Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Бухгалтерский учет в соответствии с законом о бухгалтерском учете может вестись: Главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
• выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

Содержание работы

Введение
3
1.Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
5
1.1Инвентаризационная комиссия
8
1.2Последовательность инвентаризации
10
1.3Подготовительные мероприятия
12
1.4Опись имущества
14
1.5Сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета
17
1.6Выявленные суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
18
2.Практическая часть
20
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 130.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.Порядок проведения инвентаризации  имущества и обязательств

5

1.1Инвентаризационная комиссия

8

1.2Последовательность инвентаризации

10

1.3Подготовительные мероприятия

12

1.4Опись имущества

14

1.5Сопоставление данных  инвентаризационных описей с  данными бухгалтерского учета

17

1.6Выявленные суммы излишков  и недостач ТМЦ в сличительных  ведомостях указываются в соответствии  с их оценкой в бухгалтерском  учете.

18

2.Практическая часть

20

Список использованных источников

27

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учет в соответствии с законом о бухгалтерском учете может вестись: Главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

• выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

• контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

• контроль целесообразности хозяйственных операций;

• контроль наличия и движения имущества и обязательств;

• контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

• контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности - инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.

Совокупность всех приемов и способов с помощью которых в Бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:

• документирование;

• оценка;

• система бухгалтерских счетов;

• двойная запись;

• инвентаризация;

• калькулирование;

• составление баланса и отчётности.

 

1.Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств

 

Инвентаризация имущества и обязательств – это периодическая проверка их наличия, состояния и оценки. Имеющееся у организации имущество может не соответствовать данным бухгалтерского учета. Например, материальные ценности подвергаются естественным природным воздействиям – испарению, усушке, порче и т.д. В результате их количество и стоимость существенно уменьшаются. На предприятии могут быть выявлены злоупотребления, допущенные при учете, – хищения, обмеры, обвесы и т.д. Инвентаризация, таким образом, позволяет проверить соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей, денежных средств, ведения складского хозяйства и реальность данных учета, содержания и эксплуатации машин, оборудования, других объектов основных средств организации, а также предотвращает такие негативные явления, как хищения имущества работниками предприятия.

Кроме того, при документировании фактов хозяйственной деятельности организации и при их отражении в бухгалтерском учете допускаются различные ошибки, описки, неточности и исправления. Поэтому проверять полноту и достоверность бухгалтерского учета нужно – только в ходе полной инвентаризации можно установить, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактическим объему и стоимости имущества организации.

Федеральным законом № 129-ФЗ [1] , а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [2]  установлено, что организации обязаны проводить инвентаризацию:

– когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;

– при реорганизации или ликвидации организации;

– при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

– при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);

– если произошло стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);

– в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При коллективной или бригадной материальной ответственности инвентаризацию необходимо проводить в следующих случаях:

– при смене руководителя коллектива или бригадира;

– при выбытии из коллектива или бригады более 50% работников;

– по требованию одного или нескольких членов коллектива или бригады.

 Порядок и сроки  проведения инвентаризаций в  других случаях устанавливает  руководитель организации. Он определяет, сколько раз в отчетном году  и когда должна проводиться  инвентаризация, утверждает перечень  инвентаризуемых имущества и  обязательств, а также решает  вопрос о проведении выборочной  проверки. Установленный руководителем  порядок проведения инвентаризации  должен быть закреплен в учетной  политике организации.

 Действующее законодательство  не запрещает проводить инвентаризацию  в любой удобный для организации  день, например, 3 октября или 25 декабря. Однако наиболее целесообразно  назначать инвентаризацию на 1-е  число месяца, поскольку именно  на эту дату по общеустановленному  порядку выводится сальдо по  всем синтетическим и аналитическим  счетам бухгалтерского учета  – формируются данные для составления  сличительных ведомостей и выявления  результатов инвентаризации. Но  если будет выбрано не 1-е число  месяца, а, например, 3 декабря, то возникает  необходимость расчета на эту  дату промежуточных итогов оборотов  и сальдо по счетам, на которых  учитываются инвентаризуемые в  конкретном случае имущество  или финансовые обязательства.

 Кроме плановых инвентаризаций, проводимых по заранее утвержденному  графику, организация может осуществлять  и неплановые сплошные инвентаризации  товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Такие инвентаризации называются  внезапными и позволяют застать  врасплох нерадивых материально  ответственных лиц. Проводятся они  по плану-графику, составленному  руководителем предприятия и  хранящемуся у руководителя или  главного (старшего) бухгалтера. Внезапные  проверки должны проводиться  в первую очередь:

– у вновь принятых на работу материально ответственных лиц;

– при образовании и возрастании сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

– при установлении фактов нарушений правил приемки, хранения, реализации ценностей.

 В ходе инвентаризации  проверяется и документально  подтверждается наличие имущества  и обязательств, их состояние  и оценка. Инвентаризации подвергается  все имущество организации и  все виды финансовых обязательств. При этом проверять следует  имущество, которое принадлежит  организации на правах собственности, находится на ответственном хранении, арендуемое имущество, полученное для переработки, а также неучтенное имущество. Такая инвентаризация называется сплошной.

 В состав имущества  входят основные средства, нематериальные  активы, финансовые вложения, производственные  запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства  и прочие финансовые активы.

 К финансовым обязательствам  относятся кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Они должны быть оформлены  договорами займа, кредитными договорами  и договорами, заключенными по  товарному и коммерческому кредиту.

 По решению руководителя  может проводиться выборочная  инвентаризация, в ходе которой  проверяется какая-либо часть  имущества. Это могут быть товарно-материальные  ценности, относящиеся к одному  материально ответственному лицу  или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).

 

1.1Инвентаризационная комиссия

 

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая, во-первых, проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, при необходимости заслушивает на своих заседаниях руководителей отделов, секций по вопросам хранения ТМЦ. Она проверяет документальное оформление фактов (когда поступившее имущество не соответствует условиям договора по количеству, качеству или ассортименту), определяет причины списания имущества и возможности использования отходов.

 Во-вторых, комиссия готовит  и обеспечивает инвентаризацию, инструктирует членов рабочих  инвентаризационных комиссий, проводит  контрольные проверки правильности  проведения инвентаризаций, а также  выборочные инвентаризации товарно-материальных  ценностей в местах хранения  и переработки в межинвентаризационный период.

 Кроме того, она проверяет  правильность выведения результатов  инвентаризаций, обоснованность предложенных  зачетов по пересортице ценностей  на базах, в складах, кладовых, цехах, на строительных участках и  в других местах хранения. При  необходимости (например, при установлении  серьезных нарушений правил проведения  инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации  и вносит предложения о порядке  урегулирования выявленных недостач  и потерь от порчи ТМЦ.

При наличии в организации ревизионной комиссии и небольшом объеме работы по инвентаризации можно поручить ее проведение данной комиссии. Если же объем работы большой, то для одновременного проведения инвентаризации на всем предприятии создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Они оправданы, если организация имеет обособленные подразделения (филиалы и представительства) или осуществляет свою деятельность на обширной территории (в строительных организациях, на сельскохозяйственных предприятиях).

 Руководитель организации  своим приказом утверждает персональный  состав постоянно действующих  и рабочих инвентаризационных  комиссий. Этот приказ нужно зарегистрировать  в Журнале учета контроля за  выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (ф. № ИНВ-23 [3] ).

 В ходе инвентаризации  необходимо не только пересчитать  количество и общую стоимость  ТМЦ и денежных средств, но  и проверить правильность их  оценки, то есть обоснованность определения указанной стоимости в бухгалтерском учете. Кроме того, должны быть проверены правильность и обоснованность отражения в бухгалтерском учете финансовых обязательств организации, выявлена задолженность, погашение которой маловероятно, а также долги, безнадежные ко взысканию.

 Учитывая важность такой проверки, в инвентаризационную комиссию целесообразно включать специалистов, обладающих необходимой квалификацией для проведения анализа правильности оценки имущества и финансовых обязательств организации (например, способных отличить один вид древесины от другого; посредством обмера определить массу металла в зависимости от его марки или количество зерна определенного сорта в зернохранилищах и т.п.). Участие таких специалистов позволит избежать ошибок, сокрытия фактов возникновения пересортицы продукции, а также хищений и злоупотреблений.

 Члены инвентаризационных  комиссий, которые вносят в описи  заведомо неправильные данные  о фактических остатках ценностей  с целью скрытия недостач и  растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей, привлекаются к ответственности  в установленном законом порядке.

 

1.2Последовательность инвентаризации

 

О том, как проводить инвентаризацию и как оформить ее результаты, подробно описано в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [4] . Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдена процедура ее проведения.

 Инвентаризация имущества  осуществляется по его местонахождению  и материально ответственному  лицу. Важно помнить о том, что  если при ее проведении отсутствует  хотя бы один член комиссии, результаты инвентаризации будут  признаны недействительными. Кроме  того, еще одним обязательным  условием является присутствие  при проверке фактического наличия  имущества материально ответственных  лиц.

Информация о работе Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств