Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:00, реферат
Цель данной работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1. раскрыть понятия «Олигополия»;
2. сущность и распределение олигополии;
3. выявить проблемы развития рынка;
4. раскрыть сущность ценообразования и показать примеры
Введение
I. Олигополия и её характерные особенности
1.1. 1.1.Понятие и виды олигополий
1.2 Основные теории олигополии
1.3 Отличия олигополии
1.4 Позитивные и негативные последствия олигополии
1.5 Основные методы ценообразования в условиях олигополии
II. Особенности Российского рынка олигополии
2.1 Основные олигополистические рынки
2.1.1 Черная металлургия
2.1.2 Нефтяная промышленность
Заключение
Список литературы
3) Сговор
и картели. Картелем называют
группу олигополистов,
1.3 Отличия олигополии
Отличия, на
которых базируется модель олигополии
как особого типа рыночная структура,
немногочисленны и более
1. Влияние
понятия однородности
2. Немногочисленность
продавцов, которым
3. Возможности
входа в отрасль (на рынок)
варьируют в широких пределах:
от полностью блокированного
входа (как в модели монополии)
1.4Позитивные и негативные последствия олигополии
Олигополии имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:
• крупные фирмы имеют значительные
финансовые возможности для научных
• конкурентная борьба между фирмами, входящими в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.
Эти положительные
стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэл-брейт,
которые утверждали, что крупные олигополистические
фирмы способны быть технически прогрессивными
и финансировать научно-
• олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль практически невозможно. Поэтому они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;
• заключая тайные соглашения, олигополии стремятся извлечь выгоду за счет покупателей, (например, повышают цены на продукцию). Это снижает уровень удовлетворения потребностей людей.
• олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.
1.3. Основные методы ценообразования в условиях олигополии
Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные черты. Во-первых, это жесткость цен. Они изменяются реже, чем в других рыночных структурах. Во-вторых — согласованность действий всех фирм в области ценообразования.Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают их принципами):
• ценовая конкуренция;
• тайный сговор о цене;
• лидерство в ценах;
• ценовая накидка.
Ценовая конкуренция в условиях
олигополии носит сдержанный характер.
Это связано, во-первых, со слабыми надеждами
на достижение рыночных преимуществ по
сравнению с конкурентами, а во-вторых,
с риском развязывания ценовой войны,
которая чревата негативными последствиями
для всех ее субъектов.Тайный сговор в области ценообразования
позволяет олигополистам
II. Основные олигополистические рынки
2.1 Особенности Российского рынка олигополии
Рассмотрев
некоторые олигополистические рынки,
можно представить целостную
картину российского рынка
2.1.1 Черная металлургия
Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.
Крупнейшие компании черной металлургии
место |
Компания |
Объем реализации в млн. $ |
|
1 |
ММК |
1928,4 |
|
2 |
Северсталь |
1923,6 |
|
3 |
Новолипецкий мет. Комбинат |
1699,5 |
|
4 |
Евразхолдинг |
1589,2 |
|
5 |
Трубная мет. Компания |
959,5 |
|
6 |
Кузнецкий мет. комбинат |
714,3 |
|
7 |
Мечел |
593 |
|
Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.
Особенности рынка
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.5
2.1.2 Нефтяная промышленность
В данный момент является определяюшей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке ( после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2004 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).Динамика добычи нефти российскими компаниями с 2003 по млн. бар в деньСитуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004 и по сегодняшний день.
Особенности рынка
На рынке нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть в следствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель, и естественно сейчас цена на нефть также растет.Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 30$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний ( при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело "Юкоса", которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.
Информация о работе Понятие олигополии и особенности ологополицтического рынка