Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение последствий экономических трансформаций в России и Китае.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
дать характеристику экономическим трансформациям, выделив виды;
определить методы трансформации;
изучить процесс экономических реформ в Китае;
рассмотреть экономические трансформации в России;
произвести поэтапное сравнение экономических преобразований в России и Китае;
выделить последствия рыночных реформ Китая и России и выдвинуть предположения о дальнейшем развитии.
Итогом первых этапов преобразований стало создание более благоприятных условий для функционирования многообразных по формам собственности типов хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Одновременно государственные предприятия получили значительные права в области планирования производства, ценообразования, выбора потребителей своей продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, создания и использования собственных финансовых средств, распоряжения частью валютной выручки, материального стимулирования работников, кооперации с другими предприятиями и организациями.
Политика «открытых дверей» была направлена на создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного капитала. Эта политика позволила КНР восстановить контакты с остальным миром. Китай открыл двери иностранным инвестициям, их приток возрос с 2,3 млрд. дол. в 1984 году до 43,8 млрд. в 1998 году. КНР вступила в МВФ и Мировой банк и начала переговоры о присоединении к ГАТТ/ВТО. Результатом стало быстрое включение Китая в мировую экономику.
Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности. В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта программа нашла отражение в принятом тогда шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собственности, развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми компаниями. [19]
В период 1979-1983 гг. в КНР был проведен большой эксперимент по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью. В результате проведения эксперимента, направленного на расширение хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий была создана благоприятная почва для формирования в промышленности системы экономической ответственности. В результате повысилась степень самостоятельности предприятий государственного сектора, дальнейшее развитие и укрепление получили новые формы промышленных предприятий. Таким образом, к середине 80-х годов китайским реформаторам удалось создать из сельского хозяйства и национальной промышленности цельный экономический механизм. Осуществление реформ принесло значительный успех. Национальный доход, сельскохозяйственное и промышленное производство ежегодно увеличивались на 10%. Вдвое вырос реальный доход на душу населения крестьян, доход горожан возрос на 43%. Китай добился самообеспечения зерновыми культурами, активно шло развитие сельской промышленности (ее доля в сельскохозяйственной продукции составляла 23%). Реформы в промышленности привели к диверсификации продукции и расширению в торговле ассортимента потребительских товаров. В результате политических преобразований и сочетания центрального директивного руководства с местной предпринимательской инициативой возникла экономика гибридного типа, которую китайцы именуют социалистической товарной системой. В этот период были устранены последствия периода культурной революции. Однако экономические реформы принесли с собой рост инфляции, возрастание коррупции, повысили уровень безработицы и увеличили неравенство в доходах.
Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный переход от прямого административно-директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимущественно экономическими методами. Усилия направляются на стимулирование роста вывоза готовой продукции при повышении в ее общем объеме доли фондо- и наукоемких товаров, а также достижение соответствующего мировым стандартам качества экспортируемых изделий.
Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. Ежегодный объем иностранного капитала, поступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд. долл. в 1993г. до 17,5 млрд. долл. в 1995 г. За 1996-97 гг. было получено 15 млрд. долл. Такой рост объясняется сложившимся благоприятным инвестиционным климатом, которому способствует ряд факторов: относительная политическая стабильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых странах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинированность, исполнительность, стремление перенимать опыт); размеры и возможности китайской экономики; удачное использование разницы в стоимости земли в стране и близлежащих районах. В Китае проводится национально ориентированная политика в области привлечения иностранных инвестиций. Однако инвестиционной политике Китая свойственны и существенные недостатки: значительная степень государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи земли.
Достигнутое усиление позиций в мирохозяйственных связях делает КНР серьезным конкурентом на международных рынках. По мнению специалистов ООН, к 2015-2020 гг. Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по стоимости и объем экспорта.
На
современном этапе процесс
Стратегия проведения реформы в КНР отличается продуманностью очередности осуществления мероприятий и постепенностью. Реформа стартовала в 1978 г. и сначала затронула лишь отдельные пласты экономической системы. Начальный вектор ее развития касался преобразований в деревне и ее взаимоотношений с городом. Постепенно развивались различные формы собственности, включая государственную и частную, хотя государство оставалось главным хозяйствующим агентом. Важная особенность китайской реформы состоит в том, что перемены в экономике практически не затрагивают политическую структуру общества. С 1994 г. реформа экономической системы в Китае вступила в новый этап своего развития. Больше внимания стали обращать на формирование рыночной инфраструктуры. Существенный прорыв китайская экономика сделала в области внешнеэкономических связей. Политика «опоры на собственные силы» была заменена на политику «открытой экономики». В течение 1990-96 гг. внешнеторговый оборот вырос более чем в 12 раз, а ВНП только в 5 раз. В течение 1991-93 гг. полностью прекращено государственное субсидирование экспорта, отменены регулирующие налоги на импорт и снижены таможенные тарифы.
В основе
проводимого в КНР
Смысл мероприятий на начальном этапе реформ: отказ от чрезмерной централизации управления со стороны государства и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления через административные органы к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов. Главное в преобразованиях заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности производственных и хозяйственных единиц и занятых непосредственно в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих льгот со стороны государства. Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала создавали товарную экономику, и спустя длительное время – после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества заговорили о рыночном хозяйстве.
Ядром китайских реформ стал отказ от стратегии «догоняющего развития» с ее приоритетным развитием тяжелой промышленности. Именно такую модель после Второй мировой войны выбрали СССР, КНР, страны Восточной Европы и многие развивающиеся страны. Однако из-за отсутствия необходимой самостоятельности на микроуровне экономическая эффективность производства там падала, рост не был устойчивым в связи с отсутствием сочетания интересов государства, предприятия и отдельного трудящегося. Выйти на границу предельных производственных возможностей можно применив стратегию сравнительных преимуществ. Для этого необходимо соблюдать три принципа: 1. Постоянно добиваться роста эффективности как экономических субъектов, так и отдельных работников, включая управленческий персонал; 2. Постоянно проводить перераспределение вновь созданных ресурсов через «двухколейную» систему цен, что дает максимум выгоды и минимум издержек при проведении реформ; 3. Продвигать экономические реформы на уровне предприятий, отраслей и регионов, что позволяет своевременно оценить все плюсы и минусы данного эксперимента и внести в него необходимые коррективы. Главным в китайском опыте перехода к рынку является не только использование стратегии сравнительных преимуществ, но и усиление роли государства в регулировании рынка.
Самое важное в китайском опыте — комплексный подход к реформе экономической системы, обеспечивающий постепенный переход от командно-административной системы к рыночной экономике под государственным контролем. Только в этих условиях можно обеспечить полноценное развитие сельского хозяйства, промышленности и предпринимательства, чтобы выйти на начальный рубеж реформ и провести наименее болезненный переход к рыночной экономике. [13]
Экономическая реформа 1965 года предполагала расширение экономических прав предприятий, развитие прямых связей между производителями и потребителями на принципах взаимной материальной ответственности и заинтересованности. Предполагалось внедрять в практику отношения, основанные на хозяйственных договорах между предприятиями, для повышения роли экономического стимулирования была сделана попытка усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельных производств. Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. Все это называлось хозяйственным расчетом. Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должны работать на принципах окупаемости, рентабельности, материальной заинтересованности и материальной ответственности за достигнутые результаты, в условиях денежного контроля со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Реформа началась очень активно. В первые два года были достигнуты неплохие результаты: сблизились темпы роста производительности труда и средней заработной платы работников, занятых в промышленности. Но уже в 1968 году темпы роста заработной платы в промышленности обогнали темпы роста производительности труда, а это означало, что, проводя лишь отдельные незначительные реформы, трудно обеспечить долговременный экономический рост. Были введены лимиты на создание фондов экономического стимулирования, сверх которых даже высокорентабельные предприятия не могли увеличивать эти фонды. Всю дополнительную прибыль в виде «свободного остатка» приходилось перечислять в государственный бюджет. Таким образом, хорошо работающие предприятия не поощрялись, а фактически наказывались за высокие результаты. Но на следующий плановый период задания для них устанавливались с учетом этих высоких достижений.
Экономическая реформа 1965 года ознаменовала собой масштабную попытку усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования, но эта попытка оказалась половинчатой и не дала заметных устойчивых результатов. Партийное руководство страны, сделав несколько шагов к рынку, не решилось на дальнейшую трансформацию хозяйственной системы, так как это неизбежно привело бы и к необходимости политической либерализации. В 1979 году была предпринята еще одна попытка реформировать экономику. Для этого был установлен показатель нормативно-чистой продукции, по которому предприятия должны были учитывать только вновь созданную стоимость без затрат на сырье, материалы и т.д. Попытки одновременного усиления хозрасчета и адресного директивного планирования, активизации экономических стимулов при ограничении прав предприятий не могли обеспечить экономике серьезных позитивных результатов.
К началу 1980-х годов состояние экономики СССР продолжало ухудшаться. Среднегодовой объем произведенной продукции в стране (в натуральном выражении) за 1979-82 годы оказался на 40% ниже по сравнению с 1978 годом. Советская экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было просто невыгодно для предприятия, поскольку рост выработки повлек бы за собой повышение плановых заданий на будущий период и снижение фонда заработной платы. [9]
С середины 80-х
годов произошел переход
В истории перестройки можно условно выделить три этапа: 1) март 1985 - январь 1987 - период экономических реформ, разрабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономического развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования; 2) 1987-88 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь; 3) 1989-91 гг. Период размежеваний и расколов в лагере перестройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок.
В 1985-86 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления, однако ускорить социально-экономическое развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 расширяются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуправление. Руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы. Свобода производственной деятельности рассматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавливались сверху). Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся финансовый кризис привели руководство к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика виделся в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.
Информация о работе Последствие экономических трансформаций в России и Китае