Понятие трудовых ресурсов и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 01:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе системы управления трудовыми ресурсами и выработке механизма совершенствования управления. Достижение этой цели связано с решением ряда исследовательских задач:
проведение теоретико-методологического анализа трудовых ресурсов и выявление сущностных характеристик трудовых ресурсов как предмета управления;
исследование компонентов управления трудовыми ресурсами;
выявление проблем и мер по повышению качества управления трудовыми ресурсами.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические аспекты воспроизводства рабочей силы 5
1.1 Понятие трудовых ресурсов и их классификация 5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов 9
1.3. Основные понятия трудовых ресурсов предприятия 11
2. Компоненты управления трудовыми ресурсами 15
2.1.Формирование трудовых ресурсов 15
2.2. Развитие трудовых ресурсов 24
3. Проблемы и меры по повышению качества управления трудовыми ресурсами 33
3.1. Удовлетворение работника своим трудом 33
3.2.Совершенствование организации труда 34
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3. Проблемы и меры по повышению качества управления трудовыми ресурсами

3.1. Удовлетворение работника своим  трудом

Одна из наиболее важных последних разработок в области управления человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения качества трудовой жизни.

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

  1. Работа должна быть интересной.
  2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и признание своего труда.
  3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и хорошей освещенностью.
  4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
  5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их и работу.
  6. Должны быть обеспечены гарантия работы и развитие дружеских взаимоотношений с коллегами.
  7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского обслуживания.

Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию власти, участие в вопросах руководства, обучение, подготовку руководящих кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.

3.2.Совершенствование организации труда

Многие из ранних идей науки управления вращались вокруг разработки задания таким способом, который позволял бы в максимальной степени использовать преимущества разделения труда, современной технологии и автоматики. По мере того, как американские рабочие становились все более экономически обеспеченными, изменялись образовательные, культурные и социальные ценности, промышленность стала испытывать затруднения, связанные с характером труда. Все большее количество людей находило, что узкоспециализированные, повторяющиеся операции вызывают утомление и потерю интереса. Возросли прогулы и текучесть кадров, появились даже случаи саботажа. Соответственно, прирост производительности, которого нормально было бы ожидать от узкой специализации, значительно снизился. Для решения проблемы ряд наиболее прогрессивных фирм начали экспериментировать с организацией труда для того, чтобы труд стал давать большее внутреннее удовлетворение и больше возможностей для удовлетворения высших потребностей человека — заинтересованности, самоутверждения и развития личности. Руководство при этом, конечно же, надеялось на то, что возросшая в результате таких изменений удовлетворенность своей работой приведет к повышению производительности и снизит убытки от прогулов, высокой текучести кадров и снижения качества.

Два наиболее широко применяемых метода реорганизации труда — это расширение объема работы и обогащение ее содержания.

Объем работы — это количество различных операций, выполняемых рабочим и частота их повторения. Объем называют узким, если рабочий выполняет лишь несколько операций и повторяет их часто. Типичным примером может служить работа на сборочном конвейере. Объем работы называют широким, если человек выполняет много различных операций и повторяет их редко. Объем работы банковского кассира обычно шире по сравнению с работой человека, занятого только вводом данных через клавиатуру в систему финансового учета.

Содержательность работы — это относительная степень того влияния, которое рабочий может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и выполнении работы, определении ритма работы и участие в принятии решений. Работа лаборанта не будет считаться содержательной, если она сводится лишь к установке оборудования, загрузке химикатов и уборке лаборатории. Если же лаборант может заказывать химикаты и оборудование, проводить некоторые эксперименты и готовить отчеты о результатах работ, — содержательность будет высокой.

Работу можно реорганизовать, изменив ее объем или содержательность. Укрупнение работы относится к совершенствованию организации за счет увеличения ее объема. Обогащение ее содержания предусматривает изменения за счет повышения содержательности.

Усиление мотивации и повышение производительности путем изменения организации условий труда является еще одной из концепций, в основе которой лежит двухфакторная теория мотивации Герцберга. Исследования Герцберга показали, что сам труд является фактором мотивации, деньги являются в основном гигиеническим фактором. Поэтому теоретикам и практикам науки управления казалось вполне логичным, что изменение характера труда в целях повышения соответствующей внутренней заинтересованности, должно усилить мотивацию и повысить производительность. К сожалению, это не всегда так. Исследования в области мотиваций указывают, что эта теория не может быть справедливой для всех людей и во всех ситуациях. Поэтому изменения в организации труда уместны лишь применительно к людям и организациям, обладающим определенными характеристиками.

Существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию: воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, с которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее; ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует себя ответственным и подотчетным за результаты своего труда; знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда. Те виды работ, которые организованны так, что позволяют какой-то части рабочих испытывать все эти три состояния в достаточно высокой степени, должны дать высокую мотивацию за счет самой работы, высокое качество исполнения работ, большую удовлетворенность работой, а также привести к снижению количества прогулов и уменьшить текучесть кадров.

Ощущение значимости труда можно реализовать предоставлением работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенностью производственных заданий, повышением их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить, предоставив работнику больше самостоятельности. Осознание реальных результатов своего труда развивается, если рабочий получает ответную информацию. Однако необходимо иметь в виду и то, что не все работники положительно реагируют из подобного рода изменения. Как уже отмечалось выше, при рассмотрении проблемы мотивации, люди различаются по потребностям, отношению к работе, надеждам, связываемым с работой. Исследования показали, что люди с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению обычно положительно реагируют на обогащение содержания труда. Когда же люди не столь сильно мотивируются потребностями высокого уровня, обогащение содержания труда зачастую не дает заметных успехов.

На возможность изменений условий труда могут влиять и особенности технологии. Организации, использующие массовую технологию, имеют гораздо меньше возможностей в этом отношении, чем предприятия, выпускающие единичную продукцию. Для фирм с поточно-массовой технологией стоимость реорганизации условий труда зачастую перевешивает ожидаемую от нее прибыль. Там, где технология не очень гибкая и требует больших капиталовложений, стоимость реорганизации может оказаться очень высокой. Одна из наиболее оптимальных возможностей для внедрения прогрессивной организации труда открывается при создании новых производств (заводов, предприятий, учреждений). Фактически, некоторые из наиболее известных экспериментов в этой области как раз и были проведены при создании новых мощностей. Тем не менее, хотя существующая технология и ограничивает возможности реорганизации условий труда на фирмах с массовым производством, такие возможности все же существуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ориентация экономики  на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и, прежде всего тех, которые связаны с человеком. Поэтому понятно то внимание, что уделяется концепции управления, в центре которой находится человек, рассматриваемый как наивысшая ценность. В соответствии с ней все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника в процессе производства, что является основой эффективной деятельности предприятия (организации, фирмы). Действительно, использование вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду.

Наука о руководстве  и методы исследования операций для  решения задач управления трудовыми  ресурсами до сих пор не получили должного развития и применения. Поэтому анализ и выработка соответствующих рекомендаций по управлению трудовыми ресурсами должны учитывать следующее:

- организация должна  иметь эффективную структуру  должностей и число сотрудников  (это требование связано с планированием и выполнением работ);

- организация должна  эффективно использовать трудовые  ресурсы (это требование связано  с определением степени загрузки  и распределения трудовых ресурсов, выбор средств стимулирования);

- организация должна  удовлетворять основные потребности отдельных индивидуумов и создавать условия для максимального проявления их личных качеств и способностей (учет психологических факторов);

- производство товаров  и уровень соответствующей заработной  платы должны оказывать влияние на качество работы сотрудников и деятельность руководящих органов (социальные и правовые факторы).

  Улучшение качества  функционирования некоторой социальной  системы возможно только при  тщательном анализе этих требований, т.к. именно они определяют  вид целевых функций и накладываемых ограничений, метод исследования, и в конечном итоге от них зависит реализация разработанных рекомендаций.

  Для организации  улучшения качества функционирования  означает повышение работы ее  исполнителями как в настоящий  момент времени, так и в будущем. Для исполнителя – увеличение заработной платы с целью повышения уровня свох потребностей. Эти точки зрения могут противостоять друг другу, но иногда они являются взаимосогласованными. Нахождение таких решений является одной из главных задач науки о руководстве и основной целью большинства исследований в области социально-технических систем, систем планирования и управления трудовыми ресурсами. Реальное улучшение функционирования организации возможно на основе теории принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Бабынина Л.С. Управление персоналом. Практикум: доходы и заработная плата.- М.: - «Экзамен», 2005.-326 стр.
  2. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом.- Учебник для студентов экономических вузов.- М.: «Интерпрессервис», 2004. - 253 стр.
  3. Грачев М.В. Супер-кадры. - М.: Финпресс, 2000.- 377 с.
  4. Егоршин А.П. Основы управления персоналом.- Учеб. пособие для студентов, 2006.- 302 стр.
  5. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами. Гриф МО РФ,- «ИНФРА-М», 2007.-296 стр.
  6. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – Учебник для вузов.- «ИНФРА-М», 2004.
  7. Куприянов М.В.// ПерSонал-МИКС //Управление персоналом и PR: объединение усилий, №1, 2004.
  8. Соколова М. И., Дементьева А. Г. Управление человеческими ресурсами.-Учебник.- М.: «Проспект», 2006.-421 стр.
  9. Цветаев В.М. Кадровый менеджмент.- Учебник для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов.- М.: «Проспект».- 160 стр., 2004.
  10. Экономика предприятия (фирмы).- Учебник. / Под ред. О.Волкова, О.Девяткина.- М.: ИНФРА-М, 2004.- 601 стр.

 

Приложение 1 «  Компоненты управления трудовыми ресурсами»

 

1 См. приложение 1.




Информация о работе Понятие трудовых ресурсов и их классификация