Понятие трудовых ресурсов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе системы управления трудовыми ресурсами и выработке механизма совершенствования управления. Достижение этой цели связано с решением ряда исследовательских задач:
проведение теоретико-методологического анализа трудовых ресурсов и выявление сущностных характеристик трудовых ресурсов как предмета управления;
исследование компонентов управления трудовыми ресурсами;
выявление проблем и мер по повышению качества управления трудовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты воспроизводства рабочей силы 5
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов 9
1.3. Основные понятия трудовых ресурсов предприятия 11
2. Компоненты управления трудовыми ресурсами 15
2.1.Формирование трудовых ресурсов 15
2.2. Развитие трудовых ресурсов 24
3. Проблемы и меры по повышению качества управления трудовыми ресурсами 33
3.1. Удовлетворение работника своим трудом 33
3.2.Совершенствование организации труда 34
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 



- -

Содержание

 

 

введение

Актуальность  работы. В современный период развития российского общества важную роль призваны играть трудовые ресурсы, которые служат основным организующим фактором в процессе производства материальных благ и создания духовных ценностей. Социально-экономический потенциал каждой страны, национальное богатство  и качество жизни людей определяются, главным образом, состоянием трудовых ресурсов, уровнем их профессионального и интеллектуального развития.

Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся к социально-экономической  категории,  являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

В каждой стране  и  каждой  ее  отрасли  производство  зависит  от  ряда факторов.  Такими  факторами  являются  кадры,  труд  и  оплата   труда   на предприятии. Кадры наиболее ценная и важная часть производительных  сил  общества.  В целом  эффективность  производства  зависит  от  квалификации  рабочих,   их расстановки  и  использования,  что  влияет  на  объем  и   темпы   прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. 

Конкретная ответственность  за общее руководство трудовыми  ресурсами в крупных организациях обычно возложена на профессионально подготовленных работников отделов кадров, обычно в составе штабных служб. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена. Вместе с тем, если руководители низшего звена не понимают специфики управления трудовыми ресурсами, его механизма, возможностей и недостатков, то они не могут в полной мере воспользоваться услугами специалистов-кадровиков. Поэтому важно, чтобы все руководители знали и понимали способы и методы управления людьми.

Объектом данной курсовой работы являются трудовые ресурсы. Предметом работы являются процессы управления трудовыми ресурсами, пути совершенствования управления.

Цель работы состоит в анализе системы управления трудовыми ресурсами и выработке механизма совершенствования управления. Достижение этой цели связано с решением ряда исследовательских задач:

  1. проведение теоретико-методологического анализа трудовых ресурсов и выявление сущностных характеристик трудовых ресурсов как предмета управления;
  2. исследование компонентов управления трудовыми ресурсами;
  3. выявление проблем и мер по повышению качества управления трудовыми ресурсами.

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты воспроизводства рабочей  силы  

1.1 Понятие трудовых ресурсов  и их классификация

К трудовым ресурсам относится  та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей  отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

В отечественной литературе по экономике и статистике труда  широко распространен термин «трудовые  ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался  для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность первой и второй групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее  время, хотя, как об этом будет сказано  ниже, требования рыночной экономики  делают необходимым переход нашей  статистики к принятому в международной  практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

Возрастные границы  и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы  и состав) менялись в разные периоды  истории нашей страны.

Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К. концу второй пятилетки (1935- 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста - 16 лет.

Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

  1. лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);
  2. лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 да 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;
  3. лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся:

1) население в трудоспособном  возрасте за исключением инвалидов  войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

2) работающие лица  пенсионного возраста;

3) работающие подростки  в возрасте до 16 лет. По российскому  законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу  по достижении ими 15-летнего  возраста в исключительных случаях.  Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда. Не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

С середины 1993 года в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Экономически активное население (рабочая сила) - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Численность этой группы населения включает занятых и  безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

а) не имели работы и заработка;

б) зарегистрированы в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы;

в) занимались поиском  работы, т.е. обращались в государственную  или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали  шаги к организации собственного дела;

г) были готовы приступить к работе;

д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости;

Для отнесения лица к  категории «безработный» необходимо одновременное наличие у него четырех первых условий.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных  учебных заведениях;

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности;

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

д) отчаявшиеся найти  работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, которым  нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Сравнение категорий  «трудовые ресурсы» и «экономически  активное население» показывает, что  они не совпадают, так как понятие «трудовые ресурсы» шире понятия «экономически активное население», поскольку трудовые ресурсы включают учащихся трудоспособного возраста, домохозяек и всех остальных граждан, которые, не являясь безработными, не заняты в хозяйстве страны.

Поворот нашей страны от тоталитарного строя и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету  труда принудительного, провозглашенных  Конституцией Российской Федерации, делает бессмысленным использование понятия «трудовые ресурсы» в его прежнем содержании. Не могут относиться к трудовым ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей общества в рабочей силе, категории лиц, которых иначе как принудительно к труду не привлечешь.

Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

1.2 Характеристика трудовых  ресурсов

Кадры или трудовые ресурсы предприятия -  это совокупность  работников различных профессионально - квалификационных групп, занятых на  предприятии и входящих в его списочный состав.  В списочный состав  включаются  все работники, принятые на  работу,  связанную как  с  основной,  так  и  не основной его деятельностью.

Трудовые    ресурсы    обладают    количественной    и    качественной определенностью. В совокупности  они  предопределяют  трудовой потенциал общества, который, в  свою  очередь,  имеет  количественный  и  качественный аспект.

      Количественный  аспект характеризуется следующими  параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;
  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает  работающее  население при сложившимся уровне производительности и интенсивности труда.

      Качественный   аспект   трудового   потенциала   определяется   такими показателями как:

  • состояние   здоровья,   физическая   дееспособность   трудоспособного населения;
  • качество   трудоспособного   населения   с   точки    зрения    уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

      Количественный  аспект трудового потенциала  отражает  его  экстенсивную  составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую.

Формирование трудовых ресурсов – это процесс их непрерывного  воспроизводства, возобновления их численности.

Использование трудовых ресурсов предполагает их распределения  и эффективность применения их труда.

Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным  ресурсом  каждого предприятия, от качества и эффективности использования  которого  во  многом зависят результаты деятельности  предприятия  и  его  конкурентоспособности. Трудовые  ресурсы  приводят в движение  материально-вещественные  элементы производства. Создают продукт,  стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.

Отличие трудовых ресурсов  от  других  видов  ресурсов  предприятия заключается  в следующем, что каждый наемный  работник может:

Информация о работе Понятие трудовых ресурсов и их классификация