Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа
Международный валютный фонд - межправительственная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений меж странами и предложения им денежной помощи при финансовых затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
В системе интернациональных финансовых взаимоотношений одну из главных ролей играют валютно-финансовые организации. Они формируют условия для скопления и перераспределения международного валютного капитала, что дает возможность применить его целенаправленно и эффективно.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ………………5
1.1 История создания МВФ....................................................................................5
1.2 Организационная структура МВФ………………………………………….10
1.3 Цели, виды, источники и структура формируемых Фондом ресурсов…………………………………………………………………………..13
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих…………........20
2 РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………...24
2.1 Основные формы деятельности МВФ………………………..…………….24
2.2 Кредитная политика МВФ…………………………………………………..29
2.3 Россия и МВФ………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ………………5
1.1 История создания МВФ...........................
1.2 Организационная структура МВФ………………………………………….10
1.3 Цели, виды, источники и структура формируемых
Фондом ресурсов…………………………………………………………
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих…………........20
2 РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ………………………………………………………
2.1 Основные формы деятельности МВФ………………………..…………….24
2.2 Кредитная политика МВФ…………………………………………………..29
2.3 Россия и МВФ………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Международный валютный фонд - межправительственная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений меж странами и предложения им денежной помощи при финансовых затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
В системе интернациональных финансовых взаимоотношений одну из главных ролей играют валютно-финансовые организации. Они формируют условия для скопления и перераспределения международного валютного капитала, что дает возможность применить его целенаправленно и эффективно.
За всю свою историю существования, Международный валютный фонд прошел путь от кредитора, до организации, которая предопределяет экономическую политику основной массы развивающихся стран и стран с переходной экономикой. МВФ за сравнительно незначительное время своей деятельности превратился в ведущее международное финансовое учреждение - субъект всемировой экономики, чьи прогнозы и постановления воздействуют, как на экономику некоторых стран, так и на мировую в целом. Членами фонда являются почти все страны мира,а труженниками этого фонда являются представители наиболее 100 государств. Международный валютный фонд считается структурным подразделением ООН, но фактически не зависит от него. МВФ-это открытая организация, которая публикует отчетность о своей деятельности на сайте www.imf.org. Фонд опубликовывает 2 основных отчета, которые широко используются во всем мире: World Economic Outlook ("Мировое экономическое положение") и Global Financial Stability Report ("Доклад о глобальной финансовой стабильности"). Они выходят два раза в год вместе с иными проведенными МВФ исследованиями, которые широко применяются экспертами ООН, популярными рейтинговыми агентствами, вкладчиками, и т.д.
МВФ вносит неоценимый вклад в развитие мировой экономики, неизменно наблюдает за валютными системами своих государств-участников, вырабатывает прогнозы формирования мировой экономики, являясь, в некотором смысле, "часовым, держащим руку на пульсе мировой экономики".
Целью написания курсовой работы является изучение Международного валютного фонда, его истории, целей и задач, а также рассмотрение кредитной политики МВФ.
В соответствии с поставленной
целью выделяются следующие задачи:
1) изучить историю МВФ, задачи
и функции;
2) раскрыть организацию кредитной политики МВФ;
3) рассмотреть взаимоотношения России и МВФ.
При этом объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации в регулировании международных валютно – финансовых отношений.
Информационной базой курсовой работой являются учебные пособия, отечественная и зарубежная литература по экономике.
1 МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ
ФУНКЦИИ
1.1 История создания МВФ
На сегодняшний день Международный валютный фонд является известной экономической организацией, который прошел длительный процесс развития и становления. Он был создан для регулирования мировой валютной системой в период Великой депрессии и Второй Мировой войны, как средство укрепления финансовой стабильности, валютного сотрудничества и экономического развития страны.
Развитие международной валютной системы прошло ряд этапов. Вторая мировая война создала условия для пересмотра глобальных экономических правил и перестройки механизмов мирового экономического регулирования, преобладавших в довоенный и межвоенный период. Созванные в 30-е годы ХХ века несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Требовалось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масштабах, для создания новой валютной системы и международного учреждения для контроля над ней.
Уже в самом начале Второй мировой войны было ясно, что Соединенные Штаты становится единственной страной, которая может реально претендовать на место лидирующей нации в послевоенном мире. Так, в январе 1940 г. в своем послании к конгрессу Рузвельт заявлял, что США будут призваны сыграть руководящую роль в момент, когда придет время восстановления всеобщего мира. Помимо этого, высказывались мнения, что другие страны не имеют таких возможностей как Соединенные Штаты, поэтому основные заботы по работе над реконструкцией и будущей экономической стабилизацией будут возложены на них, как на нацию-кредитора.[6, с.267]
Таким образом, для американского руководства приоритетной стала задача быстрого достижения лидирующих позиций в послевоенном мире. Отчетливо вырисовывалась необходимость принятия курса на новую многостороннюю схему международных экономических взаимоотношений (multilateral relations / multilateralism). Тем более, что необходимости вырабатывать теоретические основы реализации этой идеи «с нуля» не было. Они уже были сформулированы после Первой мировой войны американским президентом Вудро Вильсоном, основная идея которого заключалась в создании мира «открытых дверей», где международные отношения базировались бы на универсальной многосторонней основе. Руководство и регулирование механизмами международных отношений в рамках предполагаемого нового мирового порядка должно было осуществляться через международные организации, где были бы представлены все страны - субъекты международных отношений. Именно такая система, не получившая своего развития в 20-е гг. XX в., стала как никогда актуальной среди американской правящей элиты к концу Второй мировой войны. Было очень важно создать такой механизм международных экономических отношений, который позволил бы не только восстановить довоенный объем международной торговли, но и перестроил бы его на новых основах. Добиться этого можно было, лишь заставив, крупнейшие страны-участницы «добровольно» пересмотреть эти основы и отказаться от всех экономических привилегий, которые те имели в довоенном мире. Сложность поставленной цели, однако, усугублялась тем, что в американском правительстве не было единого мнения относительно пути формирования открытых мировых экономических отношений. Дискуссия происходила вокруг основных путей и методов достижения долгосрочных и краткосрочных целей в развитии послевоенной экономики.
Существовало две основные политические группировки, каждая из которых имела собственный взгляд на то, как должна развиваться послевоенная мировая экономика. В первую и наиболее влиятельную группу входили Г. Моргентау, Г.Д. Уайт, Р. Морли и ряд чиновников администрации. Они являлись сторонниками кейнсианской модели централизованного планирования экономики, и развитие послевоенной мировой экономической системы они рассматривали через призму концепции «национального капитализма».
Вторая группа формировалась из самых влиятельных фигур госдепартамента. Ее представители - К. Хэлл, В. Клэйтон, Д. Ачесон, Дж. Форрестол - считали, что упор в послевоенной мировой экономике необходимо сделать на максимальной открытости национальных рынков и свободном доступе на них товаров всех стран, то есть на идее интернационализированной экономики или концепции «интернационального капитализма».[3, с.628]
При этом представители обеих сторон исходили из стремления закрепить экономическое лидерство США на мировой арене, сложившееся в ходе войны. Однако они серьезно расходились в путях достижения этой цели, которые пролегали через преодоление послевоенного кризиса.
Одним из важнейших этапов развития МВФ стало Бреттон-Вудское соглашение в 1944 году. Оно стало основным компонентом в ходе поиска международно-правового регулирования денежных отношений, а также началом нового этапа создания механизма международного регулирования в этих взаимосвязанных между собой областях.
В основе Бреттон-Вудского соглашения существовала система совместного регулирования валютных курсов, взаимосвязанных и регистрированных. Для управления такой системой был создан Международный валютный фонд. Изначально он состоял из 44 государств. Каждый участник организации определял золотое содержание собственной валюты и на этой основе фиксировал курс в валютах других государств, участвующих в этой системе. Колебания и изменения курса допускались в пределах 10%. Изначально международный валютный фонд предоставлял в основном краткосрочные кредиты, чтобы регулировать платежеспособность стран.
В начале 40-х годов Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов из США и знаменитый экономист Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, почти одновременно, предложили сформировать международную национальную организацию на долговременной основе. Организация осуществляла бы контроль над международной валютной системой. Эта организация должна была реагировать на запросы времени и способствовать обмену валют, без каких-либо ограничений, принятию четкой и однозначной стоимости каждой валюты. Вследствие многосторонних консультаций и переговоров, которые осуществлялись между государствами инициаторами создания Международного валютного фонда (США, Великобритания и Канада), были сформированы основополагающие принципы его деятельности. Планировалось, что в его функции и обязанности помимо исполнения и регулирования международной валютной системой, должно было входить решение вопросов, которые связанны с оказанием помощи слаборазвитым странам в построении и реконструкции их экономик. Причем, данная помощь должна была оказываться на принципах невмешательства во внутренние дела этих стран. И 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ).
Окончательный вариант соглашения первостепенные 29 государств подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания Международного валютного фонда. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные решения, которые регулируют деятельность Международного валютного фонда. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств-членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что Мировой валютный фонд намерен приступить к валютным операциям с 1 марта 1947 года. [15, с.320]
В настоящее время по данным МВФ 2011 года членами фонда являются 182 государства, это на семь стран меньше чем Организации Объединенных Наций. Эту дифференциацию составляют такие страны, как Куба, Северная Корея и пять небольших стран: Андорра, Лихтенштейн и Монако в Европе и островные страны в Тихом океане - Науру и Тувалу. Членами организации могут стать любые страны, которые проводят самостоятельную внешнюю политику и готовые принять обязательства, права и условия, которые предусмотренны уставом Международного валютного фонда.
Первоначальным членом МВФ была Куба, но в 1964 году вышла из его состава. Остальные шесть стран даже не подавали заявления для того, чтобы вступленить в Международный финансовый фонд.
Страны бывшего СССР в 1992 году также вступили в организацию. Острейшие экономические и политические проблемы у государств восточного блока и бывшего СССР, вступившие в МВФ, вызвало крутой поворот в функционировании самого фонда. Оно выявило перед ним обширное, практически до той поры незнакомою ему сферу деятельности, установившее перед ним новейшие и непростой сложности задачи.
В целом с американской и частично английской стороны Бреттон-Вудская международная финансовая конференция виделась не частным собранием мелких банкиров, озабоченных лишь возвращением потерянных в ходе войны личных капиталов, а первым шагом к созданию глобальной финансово-политической системы, призванной закрепить победу антифашистской коалиции в послевоенном мире. И самым важным в этой системе на ее первоначальной стадии было несомненное желание Рузвельта включить в нее и СССР. [8, с.46-52]
1.2.Организационная структура МВФ
Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих (Board of Governos), в котором каждая страна член представлена управляющим и его заместителем. В большинстве случаев управляющие Фонда это министры финансов или руководители центральных банков, либо другие лица такого же служебного положения. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. В ведение Совета входит решение важнейших вопросов деятельности МВФ, таких, как прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр размеров квот, распределение чистого дохода, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии, на которых обсуждаются деятельность Фонда, один раз в год, однако они могут голосовать в любое время с помощью почты.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого «взвешенного» количества голосов (voting power): каждое государство член имеет 250 «базисных» голосов, независимо от величины взноса в капитал Фонда, и дополнительно по одному голосу на каждые 100.000 единиц СДР его доли в этом капитале. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400.000 долларов займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства. Решения в Совете управляющих МВФ в основном принимаются простым большинством при условии подачи за них не менее половины голосов. Однако некоторые, наиболее важные, принципиальные вопросы (например, внесение изменений в Статьи Соглашения о МВФ, установление и пересмотр величины долей стран членов в капитале, изменение числа избираемых исполнительных директоров) требуют для своего решения «специального (квалифицированного) большинства». [10, с.671]
Информация о работе Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих