Последствие экономических трансформаций в России и Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение последствий экономических трансформаций в России и Китае.
Для достижения этой цели предлагается решить следующие задачи:
 дать характеристику экономическим трансформациям, выделив виды;
 определить методы трансформации;
 изучить процесс экономических реформ в Китае;
 рассмотреть экономические трансформации в России;
 произвести поэтапное сравнение экономических преобразований в России и Китае;
 выделить последствия рыночных реформ Китая и России и выдвинуть предположения о дальнейшем развитии.

Файлы: 1 файл

курсовая работа(ред до 30).doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

По сравнению с СССР в Китае  имелся значительно меньший период строительства социализма на советский  манер - с 1949 г., кроме того, в отношение "буржуазной экономики" Китай не проводил настолько антагонистической политики, как у нас. Значительную роль в развитии китайской экономики сыграли бурно развивавшиеся до этого "капиталистические" части так называемого "большого" Китая - Тайвань и Гонконг, а также многочисленная китайская диаспора, разбросанная по всему миру. После начала реформ они стали активно инвестировать в него финансы, технологии и опыт, играя большое значение в развитии и международной торговле Китая.

Привлечению инвестиций способствует не только общая дешевизна Китая (рабочей силы, недвижимости, транспорта и прочих факторов производства), но инвестиционные и налоговые льготы со стороны местных властей. Внутренний рынок Китая имеет огромные перспективы за счет роста внутреннего спроса по мере развития страны и роста доходов населения.

 Ряд параметров российской экономики – высокие налоги (в т.ч. НДС), неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, коррупция, излишняя бюрократичность делает наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. В результате у нас недостаточно как внутренних, так и долгосрочных иностранных инвестиций.

Экономика Китая представляет собой  смешанную систему - многоукладный конгломерат крупных госпредприятий и в основном средних и небольших предприятий частного сектора. В отличие от РФ Китай не стал поспешно разрушать свой госсектор - рыночные предприятия создавались заново. За счет постепенного выхода государственных предприятий на рынок и их рационального реформирования, применения методов самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, деятельность многих из них удалось сделать более эффективной.

Переход к свободным рыночным ценам в Китае, в отличие от РФ проводился постепенно. С 2005 г. взят курс на упрочение позиций частного сектора. Не смотря на это, госсектор в Китае имеет по-прежнему значительный вес. В госсектор входят – наиболее крупные предприятия, в т.ч. предприятия энергетики, транспорта, добычи и переработки сырья, основных видов материалов и оборудования, автомобильной, оборонной промышленности. Однако экономику Китая не следует считать социалистической. Основная доля инноваций принадлежит частному сектору. Если в 2000 г. частный сектор производил около 55% ВВП, то к 2005 г. эта доля выросла до 65%. За 2002 – 2007 гг. прибыль госпредприятий и объем выплаченных налогов возрастали в среднем в год на 18,7%, 36% и 20,4% соответственно. Объем налоговых выплат госсектора в 2007 году составил 1,77 трлн. юаней - 34,5% от общего объема финансовых доходов. Прибыль госсектора в 2006 г. составила около 754,7 млрд. юаней (98.78 млрд.долл.). В 2008 г. 19 госпредприятий центрального подчинения Китая попали в список 500 крупнейших компаний мира журнала "Fortune". Реформа госсектора включает дальнейшее акционирование крупных государственных компаний, совершенствование механизма корпоративного управления, выведение с них непрофильных активов социальной сферы, закрытие убыточных, отсталых, экологически вредных производств. За 2002-2007 число госпредприятий сократилось с 158,7 тыс. до 114,1 тыс.

Сильное китайское государство  оказалось способным использовать позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив ее на активную модернизацию и развитие предпринимательства. В России низкая эффективность и слабость государства является одной из важнейших проблем развития. Но не смотря на это, Россия также обладает значительными возможностями для развития внутреннего рынка, развития инфраструктуры, дорожной сети, энергетики, жилищного строительства. Важнейшая задача Правительства РФ обеспечить путем активной инвестиционной политики рост внутреннего спроса взамен сокращения внешнего. Экономика КНР выросла в 2009 г. на 6,9%. Что касается экономики РФ, то в 2009 году рост экономики крайне незначительный.

Экономика СССР, несмотря на возможно невысокую эффективность занимала по многим показателям ведущие места (в т.ч. 1-2 места) в мире. В начале реформ в РФ политическое реформирование преобладало перед экономическим. Был взят курс на полномасштабную приватизацию госсектора, а компенсация колоссального спада производства была получена за счет импорта. В результате "реформ" страна превратилась в сырьевой придаток Запада. В результате отказа от диверсификации наша экономика оказалась наиболее пострадавшей от мирового кризиса, тогда как Китай, построивший инновационно-производственную экономику, продолжает развиваться, имея все возможности для того, чтобы стать мировым лидером. [3]

Китайская стратегия "сфокусированного" развития имеет двойные корни. Во-первых, это естественное геоэкономическое положение регионов страны. Во-вторых, КНР прибегла к стратегии "точечного" привлечения иностранного капитала.

В 2000-е гг. территориальная стратегия  Китая меняется с концепции "сфокусированного" развития на концепцию "создания равных условий конкуренции" во всех регионах КНР. Происходит корректировка экономической стратегии Китая: сохраняя "внешние факторы" развития в качестве важнейших источников поддержания экономического роста, КНР акцентирует роль фактора расширения внутреннего спроса. [14]

В последнее время тема сотрудничества России с Китаем становится все более  актуальной, и этому есть серьезные  причины. Сейчас товарооборот между странами составляет около 15 млрд. долл. На данный период большую часть экспортируемых из России в Китай товаров составляют лес, рыба, металлы и продукция военно-технического комплекса, зато Китай в последние годы все больше продает нашей стране продукцию своего машиностроения.

В обеих странах переход осуществлялся  от плановой экономики к рыночной. Китай начал реформы раньше нас, в конце 1978 г., тогда как в России о преобразованиях задумались в конце 80-х гг., а реальные действия начали предприниматься лишь в 1991–92 гг. Первое принципиальное отличие российских реформ от китайских – это темпы. В Китае все делалось медленно, постепенно, поэтапно, отдельные мероприятия прорабатывались, обсуждались на специальных заседаниях, и лишь потом принималось решение. Если говорить о российских реформах, все проводилось одномоментно. При этом реформаторы не задумывались ни о социальных, ни об экономических последствиях.

Если сравнить начальные условия  России и Китая экономика стран выглядела следующим образом. В 1978 г. в Китае подушевой показатель был крайне низок, причем в деревне средний доход на одного человека был менее 60 долл. В СССР подушевой доход был в десятки раз выше. Структура экономики в годы реформ в Китае изменилась значительно, что особенно хорошо видно на примере внешнеторгового оборота Китая. [2]

За первые два месяца текущего года по сравнению с предыдущим годом прибыль ведущих китайских промышленных предприятий более чем удвоилась. Такой значительный рост связывают с экономическим восстановлением, возрастанием спроса и низкой сравнительной базой прошлого года, когда прибыль сократилась на 37.3%. Совокупная прибыль ведущих промышленных предприятий с ежегодным доходом свыше 5 миллионов юаней составила 486.74 млрд. юаней с января по февраль, что на 119.7 % выше в годовом исчислении.

В России экономическая ситуация на данный момент представлена следующим образом. Сальдо торгового баланса в I квартале 2010 г., достигло значений, характерных для докризисного периода. При этом экспорт составил 83% от экспорта 2008 г., а импорт – 75% от уровня 2008 г. Таким образом, восстановление импорта в годовом измерении отстает от темпов роста экспорта. За I квартал 2010 г. реальное укрепление рубля к доллару составило 3,8%, к евро – 12%. Индекс потребительских цен в целом с начала года составил 3,5%; в годовом выражении инфляция снизилась до 6,1%. Быстрый рост денежного предложения на фоне значительного бюджетного дефицита и возможного возобновления притока капитала, скорее всего, приведут к ускорению инфляции во второй половине года. Динамика в реальном секторе не позволяет говорить об устойчивой тенденции восстановления экономики. На внутреннем рынке наиболее существенное влияние на экономическую ситуацию продолжает оказывать снижение инвестиционной активности.

Заключение

 

Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, связанные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от методов экономических преобразований, применяемых в России.

Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при значительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические преобразования в Китае реализуются эволюционным путем, т.е. без «шоковой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. В-третьих, все внедряемые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распространение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в экономической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к социалистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направлены на развитие производительных сил, повышение эффективности производства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных товаропроизводителей и т.д.




Информация о работе Последствие экономических трансформаций в России и Китае