Понятие внутриличностного конфликта и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе:
- дадим определение «внутриличностного конфликта»;
- выделим личностные элементы конфликта;
- рассмотрим основные психологические доминанты поведения;
- определим черты характера и типы личностей;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Внутриличностный конфликт: понятие, сущность и характеристи-ка……………………………………………………………………...4
1.1. Понятие внутриличностного конфликта………………….…4
1.2. Личностные элементы конфликта………………………..…..5
1.3. Основные психологические доминанты поведения……..….6
1.4. Черты характера и типы личностей………………………….7
1.5. Акцентуация характера…………………………….…………9
2. Виды внутриличностных конфликтов……………………………12
3. Причины и последствия внутриличностного конфликта……….13
3.1. Причины внутриличностного конфликта…………………..13
3.1.1. Внутренние причины, коренящиеся в самой
личности………………………………………………………15
3.1.2. Внешние причины, обусловленные положением
личности в социальной группе………………………………15
3.1.3. Внешние причины, обусловленные положением
личности в обществе…………………………………….……18
3.2. Позитивные последствия внутриличностного конфликта….18
3.3. Отрицательные последствия внутриличностного
конфликта…………………………………………………………...19
3.3.1. Стресс……………………………………………………21
3.3.2. Фрустрация……………………………………………...21
3.3.3. Неврозы…………………………………….……………22
4. Невротический конфликт…………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………..26
Использованная литература……………………….…………………..29

Файлы: 1 файл

конфликтология.DOC

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Остановимся       на       некоторых       типах       характера акцентуированных личностей:

  • демонстративный тип — высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости;
  • педантичный тип — высокие оценки свидетельствуют о ригидности,   инертности   психических   процессов,   медлительность, длительном   переживании   травмирующих   событий.   В   конфликты вступает редко, но сильно реагируют на любые нарушения порядка. На работе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

- застревающий тип — основная черта этого типа — склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность), часто выступает инициатором конфликтов, в которых жестко отстаивает свои интересы, характеризуется большим упорством в достижении своих целей.

Рассмотрим некоторые типы темперамента акцентуированных личностей.

- гипертимический тип — высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью, но вместе с тем с трудом переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, одиночество;

- дистимический тип — характеризуется серьезностью, медлительностью, слабостью волевых усилий, подавленностью настроения, низкой контактностью, молчаливостью, склонностью фиксироваться на теневых сторонах жизни, обостренным чувством справедливости;

- тревожно - боязливый тип — основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.

- экзальтированный (аффективно-экзальтированный тип) — лицам   этого   типа   свойствен   большой   диапазон   эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных, им свойственна высокая контактность, словоохотливость, они часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

  • эмотивный тип — это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной   жизни,     гуманностью,    отзывчивостью,     обостренным чувством долга, исполнительностью.
  • циклотимический тип — характеризуется периодической сменой настроения, зависимостью от внешних событий. Радостные события вызывают жажду деятельности, говорливость; печальные — подавленность,  замедленность реакций и мышления; также  часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
  •  
  1. Виды внутриличностных конфликтов.

 

Подобно тому, как     существуют     многочисленные     основания     классификации конфликтов вообще, имеются различные основания и для выделения видов    внутриличностных    конфликтов.    Таких    видов    (типов) внутриличностных (психологических) конфликтов два:

Конфликт  потребностей. Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

Конфликт  между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

Многочисленные примеры подобного рода внутриличностных конфликтов описаны 3. Фрейдом. В его терминологии противоречие, вызывающее данный тип конфликта, — это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью.

 

3. Причины      и      последствия      внутриличностного конфликта.

 

Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен   в   многообразные   общественные   отношения,    которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации, Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.

3.1. Причины внутриличностного конфликта. Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.

Таким образом, можно  выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

- проявление     в    результате     взаимодействия    элементов внутренней структуры личности;

- существование   в   структуре   личности   разноплановых интересов, целей, мотивов и желаний;

  • внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы,   действующие   на   личность,   являются   равновеликими.    В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;
  • любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

- основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными    мотивами,    целями    и    интересами    сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе — «не убий»);    отсутствием    возможности удовлетворения    какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Многообразные отношения, — писал в этой связи А.Н. Леонтьев, — в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного  конфликта их можно разделить  на три вида:

  1. внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
  2. внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
  3. внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта  взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.

3.1.1. Внутренние причины, коренящиеся в самой личности. Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно  выделить следующие:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный    конфликт,    возникающий    на    этой    основе, классически описан 3. Фрейдом;
  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);
  • противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);
  • противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.

Для возникновения внутриличностного  конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ — большее. И никакого конфликта не возникает.

3.1.2. Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе. Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены:

1) положением личности  в группе,

2) положением личности в организации,

3) положением личности в обществе.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В связи с этим выделяются четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

- физические преграды, препятствующие удовлетворению наших  основных  потребностей:  узник,  которому  камера  не  дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; 
недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум или часовой, не пропускающий в то или иное место;

- отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить минеральной воды, но магазины закрыты, и дома ее больше не осталось);

- биологические ограничения (индивиды с задержкой психического развития или с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

- социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

Когда наша потребность  в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем  себя чужими в своем коллективе из-за отношения к нам некоторых  людей,— мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

- противоречие между большой ответственностью и недостаточными нравами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);

- противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается);

- противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменной технологии);

- противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения;

  • противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями   или  потребностями,  с  другой.  (Постоянная  работа  в выходные,    вечные    авралы,    практика    взяток    и    подношений, подхалимаж,  привычка  начальника приставать с ухаживаниями  к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т.д.   — такого  рода требования,  обычаи  и   нормы  могут быть  не приемлемыми   для   людей,   не   соответствовать   их   ценностям   и потребностям);
  • противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации.   (Многие  люди   в   качестве   жизненно   важной   цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт);
  • противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей   личности.    (Эта причина   внутриличностного    конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами. В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие); противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. (Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию).

Информация о работе Понятие внутриличностного конфликта и его особенности