Порядок формирование и исполнения местных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы разработки и исполнения местных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические положения разработки местных бюджетов;
2) определить структуру доходной и расходной частей местных бюджетов;
3) рассмотреть выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3
1 Базовые теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов……………………………………………………..4
1.1 Понятие местного бюджета…………………………………………4
1.2 Способы разработки бюджетов……………………………………..8
1.3 Структура местных бюджетов……………………………………..11
2 Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований………………………………………..14
3 Анализ формирования местных бюджетов и его исполнение ( на примере г. Хабаровска)………………………………………….24
3.1 Формирование доходной части бюджета г. Хабаровска……………………………………………………………………….24
3.2 Анализ расходной части бюджета г. Хабаровска…………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…....……..33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………….3

 

1 Базовые теоретические  положения и принципы разработки  местных бюджетов……………………………………………………..4

   1.1 Понятие местного бюджета…………………………………………4

   1.2 Способы разработки  бюджетов……………………………………..8

   1.3 Структура местных бюджетов……………………………………..11

 

2 Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований………………………………………..14

 

3 Анализ формирования местных бюджетов и его исполнение ( на примере г. Хабаровска)………………………………………….24

   3.1 Формирование доходной части бюджета г. Хабаровска……………………………………………………………………….24

   3.2 Анализ расходной части бюджета г. Хабаровска…………………27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…....……..33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Механизм управления местными бюджетами в Российской Федерации еще недостаточно отработан, характеризуется значительными недостатками в процессе разработки, определении состава и структуры местных бюджетов, процедурах реализации, что делает рассмотрение этого вопроса актуальным и предопределяет необходимость более тщательного изучения и исследования данной проблемы.

Целью работы является изучение системы разработки и исполнения местных бюджетов.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические положения разработки местных бюджетов;

2) определить структуру доходной и расходной частей местных бюджетов;

3) рассмотреть выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Методической основой  при написании работы послужили труды российских и зарубежных авторов.

 

 

 

1 Базовые теоретические положения  и принципы разработки местных  бюджетов

 

1.1 Понятие местного  бюджета

 

Местный бюджет - форма  образования и расходования фонда  денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Каждое муниципальное образование имеет собственный местный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных  бюджетов, соблюдение установленных  требований к регулированию бюджетных отношений, размерам дефицита местных бюджетов, уровню, составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением законодательных требований. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации  установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной  части бюджетов поселений могут  быть предусмотрены сметы доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок  разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных  федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для  обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение об утверждении  местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность  ознакомиться с указанными документами  и сведениями в случае невозможности  их опубликования. Это может осуществляться, например, путем вывешивания данных документов на информационных стендах и т.п.

Деятельность  органов местного самоуправления муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению  и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением, как правило, регулируется положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования, принимаемым решением представительного органа в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению, утверждению  и исполнению местного бюджета, осуществлению  контроля за его исполнением, утверждению  отчета об исполнении бюджета, входят представительный орган, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган и иные органы, должностные лица, на которые федеральным и региональными законодательствами, муниципальными правовыми актами возложены бюджетные полномочия.1

 

1.2 Способы разработки бюджетов

 

Разработка бюджета  в регионе как сбалансированной росписи поступлений и расходов, которая формируется на основе многовариантного анализа с целью обеспечения  оптимального соотношения структуры  расходов в направлении стимулирования социально-экономического развития и источников финансирования определенных мероприятий, играет ключевую роль. На данный момент существует комплексная классификация способов разработки бюджетов по разным признакам, а именно:

  1. Относительно порядка разработки бюджета выделяют:
    1. синхронный способ бюджетного планирования (заключается в одновременной разработке и координировании бюджетов на разных уровнях и разного направления, является довольно трудоемким, поскольку предусматривает значительные расходы на согласование и значительное количество итераций);
    2. последовательный способ бюджетного планирования (заключается в логической последовательной разработке росписи поступлений и расходов местных бюджетов и государственного бюджета РФ с целью формирования сведенного государственного бюджета).
  2. Относительно уровня централизации бюджетного планирования:
    1. «сверху-вниз», или способ централизованного бюджетного планирования (предусматривает разработку бюджетов регионов выходя со сведенного бюджета государства, разрешает довольно четко координировать разработку бюджетов по вертикали и горизонтали, направляя их на достижение стратегических государственных целей, но недостаточно учитывает реальные условия существования регионов, не использует мотивационные механизмы, характеризуется непрозрачностью информации);
    2. «снизу-вверх», или способ децентрализованного бюджетного планирования (предусматривает последовательную интеграцию бюджетов регионов в сведенный государственный бюджет, его недостатками являются стремления регионов учесть лишь собственные интересы, не согласовывая их с интересами государства и других регионов);
    3. «комбинированный», или способ «встречного» бюджетного планирования (предусматривает передачу сверху-вниз ориентировочных региональных бюджетов, их обработку регионами и передачу в обратном порядке для формирования сведенного государственного бюджета).
  3. Относительно способа расчета плановых бюджетных показателей:
    1. нормативный способ (базируется на вычислении плановых бюджетных показателей соответственно системе разработанных нормативов, которые регламентируют виды поступлений и расходов, позволяет находить бюджетные резервы и обеспечивает экономию расходов);
    2. факторный способ (предусматривает корректирование базовых (отчетных) бюджетных показателей с учетом влияния факторов среды функционирования);
    3. динамико-статистический способ (предусматривает корректирование базовых (отчетных) бюджетных показателей на средний процент их изменения за предыдущие периоды);
    4. способ бюджетного планирования от достигнутого (предусматривает расчет бюджетных показателей на основании отчетных показателей предыдущего бюджетного периода с учетом перспектив деятельности региона и страны в будущем бюджетном периоде);
    5. способ дифференцированной эластичности (состоит в расчете чувствительности изменения бюджетных показателей от изменения определяющего показателя (уровень налогообложения, индексы потребительских цен, производства продукции, финансовые результаты субъектов хозяйствования) на 1%);
    6. приоритетный способ (предусматривает формирование бюджетных показателей на основе данных предыдущего бюджетного периода с обоснованием приоритетных направлений сокращения или увеличение соответствующих бюджетных сумм);
    7. способ бюджетного планирования из нулевой базы (БНБ) (способ, по которому значения бюджетных показателей обосновываются на основе тщательного анализа и проведенных расчетов соответственно установленным на следующий бюджетный период целей, без учета показателей предыдущего бюджетного периода, первым способ БНБ разработало и использовало Министерство сельского хозяйства США в 1960-е годы);
    8. предметно-целевой (программно-целевой) способ (используется при финансировании отдельных государственных и региональных программ экономического и социального развития, дает возможность определить источники покрытия и эффективность реализации программ, при формировании региональных бюджетов).

 

1.3 Этапы бюджетирования

 

Подготовка  и утверждение проекта местного бюджета

Решение о подготовке проекта местного бюджета муниципального образования, как правило, принимает его глава. Подготовку проекта местного бюджета осуществляет администрация муниципального образования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составлению проекта  местного бюджета муниципального образования  предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых администрация муниципального образования осуществляет подготовку проекта местного бюджета.

Порядок и сроки подготовки проекта местного бюджета муниципального образования, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Проект местного бюджета составляется в соответствии с требованиями бюджетной классификации, установленными федеральными и региональными законами, решениями представительного органа муниципального образования.

Бюджет муниципального образования рассматривается и  утверждается представительным органом по представлению главы муниципального образования. Проект местного бюджета муниципального образования предварительно рассматривается комиссией (комитетом) представительного органа муниципального образования, ведающей вопросами бюджета.

Исполнение местного бюджета

Исполнение  местного бюджета производится в  соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Исполнение  местного бюджета муниципального образования  обеспечивается его администрацией. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган администрации муниципального образования.

Бюджет муниципального образования исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования  осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Руководитель  финансового органа местной администрации  назначается на должность из числа  лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут  учет налогоплательщиков по каждому  муниципальному образованию и предоставляют  финансовому органу местной администрации  информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Порядок формирование и исполнения местных бюджетов