Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:45, контрольная работа
В настоящее время отечественная наука управления переживает своеобразный этап интенсивного развития и обновления. Проистекает это по многим, как внутренним, так и внешним причинам: осуществление реформ в обществе, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов управления, поиск ранее неизвестной информации с Запада и необходимость ее творческой переработки, поиск национальной модели управления и т.д. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Цель данной контрольной работы направлена на определение понятий «мотивы» и «потребности», формирование представления о теориях мотивации, выявление основных методов мотивирования персонала.
Введение
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными ни были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. Для этого необходимо человека заинтересовать, каким-либо образом побудить к действию, то есть мотивировать.
Изучение проблемы мотивирования является актуальным на современном этапе развития систем управления персоналом. Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности руководителя или менеджера за деятельность сотрудников и организации. Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда требует от менеджера организации высокого профессионализма.
В настоящее время отечественная наука управления переживает своеобразный этап интенсивного развития и обновления. Проистекает это по многим, как внутренним, так и внешним причинам: осуществление реформ в обществе, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов управления, поиск ранее неизвестной информации с Запада и необходимость ее творческой переработки, поиск национальной модели управления и т.д. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Цель данной контрольной работы направлена на определение понятий «мотивы» и «потребности», формирование представления о теориях мотивации, выявление основных методов мотивирования персонала.
Одной из главных проблем психологии является выяснение движущих сил поведения человека. В психологической науке эта проблема связана с анализом мотивации поведения человека. Мотивация -- это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность.
Мотивация - это система побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов, желаний и достижения целей. Как видно из определения, понятие ``мотивация'' объединяет разные побудительные силы в общую структуру.
Главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности. В психологии различают понятия нужды и потребности. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в материальной и духовной культуре, в других людях и т. д.
Нужда -- объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке (без него погибнет), но сам субъективно этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает, и только на третьем месяце жизни объективная нужда преобразуется в субъективное психическое состояние -- потребность в общении (ребенок при виде матери бурно радуется, тянется к ней руками, улыбается и т. д.). По мере взросления потребность в общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях, в сознании человека.
Потребность -- это субъективное психическое состояние индивида, выражающееся в переживании и осознании человеком нужды в том, что необходимо для поддержания существования его организма и развития личности.
Потребности -- источник активности человека. Потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями: желаниями, тревогой, ожиданием, которые, в свою очередь, побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей. Иными словами, потребности порождают мотив.
Мотив (от лат. movere -- приводить в движение, толкать) -- это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением потребностей субъекта и определяет направление его действия. По словам А. Н. Леонтьева, мотив -- это опредмеченная потребность. В самом состоянии потребности предмет, способный удовлетворить эту потребность, не отражен, не зафиксирован. Но, когда такой предмет обнаруживается, психика отражает его и образ этого предмета может стать мотивом поведения. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Мы часто плохо осознаем мотивы, но хорошо обосновываем свое поведение, что получило название мотивировки действий.
Мотивировка -- это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.
Мотивация деятельности и поступков -- это динамическое образование. Человек в течение жизни постоянно пересматривает свою мотивацию в соответствии со своими возможностями, которые диктуются как физиологическими факторами (например, оценка своего физического здоровья), так и фактором учета изменившихся социальных условий. Мотивы могут изменяться на всех фазах конкретной деятельности и отношений. Поведенческий акт нередко начинается на основе одной мотивации, а завершается на основе другой, преобразованной мотивации.
1.1 Классификация потребностей и мотивов
Существует множество видов потребностей. Их классифицируют по различным основаниям.
1. По происхождению потребности делят на естественные и культурные.
Естественные (органические) потребности -- это потребности, обусловленные биологической природой человека. Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни индивида. Органические потребности - потребности в кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т. д.
Культурные (социальные) потребности - это потребности, обусловленные социальной природой человека. Они отражают его зависимость от продуктов человеческой деятельности и общения. Культурные потребности -- это потребности, которые появились в результате социально-исторического развития человека: филогенеза.
Однако следует отметить относительный характер деления потребностей человека на естественные и культурные, органические и социальные. Дело в том, что все естественные потребности человека в процессе исторического развития значительно изменились, преобразовались, очеловечились, а значит, и окультурились. Историческое развитие потребности выражается в том, что меняются предметы и способы их удовлетворения. Например, удовлетворение естественной потребности в защите от экстремальных температур (холода или жары) у животных выражается в наличии шкуры, у человека же удовлетворение этой потребности преобразовалось в необходимость носить одежду, то есть естественная потребность окультурилась.
2. По предмету потребности делятся на материальные и духовные.
Материальные потребности -- потребности, которые отражают зависимость человека от предметов материальной культуры.
Духовные потребности - потребности, выражающие зависимость человека от продуктов общественного сознания. Например, естественная по происхождению потребность по предмету может быть только материальной. Культурная по происхождению потребность может быть материальной или духовной.
В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии же личности -- стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению. Виды мотивов :
1. По степени осознанности мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми. Неосознаваемые мотивы -- это мотивы, при удовлетворении которых человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности. К неосознаваемым мотивам относятся, прежде всего, влечения и установки. Влечение -- психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознаваемую или недостаточно осознаваемую потребность субъекта. Установка -- психическое состояние, выражающее неосознаваемую готовность к определенным действиям, с помощью которых может быть удовлетворена та или иная потребность. Установки складываются на основе прямого опыта и могут быть как позитивными, так и негативными, то есть подразумевают то или иное действие или отказ от действия. Осознаваемые мотивы -- это мотивы, при удовлетворении которых человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности. К ним относят желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т. д. Осознаваемые мотивы входят в направленность личности, которую мы рассмотрим далее.
2. По значимости в деятельности осознаваемые мотивы делятся на мотивы-смыслы и мотивы-стимулы. Деятельность человека носит полимотивированный характер, при этом мотивы выполняют различную роль.
Мотивы-стимулы - мотивы, побуждающие и определяющие выбор направленности деятельности и поведения человека.
Мотивы-смыслы - мотивы, которые придают всей нашей деятельности личностный смысл.
В деятельности эти мотивы выстраиваются в определенную иерархию. Низшую ступень в ней занимают мотивы-стимулы. Верхнюю ступень - мотивы-смыслы. Есть и другие концепции иерархии мотивов и потребностей, например, концепции А. Маслоу, Д. МакКлеланда и др.
Иерархическое
отношение мотивов чаще всего
осознается людьми в ситуации конфликта
мотивов. В жизни каждого человека
нередко сталкиваются разные мотивы,
когда требуется сделать
Каждая личность на протяжении своей жизни формирует систему устойчивых мотивов, на основе которых складываются ее относительная независимость от обстоятельств, избирательное отношение к различным объектам и ситуациям.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности.
Направленность личности характеризуется желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, мировоззрением, которые являются её основными элементами.
Желание -- это психическое состояние, выражающее осознание потребности, её объектов и возможных путей её удовлетворения. Желания обладают непосредственной побуждающей силой.
Интерес -- психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.
Склонность - это психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную деятельность и побуждающее ею заниматься. Интерес может носить временный характер, когда по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер, тогда он перерастает в склонность. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Ценностная ориентация -- это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценность -- это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.
Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.
Убеждения - это осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии с её ценностными ориентациями и идеалами, то есть в основе убеждений личности лежат её ценностные ориентации и идеалы.
Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на его место в этом мире, которой он руководствуется в деятельности и поведении. В систему мировоззрения личности входит совокупность её устойчивых убеждений. Мировоззрение связано с решением вопросов о происхождении мира и его движущих силах, о месте и роли, задачах человека в этом мире и т. д. При его построении человек может опираться на разные системы взглядов, выработанные человечеством: на религиозные системы, на научные системы, на житейские представления, полученные в собственном опыте. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности, определяется линия поведения личности.
1.3 Сущность и содержание мотивации
Мотивация как осознанное,
внутреннее побуждение индивида к активности
является основным «приводным ремнем»
ОП. Понятно, что вся совокупность внешних
воздействий на индивида – от среды и
условий существования – до целенаправленного
принуждения, также во многом определяет
его действия. Но именно мотивация способна
не только максимально раскрыть и реализовать
потенциал личности, но в ряде случаев
усилить, ослабить или полностью компенсировать
восприятие индивидом внешнего воздействия.Такое
влияние мотивации на поведение индивида
определяет ее центральное место и решающую
роль в процессах социальной организации.
Мотивы как внутренние, опосредованные
побуждения к действию, формирующиеся
первичными нуждами и развивающимися
интересами индивида, во многом определяют
его поведение в организации. Решающее
значение в их формировании и реализации
играет интерес как осознанная потребность,
отражающая внешнюю ориентацию, склонность,
увлечение. Интересы определяют целенаправленное
и осознанное поведение человека, обусловливают
проявление им внимания, осуществление
действий.
Вместе с тем под воздействием миссии
и целей организации могут формироваться
побуждения индивида, выходящие за рамки
его собственных интересов. Эти рычаги
целенаправленно передают корпоративную
нагрузку, во многом обусловливая такие
формы проявления ОП работника, как субординация,
подчинение, ответственность, доверие.
Анализ мотивации индивида
как определяющей системы и конструктивного
процесса ОП начинается с раскрытия сущности
и содержания понятия мотивации, отражающего
по крайней мере четыре значения:
• формирование базовой системы мотивов
поведения индивида, адаптируемой к конкретной
ситуации, – воспитание;
• создание благоприятных условий для
совершенствования и развития мотивов
поведения индивида – инициирование;
• целенаправленное воздействие на сформировавшуюся
систему мотивов организационного поведения
личности – активизация;
• выявление и исследование внутренних
побуждений индивида, обусловивших его
конкретное поведение, – мотивирование.
Эти проявления существенным
образом определяют, насыщают и конкретизируют
реальную мотивацию человека в рамках
действия общего механизма социальной
организации. Становясь основой личностной
ориентации, система мотивации формирует
широкий спектр проявления самых разнообразных
мотивов поведения на каждом этапе жизни
человека. Их трансформация, обусловленная
как объективными, так и субъективными
причинами, подсознательно и осознанно
определяется каждым индивидом. Но, может
быть, достижение определенного уровня
развития сознания не является абсолютно
необходимым условием эффективной социальной
организации? В поиске ответа на этот вопрос
раскрывается принципиальное различие
объективной и субъективной составляющей
ОП. Первую мы воспринимаем как генетически
наследуемые процедуры неосознанного
функционирования индивида или его инстинктивно
обусловленную и эволюционно складывающуюся
реакцию на изменения. Под индивидом здесь
понимается не только животное, как это
определил А. Брэм, но и человек в ситуациях,
когда его поведение обусловливается
спонтанной, неосознанной реакцией, например,
проявлением «стадного инстинкта».
В отличие от
объективно складывающегося и наследственно
воспроизводящегося, сознательное поведение
человека определяется как целенаправленная
деятельность индивида. Это видно на примере
феномена самопожертвования человека,
когда его сила воли, убеждений, ответственности
преодолевают не только инстинкт самосохранения
индивида, но и мощнейшие факторы физической
зависимости, принуждения или психологического
давления.
Исходным условием мотивации является
достижение определенного уровня развития
сознания. С развитием сознания индивида
и под воздействием организации формируются
социальные мотивы его ОП. Закладываемые
в семье и образовательной среде, они наиболее
полно и всесторонне раскрываются и проявляются
в корпоративной организации, по месту
работы индивида. При этом на формирование
ОП конкретного работника, в той или иной
степени, продолжают влиять как индивидуальные,
так и индивидные начала. Более того, в
ряде ситуаций именно спонтанная, неосознанная
и, возможно, поэтому адекватная и своевременная
реакция на неожиданность, например, физическую
угрозу жизни человека, как выясняется
впоследствии, являлась единственным
шансом на ее сохранение. Это реагирование
нередко позволяет работнику избежать
производственных травм или психологических
стрессов в ситуациях, требующих от него
неосознанного, мгновенного действия.
Такое поведение во многом определяется
инстинктом как неосознанной реакцией
индивида на изменения собственного состояния
или окружающей среды, первично обусловливающей
его соответствующее поведение.
С формированием
сознания индивида проявление большинства
инстинктов подчиняется социальным нормам,
определяемым нравственными ценностями,
национальными традициями, миссией его
организации. Вместе с тем способности,
характер, темперамент индивида непосредственно
влияют на его поведение в организации,
обусловливая, например, проявление такой
реакции, как агрессия. Таким аспектам
инстинктивной, подсознательной мотивации
поведения человека уделяли особое внимание
З. Фрейд и его последователи. Современная
наука исследует действие этих рычагов,
хотя и объясняет его рядом достаточно
разнообразных и самостоятельных концепций,
например – «удовлетворения потребностей».
Потребность
как физиологическая, психологическая
или социальная необходимость в удовлетворении
тех или иных нужд, склонностей, желаний
каждого зависит не только от объективных,
но и от субъективных факторов и непосредственно
обусловливает его ОП. При этом удовлетворение
потребности может принимать самые разнообразные
выражения и приводить к соответствующим
результатам. Так, например, активность
может проявляться как в деловитости или
предприимчивости индивида, так и в азарте
или авантюризме индивида, обусловливая
широкую палитру ОП конкретного субъекта.
На практике мотивация изначально определяется
как интеллектуально обоснованное, целенаправленное
по адресности побуждение индивида, безусловно,
учитывающее и использующее инстинктивные,
ассоциативные и иные неосознанные реакции
любых индивидов. Это проводит разграничение
между объективной и субъективной, материальной
и интеллектуальной составляющими организации,
обеспечивая возможность эффективного
объединения и использования их ресурсов
в целенаправленной деятельности человека.
Именно такое, интеллектуально осознанное,
заранее спланированное, объектно, проблемно,
функционально и т. д. адаптированное и
реализованное поведение отличает высокоорганизованного
индивида от инстинктивной, подсознательной
реакции индивида.
ОП исследует, раскрывает
и использует содержание и результаты
мотивации конкретного индивида в корпоративной
организации. Здесь он чаще всего выступает
в роли работника, реализующего собственные
мотивы в условиях целенаправленного
функционирования и развития организации.
Понятно, что достижение целей организации
в значительной степени обусловливается
эффективной работой каждого из ее участников.Исследование,
совершенствование и использование индивидуального
спектра мотивов побуждения конкретного
работника к запланированному действию
является важнейшей задачей современного
менеджера. Ее успешное решение во многом
зависит от полного и всестороннего позиционирования
комплекса последовательности приоритетов,
мотивов поведения работника и рычагов
их использования. В самом общем виде модель
содержания и классификации такого комплекса
представлена на рис. 4.1.1. Данная модель
агрегирует пять приоритетов мотивов
поведения работника в соответствии с
последовательностью реализации его основных
потребностей. При этом действие одного
из мотивов каждого приоритета раскрывается
возможностью применения определенной
палитры конкретных рычагов, универсально
обеспечивающих осуществление мотивации
личности в рамках единой социальной архитектоники
и содержание данной модели существенно
отличаются от чаще всего рассматриваемых
социологами и психологами конфигураций,
например, «потребностей по Маслоу», поскольку
отражает организационный подход к представлению
палитры, содержания и последовательности
формирования и развития мотивации работника.
Им обеспечивается не только и не столько
классификация мотивов поведения, сколько
их органичная преемственность, взаимосвязь,
группировка и взаимодействие со стимулами
на основе действия универсальной системы
рычагов мотивации.