Понятие мирового рынка труда и условия его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Формирование международного рынка труда – свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТРУДА И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА
1.2 ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 ПРИЧИНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПОТОКИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
3. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
3.1 МЕЖДУНАРОДНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
3.2 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

moy_referat_VED.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

нелегальная - незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;

"утечка умов" - международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда "звезд" искусства, спорта).

Размеры международной  миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.

Новым явлением стало постепенное  стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально. Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, не престижного труда для местных работников: в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический  характер. К ним относятся следующие:

различия в уровне экономического развития отдельных стран.

наличие национальных различий в размерах заработной платы.

существование органической безработицы  в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах).

международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Наибольшую долю участников международной  трудовой миграции составляют представители  рабочих специальностей, но в ней  принимают участие и служащие.

Одним из мотивов участия в международной  трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

Но, наряду с этим, существует и  миграция в поисках более высокой  заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых. Из указаний на реально возможные причины переезда, названные респондентами, выделяются две - низкий жизненный уровень и беспокойство за будущее своих детей.

Причины неудовлетворенности условиями  жизни (в процентах к числу обследуемых).

 

Причины

Доля, приходящаяся на данную причину

Экономические условия

Условия труда

Материальные условия

Бытовые условия

Межэтнические отношения

Криминогенная обстановка

61,4

38,6

61,4

50,6

16.9

21,7


 

Причины переезда (в процентах к числу обследованных).

 

Причины

Доля, приходящаяся на данную причину

Низкий жизненный уровень

Безработица

Неуверенность в надежной правовой защите

Бытовой национализм

Невозможность реализовать духовных и культурных интересов

Беспокойство за будущее своих  детей

Угрожающая социальная обстановка

Экологически условия

47,0

10,8

27,7

6,0

9,6

47,0

9,6

7,2


 

Рассматривая мировое хозяйство  в целом можно выделить следующие  основные потоки трудовой миграции:

из развивающихся стран в  развитые;

между развитыми странами.

между развивающимися странами.

из постсоциалистических стран в развитые страны.

миграция  научных работников и квалифицированных  специалистов из развитых стран в  развивающиеся.

Наибольшую  роль в развитии мировой экономики  международная трудовая миграция начала играть после. Второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.

Распад  СССР значительно усилил подвижность  населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности  международных трудовых мигрантов.

Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найма иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.

В настоящее время практически  все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов

2.2 Экономические последствия миграции рабочей силы

 

Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры в целом положительное. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников.

Иммигранты во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых  работах, на которые нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля иностранцев в таких отраслях очень велика, и порой доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики - строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

Приток иностранной рабочей  силы позволяет развитым странам проводить перемещение национальной рабочей силы в высокотехнологичные отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные работники. Работники-иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры - иностранцы теряют работу первыми.

Предприниматели стран, принимающих  иностранную рабочую силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов еще и потому, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местных работников. Во многих развитых странах функционирует двойной рынок труда: На одном идет купля-продажа национальной рабочей силы - квалифицированной и высокооплачиваемой, а на другом - иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и не престижные работы, к тому же по более низким расценкам.

Развитые страны охотно привлекают из-за рубежа высококвалифицированных  специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук). При этом страны-реципиенты исходят из того, что высококвалифицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств.

Иммиграция высококвалифицированных  кадров позволяет принимающим странам  экономить значительные средства на подготовке специалистов. За счет привлечения иностранных специалистов США сэкономили в сфере образования и науки за период 1965-1990 гг. не менее 15 млрд. долл.

К числу негативных, с точки зрения стран-реципиентов, последствий иммиграции следует отнести усиление конкуренции  на рынке неквалифицированной рабочей  силы, ведущее к снижению реальной заработной платы соответствующих  категорий местных работников.

Страны - экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь, ряд выгод. Прежде всего, эти страны получают дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы. Так, в начале 90-х гг. доходы от эмигрантов составляли, млрд. долл. в год: в Португалии - 3,6; Египте - 3,5; Испании - 2,6; Индии - 2,4; Пакистане - 2,4; Турции - 2,2; Израиле - 1,5. Общая сумма переводов трудовых мигрантов только из развивающихся стран на родину оценивалась примерно в 40 млрд. долл. К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную предыдущим переводам.

Вместе с тем трудовая эмиграция  обычно сопровождается "утечкой умов", массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. К этой категории относят работников науки, инженеров, врачей. В 50-60-е годы "утечка умов" шла главным образом из одних развитых стран в другие, в основном в США. По крайней мере, 2/3 притока "умов" приходится на США. Доля иммигрантов среди специалистов составляет там 17%, в том числе 40% инженеров и специалистов по ЭВМ, большое количество преподавателей технических дисциплин в университетах и колледжах. По оценкам чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного "среднего" ученого гуманитария составляет в 70-е годы 230 тыс. долл., ученного в области общественных наук - 235 тыс., инженера - 253 тыс., врача - 646 тыс. долл. В результате экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составляла не менее 15 млрд.

Международное перемещение рабочей  силы, с одной стороны, является мощным фактором экономического развития. Миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран, ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует повышению материального благосостояния и росту профессионального уровня десятков миллионов людей. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина). Так, население Израиля увеличивается в значительной степени благодаря притоку иммигрантов.

С другой стороны, миграция населения  ведет к чрезмерному разрастанию  крупных городов в странах-реципиентах, демографическому старению и феминизации населения в странах-донорах. Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями, а нередко и конфликтами на этнической и конфессиональной основе. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х гг., несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

3. Структура и динамика международного рынка рабочей силы

3.1 Международное и государственное регулирование миграционных процессов

 

Международное регулирование.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также  региональных группировок занимается проблемами, связанными с миграцией  населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению  располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области  миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранение), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся - мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам.

Одна из основных идей Конвенции  МОТ о трудящихся - мигрантах - это признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и. т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся - мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией.

Документ МОТ провозглашает  равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. Заработная плата трудящимся - мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции №97 закрепляет право трудящегося - мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Информация о работе Понятие мирового рынка труда и условия его формирования