Последствие экономических трансформаций в России и Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение последствий экономических трансформаций в России и Китае.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
 дать характеристику экономическим трансформациям, выделив виды;
 определить методы трансформации;
 изучить процесс экономических реформ в Китае;
 рассмотреть экономические трансформации в России;
 произвести поэтапное сравнение экономических преобразований в России и Китае;
 выделить последствия рыночных реформ Китая и России и выдвинуть предположения о дальнейшем развитии.

Файлы: 1 файл

курсовая работа(ред до 30).doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

Законодательные основы перестройки экономических  отношений были в основном заложены в 1989-90 гг. Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной, исполнительной власти государства. Образовалась двойственная структура условий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функционировать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные механизмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: сохранялся госзаказ, лимитирование продукции. Кооперативы лишались возможности свободно закупать средства производства. Государственные предприятия были поставлены в крайне тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 году спад производства составил 11%, дефицит бюджета 20-30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд. долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым.

В чем заключаются  причины провала политики перестройки? Во-первых, не было выработано четкой стратегии, концепции реформирования. Реформы проводились крайне непоследовательно: не завершив преобразований в экономической сфере, перешли к реформе политической системы. Государственный аппарат оказался не в состоянии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила их функционирования. Во-вторых, ошибочно сконцентрированы гигантские ресурсы на подъеме машиностроения. На рынок была выброшена огромная денежная масса, не имеющая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому способствовала и масштабная денежная эмиссия. Были израсходованы практически весь золотой запас и валютные резервы страны. В результате «шоковая терапия» (радикальные экономические реформы начала 90-х годов) оказалась единственным возможным выходом из создавшегося положения.

Без перехода к рыночной экономике не обойтись. В июне 1990 года было принято постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация, децентрализация, и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли оборудованием и сырьем, электроэнергией, развитие частного предпринимательства и т.д. [1]

Россия сделала  ставку на монетаристские методы перехода к рынку. Они связаны с решительным  отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. В правительственной программе реформ приоритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле - не более 10%; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, - не менее 70%; доля частных инвестиций в фонде накопления - не менее 70%. В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватизация государственных предприятий, жилья.

Политика приватизации занимала центральное место в  процессе изменения отношений собственности. Программа первого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эффективности производства. Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Имел место отпуск цен. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленности, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию массового недовольства курсом реформ исполнительной власти.

За счет увеличения государственного вмешательства в  экономику были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы роста падения производства. Финансовая стабилизация, оказалась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид, «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повышение курса доллара США). Экономическая политика правительства в этот период ориентировалась в основном на экспортные отрасли производства.

В марте 1997 г. было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. В качестве приоритетных направлений выделялись программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, борьба с коррупцией. Деятельность нового правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Привлечение новых финансовых займов, жесткая социальная политика позволили достигнуть незначительного прироста валового внутреннего продукта в России в первом полугодии 1997 года.

Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Данный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, привел сначала к новому росту цен, а затем, к самому глубокому финансовому обвалу в истории новейшей России. Правительство прекратило выплату процентов по долгам международным заемщикам, объявило о девальвации рубля по отношению к доллару и о погашении государственных казначейских обязательств. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен (на 20% подорожали отечественные товары и на 80% импортные). Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны.

Первые шаги правительства, связанные с нормализацией  финансового рынка, стабилизацией курса валют вызвали одобрение в обществе. Спад в развитии отечественной промышленности сменился устойчивым увеличением производственных показателей.

В числе приоритетных направлений деятельности правительства  можно обозначить следующие: разрешение чеченской проблемы; государственно-конституционное преобразование страны, связанное с укреплением роли федерального центра, созданием вертикали власти.

В соответствии с данной концепцией реформирования политической системы 13 мая 2000 года был издан президентский указ, предусматривающий создание в стране семи федеральных округов, объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик, - и назначение в каждом из них полномочного представителя президента. В качестве составного элемента исполнительной власти России создавался Государственный Совет РФ, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации.

Что же касается развития экономики и социальной политики, то здесь четко обозначены основные цели. Это создание эффективной рыночной экономики, которая и по своей структуре, и по принципам организации должна мало отличаться от экономик развитых рыночных стран мира, а также обеспечение на этой основе достойного уровня жизни всех граждан.

Экономическая программа нынешнего правительства направлена на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышение ее конкурентоспособности посредством проведения либеральных реформ; структурную перестройку народного хозяйства; сокращение государственных расходов. В настоящее время правительством России разработан пакет законов, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, включающий радикальное снижение налогового бремени вплоть до полного освобождения предпринимателей от уплаты ряда налогов, значительное упрощение процедуры регистрации предприятий. [4]

 

2.3 Несхожесть китайских и российских трансформаций

 

Сравнение российских и  китайских реформ стало важным аспектом оценки изменившегося соотношения  экономических и политико-экономических  факторов между двумя странами. Спад в России и подъем в Китае явились, пожалуй, наиболее важными событиями в политической экономии международных отношений за последние годы. Этот диссонанс представляет собой один из наиболее важных вопросов в оценке изменившегося соотношения факторов между Россией и Китаем. [15]

Существует несколько  объяснений различной эффективности  реформ в России и Китае. Ключевыми  факторами служат темпы и последовательность преобразований. В отличие от «шоковой терапии» по российскому образцу, в Китае переход к рыночной экономике осуществлялся поэтапно. Такой подход способствовал нивелированию шоковых черт трансформаций, оставляя возможность для корректировки ошибок, достижения целей макроэкономической стабилизации и построения институтов. В то время как старый механизм централизованного управления постепенно заменялся рыночным, поддерживались интенсивные темпы экономического роста. Общей чертой советской и китайской экономик было нерациональное использование ресурсов при плановой системе.

Внезапная корректировка  ценового сигнала ведет к сокращению производства в секторах, где имеется избыточное размещение ресурсов, но не влечет роста производства в местах их дефицита, поскольку перераспределение требует времени. Подход Китая способствует рыночно ориентированному росту, прежде всего, в «дефицитных секторах» в целях постепенного выравнивания распределения без падения объемов производства. Некоторые экономисты обращают внимание на несхожесть начальных условий Китая и России. Межстрановый сравнительный анализ демонстрирует, что чем больше экономических диспропорций имело место, чем выше начальный показатель ВВП на душу населения, тем более высокими были показатели падения объема производства в переходных экономиках.

По мнению отдельных  экспертов, причиной, воспрепятствовавшей Советскому Союзу в проведении экспериментов в экономической сфере, послужил высокий уровень ее специализации, в то время как в Китае основой развития были самостоятельные региональные образования, в рамках которых решались комплексные задачи. Россия выбрала «шоковую терапию» не в результате неудачной попытки преобразований в 80-х годах, а, напротив, из-за политического решения руководителей страны прервать эволюционные реформы на раннем этапе. Исходя из опыта, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, преобразования, проводимые в Китае, в основном способствовали улучшению положения всего или, по крайней мере, большей части населения, поэтому в целом они могут быть названы процессом достижения оптимума Парето. Российские реформы на первом их этапе улучшили ситуацию только для некоторых социальных групп с определенными интересами, однако при этом усугубили положение большинства граждан. Во-вторых, по большей части реформы в Китае были изначально предопределены, нередко в ходе многочисленных политических дебатов и практических экспериментов отбрасывались такие политические варианты, которые соответствовали интересам только небольших групп заинтересованных лиц, и отбирались, напротив те, что способствовали улучшению положения большинства населения. В России же методы «шоковой терапии» вводились и определялись только высшим руководством и небольшой группой элиты. В-третьих, результаты реформ в России и Китае указывают на тесную взаимосвязь экономических показателей и распределения собственности, в том смысле, что реформы, соответствующие интересам всех групп населения, как правило, приводят к более высоким экономическим результатам. Таким образом, приоритетность интересов общества в политике реформ, оказывается ключевой не только по политическим, но и по экономическим причинам. [7]

Главная причина, обусловившая ускоренное развитие Китая, – характер экономической политики. В 1979–99 гг. в стране проводились постепенные и последовательные реформы. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее экономике КНР рекордные темпы роста. Российские реформы в сравнении с китайскими оказались непоследовательными и непостепенными. Степень государственного вмешательства в экономику несопоставимо выше, чем в Китае. Либеральных реформ как таковых в России не было. В конце 80-х-первой половине 90-х в России в отличие от Китая неоднократно происходило не сокращение, а увеличение государственной нагрузки на экономику, прежде всего по линии расширения государственных расходов, усиления внешнеторгового протекционизма, детализации бюрократического регулирования.

Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные  результаты, но и способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей.

Различия в результатах, достигнутых  в Китае и России после осуществления программ преобразований, объясняются скорее разницей в экономической стратегии. В Китае проблема реформ представлена в основном классической проблемой развития, связанной с обеспечением перемещения низкопроизводительной избыточной сельскохозяйственной рабочей силы в промышленность и сферу услуг. В России же проблемы реализации реформы сопряжены с более тяжелой и конфликтной задачей создания побудительных мотивов для перехода рабочей силы из неконкурентоспособных предприятий, живущих за счет значительных дотаций, на новые, эффективно работающие. [12]

 

3. Последствия рыночных реформ Китая и России

 

Согласно мнению многих экспертов, Китай давно оставил социализм, а его сегодняшний экономический и социальный рост – это доказательство того, что капитализм намного лучше срабатывает на практике. За последние 25 лет в Китае произошли огромные изменения. В июне 2004 года Европейская Комиссия опубликовала доклад на тему, можно ли назвать Китай рыночной экономикой. Ответ – нет. Китай соответствует лишь одному из пяти ее критериев, причем имеющему наименьшее значение. В Китае наблюдается «систематическое вмешательство в закон спроса и предложения и в рычаги рыночного механизма, что ведет к глубокому нарушению действия китайского рынка. Несмотря на недавний прогресс, влияние государства в китайской экономике по-прежнему остается очень большим. Китай открыл свою экономику для иностранных инвестиций и ввел достаточно большое количество элементов рыночной экономики. Государство занимается в основном определением макроэкономического курса, отдельные фирмы получили больше автономии. Однако ключевые секторы экономики, природные ресурсы и секторы современной технологии остаются в государственных руках. То же самое относится к сoциальнoй сфepe. Если государство и отступило на задний план, то в первую очередь за счет децентрализации государственного сектора, а не за счет частного сектора. Создан весьма обширный сектор смешанной экономики, в котором государство зачастую сохраняет пакет акций с правом вето.

Китайский народ, длительное время проживая в условиях отсутствия достатка, выработал в себе ряд отличительных особенностей национального характера. С одной стороны, они имеют высокое трудолюбие и дисциплинированность. С другой, отличаются высокой предприимчивостью и конкурентоспособностью. Не менее важная черта - склонность к перенятию позитивного опыта, умение конкурировать.

Информация о работе Последствие экономических трансформаций в России и Китае