешное развитие конкуренции.

 

2.2 Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством

 

Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль и обеспечении устойчивого экономического роста и конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам -- все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов.

Исходя из особенностей становления конкуренции в России главным препятствием для ее развития является высокая монополизация экономики. И потому суть государственного регулирования в области конкуренции определяется антимонопольным регулированием. Государство стремится обеспечить равные условия и честную конкуренцию.

Информация о работе Понятие конкуренции и ее роль в экономической системе