Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность, проблемы и перспективы государственного регулирования цен и оплаты труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность цен и оплаты труда;
- определить проблемы и перспективы государственного регулирования цен;
- рассмотреть сущность и направления государственного регулирования оплаты труда
Введение............................................................................................................. 3
1. Понятия заработной платы и цены
1.1. Теория заработной платы......................................................................... 4
1.2. Понятие, функции и сущность цены....................................................... 8
2. Государственное регулирование цен и заработной платы – неотъемлемые части друг друга
2.1. Государственное регулирование заработной платы............................... 16
2.2. Государственное регулирование цен........................................................ 22
3. Пути решения проблемы (разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы) методом регулирования цен
3.1. Анализ и возможные пути решения проблемы........................................ 28
3.2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен...... 30
Заключение........................................................................................................ 33
Список литературы.......................................................................................... 35
Для реализации принципа оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством устанавливается норма труда, которую должен выполнить каждый работник, чтобы получить определенное вознаграждение.
Нормы труда устанавливаются локальными нормативными актами, предусматривающими их ведение, замену и пересмотр.
На предприятии можно ввести тарифную систему оплаты труда. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, которые утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Государство прямо регулирует заработную плату только на предприятиях и в учреждениях, которые к нему относятся. В частном хозяйстве заработная плата определяется на рыночной основе, в зависимости прежде всего от производительности труда и соотношения между спросом на рабочую силы и ее предложением.
На мелких и средних предприятиях заработная плата устанавливается посредством индивидуальных контрактов и трудовых договоров. Заработная плата той части занятых, которая охвачена профсоюзами, регулируется ежегодными тарифными соглашениями между) соответствующими отраслевыми профсоюзами и союзами предпринимателей (государство может оказывать на это лишь консультативное воздействие). Однако следует иметь в виду, что в среднем по странам Запада профсоюзами охвачено лишь около 40% работающих по найму, причем в Западной Европе этот показатель несколько выше (не более 50% в среднем при значительном разбросе по отдельным странам), а в Японии и особенно в США — ниже.
Во многих развитых странах законодательство о труде включат в себя установление минимальной заработной платы. Однако пи практике оно нередко не выполняется.
В России же еще в конвенции Международной организации труда 1970 г. (ст. 3) была сформулирована цель установления государством размераминимальной заработной платы (обеспечение гарантированного минимального уровня жизни), а также факторы, принимаемые во внимание при определении уровня минимальной заработной платы: потребности работников и их семей (с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных пособий и сравнительного уровня жизни других социальных групп); экономические соображения (включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости).
Начиная с 1992 г. порядок установления минимальной заработной платы в России предусматривает ее единой для всей России. Ее размер (в рублях) меняется с учетом роста издержек на возмещение стоимости рабочей силы (расходы на питание, одежду, предметы домашнего обихода), а также постоянно растущих расходов на содержание жилища, медицинское обслуживание, образование, социальные нужды работника. Так, в 2000-2012 гг. размер минимальной заработной платы в России менялся 22 раза.
На протяжении последнего десятилетия минимальный размер заработной платы в России устанавливался ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины, что непосредственно влияло на снижение уровня жизни населения. Если в дореформенном СССР прожиточный минимум и составлял 60% минимальной заработной платы, в 1992 г. - 50%, в 1998 г. - 15,1, то в 2000 г. - только 8,2%.
В связи с этим необходимо устанавливать минимальную заработную плату в процентах к прожиточному минимуму одинокого работника в трудоспособном возрасте. Минимум должен исчисляться по всем субъектам Российской Федерации, и абсолютный (в денежном выражении) уровень минимальной заработной платы должен быть различным. Это необходимо в связи с тем, что введенные еще для социалистической модели экономики районные коэффициенты перестали отражать различия в условиях воспроизводства рабочей силы.
С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 133 месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
С апреля 2002 г. минимальный размер оплаты труда в РФ установлен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» и составляет 450 руб. в месяц. Прожиточный минимум на душу населения за 3 квартал 2002 г. определен в 1817 руб., для трудоспособного населения -1980 руб., пенсионеров - 1387 руб., детей - 1 799 руб. (Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 793). Таким образом, прожиточный минимум в среднем превышает размер минимальной оплаты труда в 4 раза, что не соответствует не только требованиям международного права, но и здравому смыслу.
Что же касается законодательного установления минимальной заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного человека, то согласно ст. 421 Трудового кодекса РФ порядок и сроки введения такого размера минимальной заработной платы прописаны специальным федеральным законом. Такой закон пока не принят.
Вместо него заработную плату и другие виды доходов от инфляционного повышения цен защищает ИНДЕКСАЦИЯ доходов населения. Порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги установлен еще в 1991 г. Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР».
В соответствии
с вышеназванным законом
• оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
• государственные пенсии,
• вклады граждан в Сбере
Ст.5 Закона «Об индексации
денежных доходов и сбережений граждан
в РСФСР»устанавливает
* первая часть доходов, равная
полуторной величине
*вторая часть дохода,
равная полуторной величине
Таким образом, индексации подлежит часть дохода, величина которой не превышает три минимальные месячные оплаты труда в РФ. Остальной доход не индексируется.
Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.
Индексация заработной платы осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем.
Индексация доходов работников с фиксированной оплатой труда, а также пенсий, пособий и других социальных выплат зависит от государственных органов власти. Для этого принимаются специальные законодательные акты, регулирующие порядок индексации. Так, например, коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии с 1 февраля 2011 г. составил 1,0341 . В проекте бюджета РФ на 2011 г, предусмотрено увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы с1 октября 2011г. в 1,3 раза.
Таким образом, можно отметить, что в России наблюдается постоянное отставание роста заработной платы от инфляции из-за неопределенности в сроках и размерах индексации.
2.2. Государственное регулирование цен
Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время
государственная ценовая
В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.Государство выступает в лице самого крупного закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различной рода работ для общественно-государственных нужд.
Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию выполняемые виды работ. Государство нередко проводит и специальную закупочную цеповую политику в отношении продукции аграрного сектора, устанавливает фиксированные или предельны цены и тарифы в топливно-энергетическом комплексе, на транс портные услуги, предоставляет льготы и осуществляет компенсационные выплаты в здравоохранении, жилищном строительств и т.п.
Оно также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения, например, хлеб, соль, а также на табачные изделия и винно-водочную продукцию, цены на которые в решающей степени предопределяются акцизными сборами. Довольно часто государство прибегает к регулированию цен на блага, имеющие значение для жизнеобеспечения населения (электроэнергию, газ, тепло, медикаменты/и т.п.).
Государственное регулирование играет очень важную роль в регулирование цен и заработной платы с целью предотвратить инфляцию или уменьшить ее темпы. А инструментами государства в этом случаи выступают индекс цен и заработной платы.
Инфляция
как экономическая категория
отражает перераспределение национальног
Измерение инфляции осуществляется с помощью целого ряда показателей.
Наиболее широкое применение имеют следующие:
• индекс цен;
• индекс покупательной способности рубля;
• темпы инфляции;
• индекс заработной платы;
• индекс реальных доходов населения.
В повседневной практике при анализе хозяйственной деятельности наиболее широкое применение находят индексы цен, темпы инфляции и индексы заработной платы.
Индексы цен рассчитываются государственными статистическими органами и регулярно публикуются в печати.
В Таблице 2 приводятся данные по изменению цен в странах Восточной Европы.
В России индекс
потребительских цен вырос по сравнению
с предыдущим годом в 2001 г.— в 2,6 раза; в
2002 г.— в 26,2; в 2003г. — в 9,4, в 2004 г. —
в 3,2; в 2005 г. — в 3,2; в 2006г.- в 1,2; в
2007г.- в1,1раза.
В рамках инфляции издержек ослаблено действие
тех факторов, которые
относительно легко поддаются монетаристским
ограничениям. В первую
очередь это относится к спирали «зарплата-цены».
Действие этой спирали
обычно проявляется в превышении
роста зарплаты над ростом цен. В России
наблюдается диаметрально
противоположная ситуация: заработная
плата
(бюджетников), пенсии, пособия
растут медленнее, чем цены
Одним из факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потребительском рынке в 2007 и 2008 гг., является зависимость этого рынка от импорта. Динамика потребительских цен испытывает влияние конъюнктуры мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирования рынка и цен становится необходимым.
Инфляция
порождает необходимость