Понятие олигополии и особенности ологополицтического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1. раскрыть понятия «Олигополия»;
2. сущность и распределение олигополии;
3. выявить проблемы развития рынка;
4. раскрыть сущность ценообразования и показать примеры

Содержание работы

Введение
I. Олигополия и её характерные особенности
1.1. 1.1.Понятие и виды олигополий
1.2 Основные теории олигополии
1.3 Отличия олигополии
1.4 Позитивные и негативные последствия олигополии
1.5 Основные методы ценообразования в условиях олигополии
II. Особенности Российского рынка олигополии
2.1 Основные олигополистические рынки
2.1.1 Черная металлургия
2.1.2 Нефтяная промышленность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Geografiya.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

1ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ В.Я.БРЮСОВА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

Тема:  Понятие олигополии и особенности

                                 олигополистического рынка

 

 

Студентки 3 курса гр.:Г

факультета  русского

языка, литературы и

иностранных языков

Мкртмян Вардуи

Предмет. Экономическая теория

Преподаватель: А.Галстян 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

Ереван 2012г.

Содержание

 

Введение

I. Олигополия и её характерные  особенности

1.1.  1.1.Понятие и виды олигополий

1.2 Основные теории олигополии

1.3 Отличия олигополии

1.4 Позитивные и негативные последствия  олигополии

1.5  Основные методы ценообразования в условиях олигополии

II. Особенности Российского рынка  олигополии

2.1 Основные олигополистические  рынки

2.1.1 Черная металлургия

2.1.2 Нефтяная промышленность

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В конце XX   века  наша  страна  начала  переход  к  рыночной  экономике , рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы  нам  приходится  решать впервые. Прощаясь с  административно-командной  системой  в  экономике  и  в обществе, мы тем самым лишь создаем  предпосылки  для  рыночного  хозяйства, становление которого не  может  произойти  в  одночасье.  Дело  в  том,  что исторически  развитие  рыночного  хозяйства  происходило  как   естественный процесс, предопределяющий во  многом  экономический  и  социальный  прогресс человечества.  Конечно,  нам  не  надо  повторять  все  этапы  и  перипетии, которыми богата  история  рынка.  Мы  можем  воспользоваться  опытом  других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире  не переводил на рыночные  рельсы  столь громадный хозяйственный комплекс, каким является  российская  экономика.  Нет исторических  аналогов   этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный  механизм современного западного общества. Иными  словами,  изучив  картину  рыночной экономики,  которая  сложилась   в наше время   и   динамизм   всех взаимоотношений в обществе, обусловленных или связанных с рынком  мы  сможем яснее увидеть и ту  цель,  к  которой  стремимся  в  своих  экономических  и социальных преобразованиях.В настоящее время  одним  из  самых  распространенных  рыночных  структур являются монополии  и олигополии. Однако в чистом виде монополии  сохранились лишь  в  немногих  отраслях  экономики.  Наиболее  же  преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно  об  олигополии  и рассказано в данной работе.Термин  “олигополия”  применяется  в  экономике  для  описания  рынка,  на котором  существуют  несколько  фирм,  отдельные  из  которых   контролируют значительную долю рынка.

Сущность  олигополистического рынка заключается  в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода.

Цель  данной работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

  1. раскрыть понятия «Олигополия»;
  2. сущность и распределение олигополии;
  3. выявить проблемы развития рынка;
  4. раскрыть сущность ценообразования и показать примеры;

 

 

 

 

 

1.1.Понятие  и виды олигополий

Олигополия  — это такая ситуация, когда  число фирм на рынке настолько  мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать  во внимание реакцию со стороны конкурентов. Олигополию можно определить как рыночную структуру, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.Количество  субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. По мнению некоторых экономистов, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца — это дуополия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.Олигополия  может быть жесткой, когда на рынке  господствуют 2—3 фирмы, и расплывчатой, при которой 6 и более фирм делят 70—80% рынка.По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на плотные и разреженные. К первым относят такие отраслевые структуры, где представлены 2—8 продавцов, ко вторым — более 8 хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.Исходя  из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.1

Олигополии  присущи следующие черты:

• наличие  нескольких фирм, незначительное число  производителей;

• контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

• наличие  существенных экономических и юридических  препятствий для вступления в  отрасль (прежде всего — эффект масштаба, патенты, владение сырьем);

• взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой  политики;

• типична  неценовая конкуренция, особенно при  дифференцировании цен.

Многие  из указанных признаков характерны и для  других рыночных структур. Поэтому невозможно выдвинуть единую модель олигополии. Тем не менее, особенности олигополистической взаимозависимости позволяют определить типичные варианты поведения фирмы на данном рынке: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование по принципу «издержки плюс».Олигополия  в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное  производство и отсутствуют широкие  возможности для дифференциации отраслевого товара. Такое положение  характерно для обрабатывающей, добывающей, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, а также для оптовой торговли.     

Так же можно указать основные черты  становления олигополии:

• в  некоторых отраслях эффективное  производство возможно только на крупных предприятиях (эффект масштаба);

• владение патентами и контроль над сырьем;

• поглощение слабых фирм более сильными. Такое  поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью  либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала; • эффект слияния, которое, как правило, носит  добровольный характер. При слиянии  нескольких фирм в одну новая фирма

может добиться за счет укрупнения ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;

• научно-технический  прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью  реализации эффекта масштаба.

1.2 Основные теории олигополии

В течение  ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Целью таких теорий является определение  равновесной цены и объема выпуска  для олигополистической фирмы. Что  же касается отрасли, целью выступает  определение таких характеристик  рыночной структуры, как количество фирм, степень концентрации, уровень  затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому  пониманию проблем олигополии.

1) Модель Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

* на рынке  присутствуют только две фирмы;

* каждая  фирма, принимая свое решение,  считает цену и объем производства  конкурента постоянными.2

Допустим, что  на рынке действуют две фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма  У. Однако что будет делать фирма  У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать  собственный выпуск.Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис 1,1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет  сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем  производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного  дохода и предельных издержек, будут  снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.

Рис 1.1 Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D -- спрос; MR -- предельный доход; МC -- предельные издержкиЕсли рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 1,2 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У -- соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рис. 1,2 Кривые реакции фирм Х и У на поведение  друг друга

В модели Курно  не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют  на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит  на рынок и отнимает у фирмы  У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в  ценовую игру, снижая цены и объем  производства. Однако фирма Х может  занять активную позицию и, значительно  снизив цену, не допустить фирму  У на рынок. Такие действия фирмы  не охватываются моделью Курно.«Ценовая война» снижает прибыли обеих  сторон. Поскольку решения одной  из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка  с целью ограничения конкуренции  и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры  подпадают под антимонопольное  законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.Так как ценовая  конкуренция не выгодна никому, каждая фирма была бы готова держать более  высокую цену при условии, что  ее конкурент поступит аналогичным  образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие  снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и  не последовать примеру фирмы.

2) Модель  ломаной кривой спроса. Одной  из наиболее простых моделей  этого класса является модель  ломаной кривой спроса, предложенная  независимо П. Суизи, а также  Р. Хитчем и К. Холлом в  1939 г. для объяснения относительной  стабильности цен на продукты  олигополистических отраслей по  сравнению с товарами конкурентных  отраслей.

Рис. 2.1 Модель изогнутой кривой спроса: D1,MR1 -- кривые спроса и предельного дохода фирмы  при ценах выше Р0 ;D2 MR2-- кривые спроса и предельного дохода фирмы при  ценах ниже Р0

При условиях данной модели поведения фирма будет  иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию D1 - если конкуренты последуют  за изменениями цен данной фирмы  и линию D2 - если они не отреагируют  на ее изменения цен. Линии D1 и D2 пересекаются в точке 1 (которое соответствует  определенный объем выпуска продукции - Q1 и уровень цен - Р1).Пусть изначально фирма выбрала цену Р1 и объем  производства Q1. Изменение цены может  быть в двух направлениях - повышения  или понижения. Соответственно, мы можем  наблюдать и две разные ситуации на рынке в связи с этим:Если фирма снизит цену на свой товар, а  конкуренты последуют ее примеру, то рассматриваемый нами производитель  может рассчитывать, что его объем  продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Конкуренты же, скорее всего, снизят цену с тем, чтобы потерять как можно  меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже Р1 линией спроса будет  отрезок линии D1.Если фирма повысит  цену, то разумно предположить, что  конкуренты не последуют за ней и  объем продаж увеличится меньше, чем  при совместном повышении цен. Тогда  при ценах выше Р1 линия спроса фирмы пойдет по отрезку линии D2.Единая кривая спроса, которая учитывает  оба сценария развития, окажется с  изломом в точке 1. На графике она  выделена жирным поверх пунктирных линий  спроса D1 и D2.Предполагая, что конкуренты будут вести себя рационально, фирма  будет воздерживаться от изменения  первоначальной цены Р1. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. Это объясняется формой кривой предельного дохода фирмы (эта кривая проходит через точки 2345). Ломаной линии спроса соответствует разрывная ломаная линия предельного дохода (разрыв соответствует точке 1. Если кривая предельных затрат (МС), которую можно провести на этом же графике, пересечет линию предельного дохода в точке вертикального участка, то оптимум фирмы будет достигаться при цене Р1 и объеме выпуска 01. Таким образом, сдвиг кривой предельных затрат (МС) выше или ниже этого положения не повлечет за собой изменения оптимальной комбинации цены и объема выпуска, если точка пересечения с линией предельной выручки не выйдет за пределы отрезка 34.Модель ломаной кривой спроса олигополиста подразумевает, что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.Критики модели ломаной кривой спроса правы в том, что эта модель не может быть основной, а тем более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники «еще не познакомились друг с другом», а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм.3

Информация о работе Понятие олигополии и особенности ологополицтического рынка