Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:11, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть сущность, проблемы и перспективы государственного регулирования цен и оплаты труда.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность цен и оплаты труда;
- определить проблемы и перспективы государственного регулирования цен;
- рассмотреть сущность и направления государственного регулирования оплаты труда
Введение............................................................................................................. 3
1. Понятия заработной платы и цены
1.1. Теория заработной платы......................................................................... 4
1.2. Понятие, функции и сущность цены....................................................... 8
2. Государственное регулирование цен и заработной платы – неотъемлемые части друг друга
2.1. Государственное регулирование заработной платы............................... 16
2.2. Государственное регулирование цен........................................................ 22
3. Пути решения проблемы (разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы) методом регулирования цен
3.1. Анализ и возможные пути решения проблемы........................................ 28
3.2. Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен...... 30
Заключение........................................................................................................ 33
Список литературы.......................................................................................... 35
Величина прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходы по обязательным платежам и сборам.
Стоимость минимального набора продуктов питания в России составила на конец мая 2012 года 2508,5 рубля. За месяц показатель вырос на 1% (25,6 рубля). Об этом сообщается в материалах Росстата.
С начала года стоимость продуктовой корзины увеличилась на 3,7%. Самым дорогим минимальный набор продуктов питания остается на Дальнем Востоке, где в большинстве субъектов РФ показатель превышает 4 тысячи рублей. Лидер по цене потребительской корзины — Чукотка (6747,7 рубля).
Самой дешевой продуктовая корзина остается в Южной и Центральной России, а также в некоторых регионах Сибири. Наименьшая стоимость минимального набора продуктов питания зафиксирована в Курской, Саратовской, Омской, Белгородской и Тамбовской областях, где показатель не превышает 2060 рублей.
Стоимость набора в Москве составила 3024,6, а в Санкт-Петербурге — 2867,2 рубля. Столица оказалась одним из лидеров по росту показателя, который с начала года увеличился почти на 9%. При этом общая инфляция в Москве с начала года составила 3,1%.
По стране цены выросли с начала 2012 года на 2,3% (по отношению к маю 2011-го — 3,6%). За первые пять месяцев прошлого года инфляция составляла 4,8%. По итогам 2011 года в России была зафиксирована рекордно низкая инфляция в 6,1%. По прогнозам Минэкономразвития, в текущем году рост цен удастся удержать на уровне 5–6%.
В начале 2012 года цены в РФ росли медленнее, чем в аналогичном периоде 2011-го, так как правительство «заморозило» стоимость бензина и услуг ЖКХ. Цены на топливо были разморожены в марте, а на жилищно-коммунальные услуги — в начале июня.
Потребительская корзина — один из индикаторов роста цен. Показатель представляет фиксированный набор продуктов питания, который, по расчетам чиновников, необходим гражданину для сохранения здоровья и жизни. В месячную продуктовую корзину, например, входят 11 килограммов хлеба, около 10 килограммов картофеля и два килограмма фруктов.
Стоимость прожиточного минимума должна отражать изменения цен и учитываться при индексации выплат населению.
В настоящее время вместо прожиточного минимума при индексации выплат населению используется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), равный 4330 руб.00 коп., который ниже величины прожиточного минимума. Правительство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ. Разницу между ними можно проследить на следующем примере.
Для индексации долговых обязательств правительства РФ Государственной Думой РФ принят 21 июня 1996 г. Федеральный закон «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации»,
По этому закону в целях восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации был установлен «долговой рубль». «Долговой рубль является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации через долговую стоимость, устанавливаемую для единицы номинала целевого долгового обязательства в порядке, определяемом настоящим федеральным законом».
По этому закону установлено, что долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора.
За базовую стоимость необходимого социального набора принята его стоимостная оценка в валюте СССР, определенная исходя из розничных цен государственной и кооперативной торговли; а также тарифов на основные бытовые и коммунальные услуги, действовавшие на территории РСФСР в 1990 г.
Необходимый набор включает 22 наименования продовольственных и непродовольственных товаров и 6 видов услуг, включая городской транспорт.
В законе был также определен достаточно жесткий порядок и контроль за определением долговой стоимости, ее динамики и индексаций.
Долговая стоимость должна определяться еженедельно или же ежегодно. Если рост ежемесячной долговой стоимости превысит 1 % по сравнению с предыдущим месяцем, то ее расчет должен осуществляться еженедельно.
3. Пути решения проблемы (разница прожиточного минимума и минимальной заработной платы) методом регулирования цен
3.1. Анализ и
возможные пути решения
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне — это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.
Будучи центральным органом исполнительной федеральной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование, но и межотраслевую координацию цен. Его основные действия: разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен; совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, за последние годы существенно сокращен. Доля продукции и услуг, на которые ранее цены регулировались на федеральном и региональном уровнях, по данным департамента цен Минэкономики РФ, уже к 2006 г. составила 15-16% в стоимости совокупного общественного продукта.
Права органов исполнительной власти в части регулирования Цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.
Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.
Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.
В настоящее время правительство России предлагает установить верхний лимит цены на продукцию естественных монополий.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
В своей деятельности российское правительство в 2004-2008 гг. ввело в практику регулирования предельные минимальные цены. Так, Министерство экономики в целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и с учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции утвердило минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%. Аналогичные правила предусмотрены для продукции, производимой или ввозимой на территорию РФ из других стран.
В условиях рыночной
экономики регулируемые цены, как
и свободные цены, устанавливаю
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов,
Решение о
необходимости регулирования
3.2. Контроль
за соблюдением порядка
Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.
К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.
Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.
Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящейся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа в установленном размере; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.
Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространяются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.
Проверяемые
предприятия обязаны
При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер финансовых санкций определяется как разница между фактически примененной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции.
Если предприятие само выявило несоблюдение установленных цен или условий, их ограничивающих, оно самостоятельно осуществляет перерасчет с потребителями или в случае невозможности такого перерасчета вносит в бюджет сумму разницы между фактически примененными ими ценами и ценами, сформированными в соответствии с действующим законодательством, в перерасчете на объем реализованной продукции.
По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.
Заключение
Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:
1. Основные направления
государственного
2. На сегодняшний день для решения вопросов ценового регулирования необходима не только четкая формулировка целей, но и разработка механизма их достижения. При этом указанные проблемы должны решаться обязательно с учетом увязки интересов производителей, потребителей и властных структур.
3. Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.