Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:07, контрольная работа
Целью настоящей работы является изучение охраны труда как института трудового права.
Для достижения указанной выше цели перед работой были поставлены следующие задачи:
Раскрыть теоретические аспекты понятия и значения охраны труда.
Изучить нормативно - правовое регулирование охраны труда.
Рассмотреть требования и организацию охраны труда.
4. Исследовать способы обеспечения прав работников на охрану труда.
1.Введение 2
2.Понятие и значение охраны труда.
2.1.Основные направления государственной политики
в области охраны труда. 4
2.2.Система правового регулирования охраны труда 7
2.3 Требования охраны труда 11
2.4. Организация охраны труда 14
2.5. Обеспечение прав работников на охрану труда 17
2.6. Особенности охраны труда отдельных категорий
работников 21
3.Заключение. 25
4.Список использованных источников и литературы 27
Содержание
Стр.
1.Введение
2.Понятие и значение охраны труда.
2.1.Основные направления государственной политики
в области охраны труда.
2.2.Система правового
регулирования охраны труда
2.3 Требования охраны труда
2.4. Организация охраны труда 14
2.5. Обеспечение прав работников на охрану труда 17
2.6. Особенности охраны труда отдельных категорий
работников
3.Заключение.
4.Список использованных
1.Введение.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
На современном этапе развития
общества перед государством стоит задача
повышения благосостояния населения на
основе динамичного и устойчивого экономического
роста и повышения конкурентоспособности
страны. Решение этой
задачи под силу только людям, профессиональный
уровень которых отвечает современным
квалификационным требованиям, а совокупность
их физических, умственных и эмоциональных
возможностей позволяет им выполнять
работу определенного объема и качества
в течение установленной продолжительности
рабочего времени без ущерба своему здоровью,
т.е. при осуществлении надежной охраны
их труда. Возникла необходимость в новых
подходах к формированию человеческого
капитала, в том числе необходимость в
совершенствовании правового механизма
охраны здоровья работающего населения,
с учетом перспектив развития общества.
Охрана жизни и здоровья работников
- первостепенная задача и государства,
и работодателя по отношению к результатам
трудовой деятельности, что является общечеловеческим
принципом, отвечающим Всеобщей декларации
прав и свобод человека, конвенциям и декларациям
Международной организации труда, а также
соответствует международным обязательствам
Российской Федерации, Конституции Российской
Федерации.
Предметом исследования работы послужили федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников.
Объектом исследования работы являются трудовые отношения в области охраны труда между работником и работодателем.
Целью настоящей работы является изучение охраны труда как института трудового права.
Для достижения указанной выше цели перед работой были поставлены следующие задачи:
5. Охарактеризовать особенности
охраны труда отдельных
2.Понятие и значение охраны труда.
2.1.Основные направления государственной политики
в области охраны труда.
Конституция РФ в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья. Согласно ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
С юридической точки зрения охрану труда рассматривают в трех аспектах:
во-первых, охрана труда рассматривается как институт трудового права, т. е. как совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников;
во-вторых, охрана труда рассматривается как элемент трудового правоотношения, т.е. совокупность встречных субъективных прав и обязанностей работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства;
в-третьих, охрана труда рассматривается как субъективное право работника на безопасные и здоровые условия труда. Это субъективное право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях1 .
Также охрану труда рассматривают в широком и узком смысле.
Охрана труда в широком смысле — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ).
Охрана труда в узком смысле — это, во-первых,
один из основных
принципов трудового права; во-вторых,
институт трудового права,
т. е. совокупность правовых норм, непосредственно
направленных на обеспечение условий
труда, безопасных для жизни и здоровья
работников.
Для института охраны труда характерны две особенности.
Во-первых, в него входят технические и медицинские стандарты. Правовые нормы, регулирующие безопасность и гигиену труда, довольно часто переплетаются с техническими, медицинскими, физиологическими нормативами, с нормами организационного характера.
Во-вторых, для института охраны труда характерно преобладание публично-правовых начал, административно-правовых норм и положений императивного характера2.
Охрана труда как институт трудового права включает в себя несколько групп норм:
- нормы - принципы государственной политики в области охраны труда и правила государственного управления охраной труда;
- правила и инструкции по охране труда, противопожарной безопасности;
- правовые нормы, устанавливающие компенсации и льготы работникам, работающим в тяжелых, вредных и (или.) опасных условиях;
- специальные нормы, предусматривающие повышенную охрану труда женщин, лиц в возрасте до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью;
- нормы, регламентирующие финансирование и организацию мероприятий по охране труда;
- нормы, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-нормы, регулирующие надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Значение охраны труда многогранно. Всесторонняя охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение.
Охрана труда защищает жизнь и здоровье работников от возможных производственных вредностей, способствует их культурно-техническому росту.
Соблюдение норм об охране труда способствует, росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики, сокращению потерь рабочего времени от временной нетрудоспособности работников из-за производственных травм, профессиональных заболеваний, экономии средств Фонда социального страхования (экономическое значение охраны труда).
Правовое значение охраны труда заключается в том, что нормы об охране труда способствуют реализации субъективных прав работников на здоровые и безопасные условия труда и обязанностей работодателя по обеспечению этих прав.
Охрана труда является одним из важнейших элементов трудового отношения между работником и работодателем. Она заключается в обязанности работодателя обеспечить на рабочем месте работника безопасными условиями труда, предоставить необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты.
Основные
направления государственной
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
Реализация основных
направлений государственной
2.2.Система правового регулирования охраны труда
Система правового регулирования охраны труда в Российской Федерации включает в себя:
1. Международные нормативные
-Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
-Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
-Конвенция МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», Конвенция МОТ № 103 «Об охране материнства», Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», Конвенция МОТ № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация», Конвенция МОТ № 159 « О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» и др.
2. Конституцию Российской Федерации.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ).
3. Федеральные законы Российской Федерации
17 июля 1999 г. был принят Федеральный закон «Об основах охраны груда в Российской Федерации»3, который пришел на замену действующим ранее Основам законодательства РФ об охране труда. Новый ТК РФ содержит отдельный раздел X «Охрана труда». Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в настоящее время утратил силу, поэтому основным федеральным законом в этой области правового регулирования является ТК РФ.
В числе других федеральных законов можно назвать Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-14, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ5 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»6 и др.