Понятие олигополии и особенности ологополицтического рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:00, реферат

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть понятие, формы и характерные черты олигополии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1. раскрыть понятия «Олигополия»;
2. сущность и распределение олигополии;
3. выявить проблемы развития рынка;
4. раскрыть сущность ценообразования и показать примеры

Содержание работы

Введение
I. Олигополия и её характерные особенности
1.1. 1.1.Понятие и виды олигополий
1.2 Основные теории олигополии
1.3 Отличия олигополии
1.4 Позитивные и негативные последствия олигополии
1.5 Основные методы ценообразования в условиях олигополии
II. Особенности Российского рынка олигополии
2.1 Основные олигополистические рынки
2.1.1 Черная металлургия
2.1.2 Нефтяная промышленность
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Geografiya.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

3) Сговор  и картели. Картелем называют  группу олигополистов, договорившихся  об определенных принципах установления  цен и (или) распределения долей  рынка, исходя из его географических  или каких-либо иных характеристик. Но картель - это группа фирм, следовательно, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует у чистой монополии. Основной проблемой картелей является проблема согласования решений между фирмами - членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш -- продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода оппортунистическое поведение станет всеобщим, то картель развалится.В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор. Тайный сговор -- это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.Если между участниками сговора (всеми продавцами соответствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию. Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антитрестовское законодательство.Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней."Игра по правилам". Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т.е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. "Игра по правилам" облегчает достижение олигополистического равновесия.Наиболее часто употребляемым приемом "игры по правилам" является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Не случайно поэтому лидер часто "прощупывает" отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.В заключение несколько слов о проблеме общественной эффективности олигополии как особого типа рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что в форме картеля олигополия крайне не эффективна. Мы уже говорили, что в этом случае речь фактически идет о групповой монополии.Сложнее обстоит дело с нескоординированной олигополией и "игрой по правилам". Разумеется, и этим формам олигополии свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. Более того, из-за значительной степени контроля над рынком эти недостатки проявляются при олигополии намного сильнее, чем, скажем, при монополистической конкуренции.Народная поговорка, однако, гласит, что корову всегда покупают с рогами. Не являются ли все перечисленные слабые стороны олигополии оборотной (и совершенно неотъемлемой!) стороной достоинств крупных фирм? И, может быть, с ними стоит смириться, коль скоро всякая отрасль, где эффективным является крупное производство, обязательно становится олигополистической?4  

1.3 Отличия олигополии

Отличия, на которых базируется модель олигополии как особого типа рыночная структура, немногочисленны и более реалистичны  по сравнению с допущениями, лежащими в основе моделей, например, совершенной  конкуренции или монополии.

1. Влияние  понятия однородности продукции.  Если в модели совершенной  конкуренции однородность продукции,  выпускаемой (продаваемой) разными  экономическими агентами, является  одним из важнейших допущений,  а неоднородность, или дифференциация, продукции является определяющим  допущением в модели монополистической  конкуренции, то в случае олигополии  продукция может быть как однородной, так и неоднородной. В первом  случае говорят о классической, или однородной, олигополии, во втором  о неоднородной, или дифференцированной, олигополии. В теории удобнее  рассматривать однородную олигополию, но если в действительности  отрасль выпускает дифференцированную  продукцию (множество субститутов), мы можем в аналитических целях  рассматривать это множество  субститутов как однородный агрегированный  продукт.Олигополия называется классической (или однородной), если фирмы в  отрасли выпускают однородную  продукцию, и дифференцированной (или неоднородной), если фирмы  в отрасли производят неоднородную  продукцию.

2. Немногочисленность  продавцов, которым противостоит  множество мелких покупателей.  Это значит, что покупатели на  рынке олигополии являются ценополучателями, поведение отдельного индивида  не влияет на рыночные цены. С другой стороны, сами олигополисты являются ценоискателями, поведение каждого из них оказывает ощутимое влияние на цены, которые могут получить за свою продукцию соперники.

3. Возможности  входа в отрасль (на рынок)  варьируют в широких пределах: от полностью блокированного  входа (как в модели монополии)  до относительно свободного. Возможность  регулировать вход, равно как  и необходимость учитывать при  принятии решений возможную реакцию  соперников, формирует стратегическое  поведение олигополистов.

 1.4Позитивные и негативные последствия олигополии   

Олигополии  имеют позитивные и негативные последствия. В качестве положительных можно отметить следующие моменты:

• крупные  фирмы имеют значительные финансовые возможности для научных разработок, технических нововведений;

• конкурентная борьба между фирмами, входящими  в олигополии, способствует развитию научно-технического прогресса.

Эти положительные  стороны отмечали И. Шумпетер и Дж. Гэл-брейт, которые утверждали, что  крупные олигополистические фирмы  способны быть технически прогрессивными и финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для достижения высоких темпов научно-технического прогресса.По мнению других экономистов, преимуществами олигополии являются отсутствие столь разрушительной силы конкуренции, какая существует в условиях свободного рынка, более низкие цены и более высокое качество продукции, чем в условиях монополии; трудность проникновения посторонних фирм в олигополистические структуры благодаря эффекту масштаба.Наконец, экономистами отмечается и то обстоятельство, что в целом олигополистические монополии необходимы обществу. На них возлагается исключительная роль в ускорении научно-технического прогресса, так как они в состоянии финансировать дорогостоящие научные проекты.Негативные  моменты олигополии сводятся к следующему:

• олигополии не столь опасаются конкурентов, так как проникнуть в отрасль  практически невозможно. Поэтому  они не всегда торопятся с внедрением новой техники и технологий;

• заключая тайные соглашения, олигополии стремятся  извлечь выгоду за счет покупателей, (например, повышают цены на продукцию). Это снижает уровень удовлетворения потребностей людей.

• олигополии сдерживают научно-технический прогресс. Пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный  капитал, они не спешат с внедрением новшеств. Это препятствует моральному износу машин, оборудования, технологий и продуктов.

1.3. Основные методы ценообразования в условиях олигополии  

Механизму ценообразования при олигополии присущи две взаимосвязанные  черты. Во-первых, это жесткость цен. Они изменяются реже, чем в других рыночных структурах. Во-вторых — согласованность действий всех фирм в области ценообразования.Ценовая политика в условиях олигополии проводится с помощью следующих основных методов (некоторые экономисты считают  их принципами):

• ценовая конкуренция;

• тайный сговор о цене;

• лидерство  в ценах;

• ценовая накидка.       

Ценовая конкуренция в условиях олигополии носит сдержанный характер. Это связано, во-первых, со слабыми надеждами  на достижение рыночных преимуществ  по сравнению с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания ценовой войны, которая чревата негативными последствиями для всех ее субъектов.Тайный  сговор в области ценообразования  позволяет олигополистам уменьшить  неопределенность, получать экономическую  прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов. Олигополии согласны в ограниченных масштабах максимизировать прибыль, иногда даже сводить ее к нулевому значению, чтобы блокировать вторжение в отрасль новых товаропроизводителей. Лидерство в ценах — это ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. При олигополии, как правило, имеется крупная фирма, которая выступает ценовым лидером. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции. Ценовая накидка (обычно в размере определенного  процента) прибавляется к средним общим издержкам производства. Она призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и др. Этот принцип известен под названием «издержки плюс». Накидка обеспечивает получение прибыли, определяет поведение и действия фирмы.

II. Основные олигополистические рынки

2.1 Особенности Российского рынка олигополии

Рассмотрев  некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную  картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что  он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные  олигополистические корпорации. Это  и космополитизация, приобретение активов  за рубежом, появление иностранных  собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно  противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы  в отрасли. Увеличение концентрации связано с слиянием компаний для  получения большей выгоды от масштабов  производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с  притоком иностранных фирм на рынки  в первую очередь бытовой техники  после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко государство является крупнейшим акционером.

2.1.1 Черная металлургия

Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В  России - стране одной из лидеров  по запасам железной руды эта отрасль  является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции  остаются низкими.

Крупнейшие компании черной металлургии

 

место

Компания

Объем реализации в млн. $

 

1

ММК

1928,4

 

2

Северсталь

1923,6

 

3

Новолипецкий мет. Комбинат

1699,5

 

4

Евразхолдинг

1589,2

 

5

Трубная мет. Компания

959,5

 

6

Кузнецкий мет. комбинат

714,3

 

7

Мечел

593

 
       

Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать  отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Особенности рынка

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая  от мировых цен на металл. В настоящий  момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более  дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В  целом же экспорт проката в  стоимостном выражении вырос  в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких  экспортных достижений вследствие высоких  рыночных цен на сырье идет процесс  консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось  в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат  и компания "Южуралникель". Также  российские металлурги охотно приобретают  активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет  завод в Дании, а "Мечел" - ряд  заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов  является вступление России в ВТО  и ряда дискриминирующих Россию законодательств  стран-импортеров.5

2.1.2 Нефтяная промышленность

В данный момент является определяюшей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть  и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно  сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит  и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего  около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит  на первое место в мире, добывая  около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем  рынке ( после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам  добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2004 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).Динамика добычи нефти российскими компаниями с 2003 по млн. бар в деньСитуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004 и по сегодняшний день.

Особенности рынка

На рынке  нефти сложилась парадоксальная ситуация - рост доходов при заметном росте издержек компаний. Рост доходов  связан с высокими ценами на нефть  в следствие очередного энергетического  кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2004 году цена нефти марки BRENT достигала около 40$ за баррель, и естественно сейчас цена на нефть также растет.Ситуация с издержками связана с все  большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут  больше 30$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени  крайне негативно сказалось на инвестициях  в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного  дохода при цене свыше 25$ за баррель  у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний ( при  учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль  компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения  заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе  климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело "Юкоса", которые не прибавило  привлекательности акциям отечественных  нефтяных компаний.

Информация о работе Понятие олигополии и особенности ологополицтического рынка