Понятие мирового рынка труда и условия его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Формирование международного рынка труда – свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ТРУДА И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 МИРОВОЙ РЫНОК ТРУДА
1.2 ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА
2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 ПРИЧИНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПОТОКИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
3. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
3.1 МЕЖДУНАРОДНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
3.2 ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

moy_referat_VED.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Международными стандартами предусматривается  возможность для трудящихся - мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случаи потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению.

В Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся - мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Итоговый документ Венской встречи1986г., представителей государств - участников СБСЕ, рекомендации и конвенции Международной организации труда о внешней трудовой миграции и положении трудящихся - мигрантов, а также Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей. В соответствии с ними каждая страна разрабатывает собственную миграционную политику, которая представляет собой комплекс мер регулирования миграционных процессов, использование в стране иностранной рабочей силы, социальной защиты работников - мигрантов, регламентирования потоков беженцев, предоставление и лишения гражданства. Для иммиграционных законодательств всех государств характерны общие основные черты (рис), при этом просматривается две тенденции:

первая - это стремление к открытой экономике, а следовательно, к свободному перемещению трудовых ресурсов;

вторая - политика протекционизма, регулирования и ограничения международной миграции.

Государственное регулирование.

Целью государственного регулирования  трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей  страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредствам двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

3.2 Прогноз развития на ближайшие годы

 

Интеграционные процессы, происходящие в Европейском сообществе, ведут к ускоренному экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Эти изменения оказывают существенное влияние на миграцию трудовых сил в мире, но, по данным некоторых специалистов, страны ЕС будут неохотно вербовать работников из стран - не членов Европейского сообщества. В опубликованных прогнозах предполагается снижение сальдо миграции для ЕС. Если с 1989 по 1993 гг. сальдо ежегодно превышало 1 млн. человек, то в 2000 г. составит, по разным оценкам, от 400 до 800 тыс. человек. Европейские эксперты прогнозируют существенные качественные изменения, которые будут происходить в ближайшее время в трудовых миграционных потоках. Речь идет о том, что работники самой высокой квалификации станут, наиболее мобильной частью рабочей силы и их процент будет увеличиваться в общем миграционном потоке, состоящем из низко - и полуквалифицированных работников.

В 2002-2005 гг. на международном рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству, будет иметь место безработица, а вместе с тем, и существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.

На данный момент в мире насчитывается 160.000.000 официально зарегистрированных безработных. Такие данные приводятся в докладе генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавиа. Однако, если учитывать скрытую безработицу, число возрастет по меньшей мере до 1 миллиарда. А прогнозируемые темпы экономического роста в 2002 году не приведут к адекватному увеличению численности работающих людей, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми в настоящее время неполное рабочее время.

В следующем году положение на рынке  труда заметно ухудшится в  Германии - к такому выводу пришли эксперты шести ведущих немецких научно-исследовательских экономических институтов. Они отмечают, что рост народного хозяйства Германии составил в нынешнем году лишь 0,7%, а ожидавшееся в будущем году улучшение ситуации будет минимальным. Кроме того аналитики прогнозируют на 2002 год дальнейшее ухудшение положения на немецком рынке труда. Число безработных составит предположительно 3.900.000 человек, хотя правительство обещает снизить эту цифру до трех с половиной миллионов.

Причину замедления экономического роста  Европы в 2002 году нашли эксперты МОТ. Они считают, что это недостаток специалистов-компьютерщиков. В отчете Международной организации труда говорится, что в 2002 году в секторе информационной технологии будет свыше 1.500.000 вакансий. Как отмечает МОТ, это может увеличить разрыв между богатыми в технологическом плане странами и бедными регионами Европы, и специалистов-компьютерщиков из Центральной и Восточной Европы будут переманивать в страны Западной Европы. Однако на власти западных стран будет оказываться большое давление с тем, чтобы они сняли визовые ограничения для привлечения в эти страны работников.

Некоторые исследования, наоборот, рисуют куда более радужную картину, - благодаря Интернету в 2002 году могут появиться 10.000.000 новых рабочих мест в США и Европе. Положительный момент, - который заметен уже сейчас - в другом: исследователи отмечает, что, хотя США являются лидирующей страной в сфере сетевого бизнеса, Европа постепенно начинает сокращать отставание в этой области. Так, на начало 1999 года в компьютерной отрасли США было занято 2.100.000 человек, в то время как в ведущих европейских странах только 517.000. Таким образом, в 2002 году отставание может сократиться почти в 2 раза.

 

Заключение

 

Современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Выступая в прошлом главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, международная миграция населения с развитием капиталистической системы хозяйствования приобрела новые черты. Возникла необходимость в огромных перемещениях людей, лишенных средств производства. Современный мировой миграционный процесс по своему содержанию и массовости существенно отличается от аналогичных процессов не только прошлого века, но и первой половины прошлого столетия. Главные его особенности следующие.

1. Миграция охватила все континенты, весь мир и обрела поистине глобальный характер. На начало последнего десятилетия XX в. в мире уже насчитывалось более 45 млн трудящихся-мигрантов. Небывалая масштабность мировой миграции трудовых ресурсов представляет собой важнейшую особенность современности.

2. Если в 50-70-е гг. миграция шла в основном из развивающихся стран в индустриально развитые, то с 80-х гг. наблюдается и встречный миграционный процесс: перемещение иностранной рабочей силы из более развитых в менее развитые страны.

3. Доминирующим мотивом трудовой миграции остается экономический.

4 На современном этапе развития значительно увеличилась нелегальная миграция рабочей силы, которая стала мировой проблемой. В начале 90-х гг. в Европе находилось примерно 2 млн нелегалов. В США их 6 млн, а по некоторым источникам - 13 млн. Это в основном мексиканцы, работающие в сельскохозяйственном секторе. В Японии таковых менее 300 тыс., в Малайзии около 500 тыс., в России от 500 тыс. до 1 млн.

5 Одной из характерных особенностей современного этапа международной миграции рабочей силы стало все более активное вмешательство государства в этот процесс. Оно регулирует сделки на мировом рынке рабочей силы, дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов. Оно занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для найма иностранных рабочих.

Сложившаяся экономическая ситуация в Кыргызстане  указывает на то, что эмиграционный  потенциал еще не исчерпан. Высокая интенсивность миграционных процессов вызывает ряд негативных последствий, связанных, прежде всего, с оттоком высококвалифицированных кадров и специалистов. В будущем это грозит обернуться острым дефицитом профессиональной рабочей силы и потребует несоизмеримых затрат на восполнение безвозвратно утраченного высококвалифицированного потенциала.

В связи  с низким уровнем жизни, неопределенностью  жизненных перспектив, неэффективность  социальной защиты населения. По этой причине выезжает даже коренное население.

Русскоязычная этническая направленность внешних  миграционных перемещений населения ведет к уменьшению в республике доли некоренного населения. Будучи одной из особенностей развития демографических процессов, это обедняет содержание социально - экономического развития республики. И конечно, немаловажно, что число кыргызов, постоянно проживающих и работающих в России колеблется в пределах 400 - 700 тыс. человек.

Наряду  с активными внешними миграционными  процессами за прошедшее десятилетие  значительно интенсифицировались территориальные перемещения населения внутри республики. Вследствие резкого сокращения производственного сектора экономики, подавляющее большинство внутренних переселенцев оказывается в числе безработных, что повышает уровень перемещения в столицу республики и уровня преступности в городах.

В целях  снижения напряженности на внутренних рынках труда необходим детальный прогноз ситуации в области создания новых рабочих мест в разрезе конкретных территорий. Для стабилизации внутриреспубликанских перемещений населения может служить разработка комплексных программ по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест на перспективу с указанием источников финансирования. В нынешней ситуации одним из целесообразных направлений инвестиционной политики должна стать децентрализация промышленности в пользу сельских районов и малых городов. Следует предусматривать меры, способствующие созданию материальной базы для развития предпринимательства. Это позволит повысить занятость населения малых городов и сел, их экономический потенциал сократить отток рабочей силы из сельских трудоизбыточных районов.

В области  внешних миграционных процессов  необходима разработка механизмов и рычагов управления миграционной политикой. В интересах решения этой проблемы следует усилить экономическое взаимодействие Кыргызстана, прежде всего, с Российской Федерацией, а также с приграничными странами Центральной - Азиатского региона. Стабилизация миграционных процессов должна осуществляться на основе разработки комплекса мер по усиления интеграционных связей между государствами. [7]

 

 


Информация о работе Понятие мирового рынка труда и условия его формирования