Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:44, реферат
Присоединение России к ВТО – это вопрос стратегического развития страны в целом. Значительная часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что большая их часть всё ещё не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций. Серьёзные проблемы могут возникнуть в регионах на предприятиях местной промышленности, которая традиционно недофинансировалась и в советский период. С учётом этой ситуации хотелось бы проанализировать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях и высказать ряд соображений относительно тактики и стратегии присоединения.
Федеральное агентство по образованию
Байкальский Государственный Университет Экономики и Права
Кафедра экономической теории
Реферат
Тема:
"Последствия вступления
России в ВТО в сфере
Иркутск 2007
Введение
Присоединение России к ВТО
– это вопрос стратегического
развития страны в целом. Значительная
часть проблем защиты экономических
интересов отраслей и предприятий
России в рамках инструментов и механизмов,
предусмотренных правилами ВТО,
связана с тем, что большая
их часть всё ещё не готова работать
в конкурентной среде, опираясь в
своей деятельности на традиционно
сложившуюся систему
Предстоящее вступление России
в ВТО вызвало волну полемики
в научных и деловых кругах.
Официальная позиция
Перечисленные преимущества не содержат какой-либо информации для количественной оценки ожидаемых выгод. В частности, неясно, в чём будет заключаться улучшение условий доступа российских товаров на зарубежные рынки и каких именно товаров. Вряд ли российское топливо, сырьё и металлы будут покупать по более высоким ценам или в большем количестве. Что касается обрабатывающей промышленности, то задача продвижения её продукции на внешний рынок сложнее более скромной задачи увеличения доли продаж на внутреннем рынке, т.е. успешной конкуренции с импортом. Более того, именно наличие обширного и активного внутреннего рынка считается необходимым условием для того, чтобы фирма успешно вышла на внешний рынок. В этом случае производитель может достичь необходимых объёмов производства для снижения своих издержек до уровня издержек у конкурентов. Но и тогда экспортные рынки будут находиться не в развитых европейских странах, а в странах, сопоставимых с Россией по технологическому развитию и уровню доходов.
Безусловно, важными следует
считать преимущества, связанные
с возможностью юридического разрешения
торговых конфликтов, но они носят
вероятностный и потенциальный
характер. Приведение законодательной
системы в соответствие с нормами
ВТО – это фактор, который обязательно
будет учтён инвестором при принятии
решения о направлении вложений
в российскую экономику. Но наши наблюдения
за последние 10 лет позволяют предположить,
что объём иностранных
Тезис о создании условий
для повышения
В случае успешного исхода
переговоров правительство
1. ВТО и Россия:
«правила игры» и условия
Изменения, которые происходят
в мире в последние десятилетия,
характеризуются высоким
Все эти изменения необходимо учитывать для того, чтобы отстаивать национальные интересы страны, используя как внешние, так и внутренние факторы развития. В этих условиях место и роль страны в международном разделении труда, ее экономический и политический вес становятся важными составляющими е дальнейшего развития и успешного взаимодействия с другими странами.
2. Всемирная торговая
организация: функции,
Функции и сферы деятельности:
ВТО – организация, деятельность
которой направлена на регулирование
внешнеторговых аспектов мирового хозяйства.
ВТО обеспечивает организационно-правовую
основу системы международной торговли
и контроля за ее реализацией. Она
представляет собой крупнейший международный
форум, на котором мировым сообществом
вырабатываются новые правила игры,
находятся решения сложных
Обострение противоречий и их причины:
В последние годы в ВТО
резко обострились
3. Интересы участников переговоров и их противоречия
Вопрос – вступать или не вступать России в ВТО – по существу уже не стоит. Заинтересованность в его положительном решении – двусторонняя, за исключением возможно США, заявления которых о поддержке скорейшего нашего присоединения расходятся с их фактической позицией – выдвижением неприемлемых для нас условий.
Интересы Запада:
Россия глубоко вплетена в систему мирохозяйственных связей. Одна треть ВВП и 40% бюджета страны образуется во внешнеэкономической сфере. И хотя объемы ее экспорта, импорта товаров и слуг, накопленных объемов прямых иностранных инвестиций невелики, влияние страны на мирохозяйственные связи не ограничивается ее удельным весов в мировой торговле. В силу своего исторического опыта и евроазиатского положения наша страна принимает активное участие (которое в последнее время возрастает) в решении сложных международных проблем.
Россия занимает 1/7 часть
земного шара, обладает до 30% от мировых
запасов природных ресурсов, является
одним из крупнейших поставщиков
энергоресурсов. Ее влияние в этой
области, по-видимому, будет возрастать,
поскольку спрос на них на мировом
рынке увеличивается в
Страна привлекательна для Запада не только своими ресурсами, но и огромными потенциальными рынками товаров, услуг и инвестиций. На западе рынки перенасыщены, в России по многим позициям – не насыщены, а некоторые только формируются (фондовый рынок, страховой), хотя и развиваются высокими темпами. Не развит рынок труда.
В России еще не до конца разрушена индивидуальная база и относительно низкая стоимость рабочей силы при сохраняющемся высоком ее качестве.
Кроме того, Запад надеется, что после вступления России в ВТо наша страна станет более предсказуемой, а ее экономика – более прозрачной, что облегчит процессы взаимодействия, а условия для бизнеса сделает менее рискованными.
Интересы России:
Став членом ВТО, Россия сможет
улучшить свои возможности доступа
товаров и капитала на мировые
рынки, в том числе и добиваться
устранения дискриминационных мер
по отношению к нашим товарам,
прямой ущерб от которых оценивается
в 2,5-4 млрд. дол. Страна также получит
доступ к квазисудебной системе
разрешения споров, а также возможность
иметь в ней своего полномочного
представителя. В качестве полноправного
члена Россия сможет принимать участие
в выработке новых и
Возможность воспользоваться
достаточно отлаженной системой норм
и правил развития страны в условиях
рыночных отношений (собственная практика
в этой области, у России, по существу,
отсутствовала) уже способствовала
становлению законодательной
Матрица краткосрочных эффектов
от вступления в ВТО для различных
субъектов экономической
Вид товаров |
Пользуются ли субсидиями |
Производители |
Потребители | |
Промежуточных продуктов |
Конечных продуктов | |||
Экспортируемые |
Да |
+, – |
–, – |
–, – |
Нет |
+, 0 |
–, 0 |
–, 0 | |
Импортоконкурирующие |
Да |
–, – |
+, – |
+, – |
Нет |
–, 0 |
+, 0 |
+, 0 | |
Не конкурирующие с импортом |
Да |
0, – |
0, – |
0,– |
Нет |
0 |
0 |
0 |
В таблице систематизируются
некоторые из возможных краткосрочных
последствий для субъектов
Для случая экспортируемых товаров: «+, –» означает, что если производитель экспортируемого товара ранее пользовался экспортными субсидиями, не допускаемыми в рамках ВТО, то после ослабления внешнеторговых ограничений он выигрывает в результате расширения доступа на внешний рынок, но проигрывает из-за отмены субсидий; «–, –» означает, что если потребители экспортируемой продукции (промежуточной и конечной) ранее получали государственную поддержку, то они проигрывают дважды: во-первых, закупая товары по возросшим в результате расширения экспорта ценам внутреннего рынка и, во-вторых, теряя производственные субсидии и социальные трансферты; «+, 0», «–, 0» означает, что если производители и потребители экспортируемой продукции ранее не пользовались государственной поддержкой, то они безразличны к её отмене и эффект становится однозначным.
Для случая импортоконкурирующих товаров: снижение торговых барьеров приводит к снижению цен на импортируемые продукты и ужесточению конкуренции на внутреннем рынке, поэтому проигрывают производители, а выигрывают потребители импортоконкурирующей продукции. Но если они теряют субсидии, то оценка эффекта усложняется.