Понятие о труде и его разновидностях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Экономика труда — это часть экономической науки, которая изучает закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. По своей природе в отличие от общей экономической теории и отраслевых экономик экономика труда исследует определенный круг проблем (функцию), имеющий место в любом виде деятельности и в каждой отрасли экономики, а в силу этого она относится к типу функциональных экономических наук.

Содержание работы

Введение 3
Понятие о труде и его разновидностях 4
1.1 Система теоретических представлений о труде. Понятие «ТРУД» 4
1.2 Особенности сельскохозяйственного труда 15
1.3 Формы проявления труда 17
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 113.68 Кб (Скачать файл)

Еще более сложный вопрос связан с совершенством системы законодательства. Хорошо известно, что в советское время многие виды созидательной и не запрещенной в цивилизованных странах деятельности в СССР были запрещены. Поэт И. Бродский, не будучи членом Союза советских писателей, был признан «тунеядцем» и за это осужден, а затем и выслан из страны. Его творчество по идеологическим причинам советскими законами не признавалось трудом. Осуждались люди, занимавшиеся частной предпринимательской деятельностью, связанной с выпуском вполне безобидной и полезной продукции, потому что в частном предпринимательстве, опять же по идеологическим причинам, виделись черты «капиталистических отношений». Возникает вопрос, как быть в этом случае: что есть труд, а что преступная деятельность? В подобной ситуации можно ориентироваться на распространенную мировую практику: если какой-либо вид сознательной деятельности в мировом сообществе не осуждается, то его можно считать общественно полезным и при наличии других признаков трудовой деятельности — трудом.

Важнейшим критерием труда является его личная и (или) общественная полезность. В значительной части нетрудовой деятельности человека также присутствует полезность, но ее, особенно с общественной точки зрения, там может и не быть.

Труд — это созидание, т.е. наращивание количества материальных, духовных, бытовых благ или восстановление утраченного. Таков труд ученого, инженера, рабочего, фермера, художника, врача, уборщицы и т.п. Транспортировка и хранение товаров являются необходимыми частями процесса доведения их от производителя к потребителю, а поэтому эти процессы относятся к сфере материального производства. Не будет трудом сознательная, целесообразная, целенаправленная и легитимная деятельность, не связанная с созиданием. Например, игры как средство развлечения (если это не публичные спортивные выступления), путешествия и прогулки как средство отдыха, прием лечебных процедур, прием пищи и т.п. Деятельность, совершаемая человеком во время отдыха, развлечений, лечения, полезна, но в отличие от труда связана не с производством, а с потреблением благ для восстановления своей работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности.

К созиданию относится не только сфера материального производства, но и сфера услуг — оказывание, созидание услуг: воспитательных и образовательных (в детских яслях и садах, в школах, колледжах, вузах и т.п.), культурно-зрелищных, информационных, зрелищно-спортивных (концертная и театральная деятельность, кино, телевидение, радио, спортивные соревнования), бытовых (ремонт зданий, техники, одежды, обуви и т.п., стирка и химчистка одежды, парикмахерские услуги и др.), юридических (консультации, адвокатура, суды и др.), охрана общественного порядка, защита родины — «ратный труд» и т.д.

Огромное значение имеет наращивание научных знаний — труд ученых, производство духовных благ и культурных ценностей — произведений искусства: литературы, музыки, живописи, скульптуры (последние, правда, вполне материальны).

Некоторые виды труда связаны с разрушением во имя созидания: снос старого здания или иного строения, сооружения для нового строительства или для устройства, например, сквера для отдыха людей, разряжения территории от чрезмерной застройки. Поэтому такое разрушение есть часть созидания, без которого невозможно решить поставленную задачу.

Труд, наконец, это востребованная деятельность. Если человек сознательно, целенаправленно затратил время и усилия на производство работы, которая оказалась никому не нужной, то такую деятельность также нельзя считать трудом. Сошлемся на авторитет К. Маркса, который писал: «...вещь не может быть стоимостью, не будучи предметом потребления. Если она бесполезна, то и затраченный на нее труд бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости». Примером невостребованной деятельности может служить неисправимый брак, допущенный работником. За такую деятельность виновному в браке работнику оплата не производится, это закреплено в ст. 156 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ). Если что-либо произведено, но в силу каких-то просчетов оказалось никому не нужным, в том числе и самому работнику, то можно констатировать, что произошла непроизводительная потеря рабочего времени. Может создаться впечатление, что востребованность совпадает с таким критерием труда, как целесообразность: невостребованная деятельность нецелесообразна. Но это не так. Целесообразность (как это подчеркнуто было выше) — это стремление к полезности. Такое стремление наверняка было у работника, допустившего непоправимый брак. Стремление-то было, но пользы не получилось. Другой случай: человек ради заработка изготовил какую-то продукцию, которая оказалось никому не нужной. Стремление имело место, но продукция оказалась невостребованной, а это означает, что труда — полезности — не было.

Таким образом, труд — это сознательная, целенаправленная, целесообразная и полезная (легитимная и востребованная) деятельность человека по получению или созданию жизненных (материальных и нематериальных) благ для удовлетворения личных и (или) общественных потребностей.

Лишь наличие всех этих качеств деятельности одновременно будет характеризовать трудовую деятельность — труд.

 

1.2 Особенности сельскохозяйственного  труда

 

         Каждому человеку присуще множество самых разных потребностей (физиологических, социальных, самоуважения и самоутверждения, безопасности), которые он стремится удовлетворить. Большинство материальных благ и услуг может быть удовлетворено только в результате труда. Труд – это целесообразная и полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения и направленная на удовлетворение своих потребностей. Трудиться может каждый человек, который обладает необходимыми физическими данными. Помимо этого нужны соответствующие знания и навыки.

        Часть населения, способного по состоянию здоровья, знаниям и профессионально-производственным навыкам участвовать в трудовом процессе, составляет трудовые ресурсы. Следовательно трудовые ресурсы – это часть трудоспособного населения, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и умений для участия в процессе труда.

            К трудовым ресурсам в сельском хозяйстве относят:

- население в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55лет, мужчины от 16 до 60 лет), кроме инвалидов нерабочих групп;

- работающих лиц пенсионного возраста;

- работающих подростков в возрасте до 16 лет.

            В трудовые ресурсы сельского хозяйства включаются работники в трудоспособном возрасте, а также лица пожилого возраста, подростки, учащиеся и студенты, домохозяйки, которые могут работать на сельскохозяйственных предприятиях различных форм хозяйствования в наиболее напряжённые периоды сельскохозяйственных работ. На протяжении же года в сельскохозяйственном производстве занята, как правило, только часть трудовых ресурсов: лица трудоспособного возраста, постоянные работники. Эту часть трудовых ресурсов принято называть рабочей силой.

           Пенсионеры, школьники, учащиеся и студенты привлекаются в период весенне-летних полевых работ, на уборку урожая. Они составляют резерв трудовых ресурсов.

           В настоящее время решающую роль в сельском хозяйстве играет не общее количество работающих, а необходимая численность и качество специалистов, механизаторов и животноводов. Обладая высокими профессиональными знаниями и практическим опытом, эти кадры способны успешно хозяйствовать в рыночных условиях и составляют основу трудовых ресурсов.

 

 

1.3 Формы проявления труда

 

Труд как целесообразная деятельность человека имеет три формы проявления:

  1. затрата физиологической энергии работников — биологическая (физиологическая, психологическая и психофизиологическая) сторона трудовой деятельности;
  2. взаимодействие со средствами производства — организационно-технологическая сторона;
  3. производственное взаимодействие работников друг с другом — организационно-социальная сторона.

Формы проявления труда отражают структуру труда как органичной совокупности процессов, происходящих во время труда. Эта структура представлена на рис. 2.1, на котором показано, что единый процесс труда проявляется трояко, причем затраты физиологической энергии работников непосредственно связаны как с процессом взаимодействия людей со средствами производства, так и с процессом производственного  взаимодействия людей друг с другом, т.е. эти процессы неразрывны, находятся в единстве.

 

 

Рассмотрим подробнее формы проявления труда.

Биологическая (физиологическая, психологическая и психофизиологическая) сторона трудовой деятельности заключается в расходовании в процессе труда энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека зависят от величины физической (динамической и статической) и нервно-психической нагрузок на организм человека.

Динамическая физическая нагрузка определяется объемом физической работы (в килограммометрах), величиной энергетических затрат (в калориях), мощностью усилия (в ваттах). Статическая физическая нагрузка характеризуется величиной усилия, которое совершает человек без перемещения тела или отдельных его частей, умноженной на время поддержания этого усилия (в килограммах в секунду).

Нервно-психическая нагрузка определяется:

  • объемом и характером информации, которые воспринимает и перерабатывает работник для принятия определенных решений в течение рабочей смены;
  • интенсивностью внимания, которая зависит от числа одновременно наблюдаемых объектов, длительности сосредоточенного наблюдения и продолжительности активных действий;
  • напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, зависящей от плотности сигналов — количества сообщений в час, объема оперативной памяти — числа удерживаемых в памяти элементов в течение определенного периода времени, величины эмоционального и интеллектуального напряжения;
  • степенью монотонности труда, зависящей от количества и длительности элементов производственных операций, частоты их повторения, времени пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, продолжительности времени монотонного труда в течение смены;
  • темпом работы, т.е. количеством движений рук, ног, головы, корпуса в единицу времени.

В процессе труда на человека воздействует большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, оказывающих влияние на его работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда. Обобщающая оценка совокупного воздействия на человека всех факторов внешней среды будет характеризовать тяжесть труда, которая в соответствии с разработанными Научно-исследовательским институтом труда (НИИ труда) методическими рекомендациями подразделяется на шесть групп (категорий) тяжести труда: 1) комфортные условия; 2) благоприятные условия; 3) условия труда, когда в конце рабочего периода возникает пограничное состояние организма с неустойчивостью физиологических реакций, легко меняющихся в сторону улучшения; 4) когда возникают предпатологические сдвиги в организме; 5) когда в конце рабочего периода возникает патологическое состояние организма; 6) когда возникновение патологического состояния организма человека возникает вскоре после начала работы, что нередко переходит в развитие серьезного заболевания.

Организационно-технологическая сторона трудовой деятельности заключается в определенной системе взаимодействия работника со средствами производства — предметами и средствами труда.

Такое взаимодействие зависит: во-первых, от технологии и техники производства (деятельности), которые определяют техническую вооруженность труда, степень его механизации и автоматизации, совершенство технологических процессов; во-вторых, от таких вопросов организации труда, как организация рабочих мест, режимы труда и отдыха, подготовка и повышение квалификации работников, применение рациональных приемов и методов труда.

Зависимость трудовых процессов от технико-технологической оснащенности производства проявляется в том, что, например, трудощадящие технологии, используемые на предприятиях (особенно с вредными и опасными условиями труда), ведут к относительному и абсолютному сокращению затрат труда; технологические процессы, отличающиеся большой трудоемкостью работ, предъявляют повышенные требования к качеству труда, точному соблюдению способа выполнения работ, рациональному использованию рабочего времени; возрастание сложности выполнения работ требует роста квалификации работников; чем сложнее техника, тем выше требования к дисциплине труда, и т.п.

Содержание и характер взаимодействия работников со средствами производства определяются также особенностями решения вопросов по некоторым элементам организации труда:

а) хорошо продуманная планировка рабочих мест обеспечивает экономию рабочего времени и физиологических усилий работников за счет сокращения маршрутов их перемещения на рабочем месте, 
удобства обслуживания оборудования, рациональной рабочей позы;

б) рациональные приемы и методы труда способствуют достижению лучшего использования инструмента и оборудования, экономному использованию рабочего времени, обеспечению высокого качества работы, выполнению и перевыполнению норм труда;

в) физиологически обоснованный внутрисменный режим труда и отдыха создает условия для выполнения производственных функций (должностных обязанностей) с наименьшими затратами труда при сохранении высокой работоспособности персонала;

г) своевременные и высококачественные подготовка и повышение квалификации работников необходимы для обеспечения соответствия уровня квалификации персонала сложности и качеству выполняемых работ.

Организационно-социальная сторона трудовой деятельности отражает производственное взаимодействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осуществляется как по горизонтали (взаимодействие между работниками смежных рабочих мест, а также между основными и вспомогательными работниками), так и по вертикали (производственные отношения между руководителями и подчиненными).

Информация о работе Понятие о труде и его разновидностях