Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Международный валютный фонд - межправительственная организация, созданная для регулировки валютно-кредитных взаимоотношений меж странами и предложения им денежной помощи при финансовых затруднениях, вызываемых недостатком платежного равновесия, методом предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
В системе интернациональных финансовых взаимоотношений одну из главных ролей играют валютно-финансовые организации. Они формируют условия для скопления и перераспределения международного валютного капитала, что дает возможность применить его целенаправленно и эффективно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 МВФ: СОЗДАНИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ………………5
1.1 История создания МВФ....................................................................................5
1.2 Организационная структура МВФ………………………………………….10
1.3 Цели, виды, источники и структура формируемых Фондом ресурсов…………………………………………………………………………..13
1.4 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих…………........20
2 РОЛЬ МВФ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………………………...24
2.1 Основные формы деятельности МВФ………………………..…………….24
2.2 Кредитная политика МВФ…………………………………………………..29
2.3 Россия и МВФ………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Устав МВФ предусматривает, что Совет управляющих может вынести решение об учреждении нового постоянного органа управления Совета (Council) на уровне министров стран членов, который бы «осуществлял наблюдение за регулированием и адаптацией международной валютной системы, включая постоянное действие адаптивного процесса и изменения в области глобальной ликвидности.» Еще одна функция этого органа рассмотрение предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения. Совет должен быть наделен полномочиями и для принятия практических решений. До настоящего времени Совет не создан. Сейчас его роль играет состоящих из 24 членов так называемый Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the International Monetary System). Этот Временный комитет был учрежден в 1974 году. Временный комитет можно назвать совещательным органом, который выполняет функции, которые должны были бы перейти к Совету в случае его образования. Помимо этого, он готовит рекомендации для Совета управляющих, касающиеся противодействия внезапным изменениям, которые могли бы угрожать международной валютной системе. Временный комитет не имеет полномочий для принятия решений, предусмотренных Уставом МВФ. Другим совещательным органом является Объединенный министерский комитет по передаче реальных ресурсов развивающимся странам (Комитет по развитию Joint Ministerial Committee on the transfer of Real Resources to Developing Countries Development Committee). Он был образован в том же 1974 году совместно Советами управляющих МВФ и МБРР. Этот комитет занимается вопросами экономического развития.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному Совету (Executive Board), т.е. Директорату который согласно Уставу несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб квартире в Вашингтоне. В настоящее время Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года.

Исполнительный совет занимается широким кругом политических, оперативных и административных вопросов. Он осуществляет наблюдение за экономической политикой, а также механизмом формирования валютных курсов стран членов; принимает решения о предоставлении им финансовой помощи со стороны Фонда; подготавливает ежегодный доклад Совету управляющих; проводит обсуждения, завершающие процесс консультаций со странами членами. Исполнительный директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются избравшие его управляющие. На практике решения Совета основываются обычно на принципе консенсуса; формальные голосования проводятся только при исключительных обстоятельствах.

Исполнительный совет МВФ назначает директора распорядителя (Manager Director), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор распорядитель выступает в качестве председателя Директората без права голоса, за исключением случаев, когда голоса распределяются поровну. Он возглавляет административный аппарат Фонда. В функции директора распорядителя входит ведение текущих дел и назначение ключевых должностных лиц МВФ. [1, с.620]

Пост директора распорядителя с 23 марта 2000 года занимает Хорст Кехлер. Он сменил на этом посту Мишеля Камдессю, подавшего в отставку 14 февраля 2000 года. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам Фонда, и правительства стран членов не имеют права оказывать на них давление и влияние. Однако, фактически, в ряде случаев это требование не выполняется.

Организационная структура МВФ также включает в себя Региональные отделы МВФ; отделы специальных служб и услуг; Отделы информации и связи; вспомогательные службы.

Следует отметить, что организационная структура аппарата МВФ претерпевает постоянную эволюцию, вызываемую корректировками целевых установок и функций Фонда, которые в свою очередь определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

 

1.3 Цели, виды, источники и структура формируемых Фондом ресурсов

 

В соответствии со статьей 1 Соглашения 1944 г. МВФ имеет следующие цели:

Содействовать международному сотрудничеству путём обеспечения механизма для консультации согласованных действий по международным валютным вопросам.

Способствовать сбалансированному росту международной торговли и тем самым содействовать высоким уровнем занятости и реального дохода и развитию производственных возможностей.

Способствовать стабильности валют и упорядоченным валютным отношениям и избегать конкурентного обеспечения валют.

Содействовать созданию многосторонней системы платежей и переводов по текущим операциям и стремиться к устранению валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

Временно предоставлять общие ресурсы Фонда государствам – членам при надлежащих гарантиях, с тем, чтобы они могли исправить нарушение равновесия их платёжных балансов, не прибегая к мерам, и наносящим ущерб процветанию на национальном и международном уровнях.

Сократить продолжительность и масштабы дефицита платёжных балансов.

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам.

Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

Основные направления деятельности МВФ включают предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран-членов. Фонд предоставляет кредиты при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике государства. Перед получением обусловленных кредитов страна-заемщик согласовывает с Фондом программу финансово-экономической стабилизации.

Обыкновенные ресурсы.

Обыкновенные ресурсы Фонда складываются из взносов государств членов, производимых ими по подписке в счет квот, золотого запаса МВФ, а также резервных активов, выраженных в единицах Специальных прав заимствования (СДР (special Drawing Rights). Каждая страна - участница имеет квоту (quota), выраженную в СДР. Квота является наиболее важным, ключевым звеном в механизме финансовых и организационных взаимоотношений стран членов с МВФ. Она определяет сумму подписки страны на капитал МВФ, возможности использования ею ресурсов Фонда, наконец, количество голосов, которыми она располагает в нем. Квота может быть изменена по предложению либо самого государства члена, либо руководящих органов Фонда (но при условии обязательного согласия соответствующего государства). Размеры квот стран членов устанавливаются на основе экономического значения и удельного веса стран в мировой экономике и международной торговле.

До Ямайского соглашения страна-участница должна была 25% суммы подписки, равной ее квоте, выплачивать в золоте, а остальную часть в собственных денежных единицах. Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. Теперь бывшая «золотая доля» подписки на капитал МВФ оплачивается страной членом в резервных активах (reserve assets), которыми являются свободно конвертируемые валюты других стран членов, избранные Фондом при условии согласия всех стран. Такая доля может быть в принципе и меньше 25%. Точное соотношение между взносами стран членов в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяется Советом управляющих. Однако, как следует из Устава, он не имеет права устанавливать величину оплаты в резервных активах в размере, превышающем 25% квоты страны участницы. Подобная практика используется и при увеличении размеров квот. Часть взноса в национальной валюте, которая не нужна МВФ для текущих операций, производится страной членом в форме необращающихся беспроцентных обязательств, оплачиваемых по первому требованию Фонда исходя из их номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах, переданные Фонду в счет подписки на капитал МВФ, находятся в центральных банках соответствующих стран членов [20].

Золотой запас МВФ сформировался в результате того, что до Ямайского соглашения государства члены осуществляли 25% своих взносов в золоте. По состоянию на 30 апреля 2000 года на хранении в уполномоченных учреждениях депозитариях находилось 3217341 килограммов (103, 4 млн. чистых унций) принадлежащего МВФ золота, которое оценивалось в 3,6 млрд. СДР из расчета 35 СДР за чистую унцию.

Находясь на балансе МВФ в качестве актива, золото не считается свободно используемым ресурсом, и не применяется в операциях и сделках Фонда. Это объясняется тем, что любая реализация золота из запасов Фонда странам-членам или частным покупателям, требует большинства в 85% от общего количества голосов Фонда. Но даже после продажи золота, использование полученной выручки регламентируется определенными положениями Статей соглашения МВФ, что приводит к снижению степени ликвидности принадлежащего Фонду золота.

В 1969 году была введена счетная валютная единица СДР (Special Drawing Rights), с которой было связано первое изменение Устава МВФ. СДР это международный резервный актив. Приносящий процентный доход. СДР призваны служить дополнением к существующим резервным активам, и распределяются Фондом среди государств-членов, являющихся участниками Департамента СДР, пропорционально их квотам в фонде (статья XV, раздел 1). Ценность СДР как резервного актива определяется, прежде всего, обязательствами участников держать и принимать СДР, а также выполнять различные обязанности, связанные с надлежащим функционированием СДР в качестве резервного актива. Авуары участников в СДР составляют неотъемлемую часть их международных резервов, наряду с авуарами в золоте, иностранной валюте и позициями по резервной доле в Фонде. СДР приносят своим держателям доход по рыночной процентной ставке, которая с августа 1983 года устанавливается еженедельно. СДР являются чисто официальным активом, поскольку правом держать СДР и использовать их обладают лишь государства участники, сам Фонд и уполномоченные официальные организации. Коммерческие банки создают и выпускают в обращение выраженные в СДР финансовые инструменты, которые, в отличие от СДР как таковых, нередко называются «частными СДР». На счетах в рамках Департамента СДР отражаются все сделки и операции с использованием СДР.СДР выделяются каждому участнику по единой ставке, которая составляет определенный процент от его квоты на момент, непосредственно предшествующий распределению. Аннулирование СДР производится на основе чистого кумулятивного объема распределений. [9, с.320]

СДР являются резервным активом, представляющим собой кредитовые проводки по счетам Департамента СДР. Курс СДР определяется в директивном порядке. В 1981 году совет управляющих МВФ постановил определять стоимость СДР на основе корзины из пяти основных валют, которые также являются пятью «свободно используемыми» валютами в международных финансовых сделках, а именно: доллар США, немецкая марка, японская иена, французский франк и фунт стерлингов (в связи с введением ЕВРО корзина валют несколько изменится). Состав валют, определяющих курс единицы СДР, и доля каждой их этих валют в корзине пересматриваются через каждые пять лет. [19, с.15]

В конце каждого финансового года (30 апреля) каждый участник выплачивает Фонду обязательные отчисления (пропорционально чистой кумулятивной сумме СДР, распределенных соответствующим участникам) для покрытия операционных расходов Департамента СДР.СДР распределяются только среди тех государств членов, которые приняли решение стать участниками Департамента СДР (Участники) и выполнять обязанности таких участников. СДР могут также находиться на счете общих ресурсов и у уполномоченных держателей, но не выделяются им при распределении. На счет общих ресурсов Фонда СДР поступают при выплате государствами членами части взносов по квотам, при оплате сборов за использование ресурсов Фонда и при выкупе национальной валюты. Кроме того, СДР могут приобретаться у других участников.

МВФ имеет также право предоставлять полномочия держателей СДР странам, не являющимся членами Фонда, государствам членам, не являющимся участниками Департамента СДР, учреждениям, выполняющим функции центрального банка для нескольких государств членов и иным официальным организациям. Эти организации могут приобретать и использовать СДР в сделках по договоренности и в операциях с участниками и другими держателями на условиях, предписанных Фондом. Они не могут, однако, получать СДР в порядке распределения или использовать СДР в так называемых «сделках по назначению». Механизм назначения участников сделок с СДР действует на основе ежеквартальных планов назначения. В этих планах, утверждаемых Исполнительным советом, содержится список участников Департамента СДР, подлежащих назначению, и устанавливаются максимально допустимые лимиты на сумму СДР, которая может быть предписана к получению тем или иным участником в данном квартале. Участники и уполномоченные держатели могут использовать СДР в самых различных операциях по переводу средств. [12, с.668]

Кроме того, СДР играют важную роль в качестве расчетной единицы МВФ. Целый ряд международных и региональных организаций применяют в качестве расчетной единицы исключительно СДР или используют СДР как основу для своих расчетных единиц. СДР как расчетная единица используется также в ряде международных конвенций, в особенности выражения лимитов ответственности при международной перевозке товаров и оказании услуг.

Заемные ресурсы. В соответствии со статьей VII Статей соглашения, Фонд уполномочен заимствовать валютные средства при условии, что определенные масштабы, продолжительность или распределение диспропорций платежного баланса государств членов требуют значительного временного расширения кредитов Фонда. Фонд придерживается точки зрения. Что такое расширение более целесообразно финансировать за счет заимствования средств, а не за счет постоянного увеличения размеров собственных средств Фонда. Заимствование средств, таким образом, периодически служит важным временным дополнением к свободно используемым ресурсам, складывающимся из квот государств- членов.

Информация о работе Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих