Последствия вступления России в ВТО в сфере предпринимательства на уровне региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:44, реферат

Описание работы

Присоединение России к ВТО – это вопрос стратегического развития страны в целом. Значительная часть проблем защиты экономических интересов отраслей и предприятий России в рамках инструментов и механизмов, предусмотренных правилами ВТО, связана с тем, что большая их часть всё ещё не готова работать в конкурентной среде, опираясь в своей деятельности на традиционно сложившуюся систему государственной поддержки и дотаций. Серьёзные проблемы могут возникнуть в регионах на предприятиях местной промышленности, которая традиционно недофинансировалась и в советский период. С учётом этой ситуации хотелось бы проанализировать возможные последствия присоединения России к ВТО на предлагаемых нам условиях и высказать ряд соображений относительно тактики и стратегии присоединения.

Файлы: 1 файл

реферат по вто.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

Несоответствие регионального  и федерального уровней законодательства после вступления в ВТО может  стать причиной претензий и протестов  со стороны других членов этой организации, а также вызвать трения в отношениях между федеральными и региональными  органами власти.

Для подготовки к вступлению на региональном уровне полезно было бы иметь конкретную, пусть пока предварительную информацию об условиях присоединения, а именно проекты  обязательств:

  • По доступу на рынки товаров и по сельскому хозяйству
  • По доступу на рынок услуг, включая Перечень специфических обязательств и Список изъятий из режима наибольшего благоприятствования, если он существует

Знакомы ли в регионах с  проектами этих обязательств? Информация, которая появляется в печати, в  частности, по тарифам, дается в виде средних показателей и не может  быть использована для оценки последствий.

Для предпринимательского сектора  главный вопрос – конкурентоспособность. Предполагается, что присоединение  к ВТо будет способствовать привлечению  иностранного капитала, новейших технологий организации и управления производством, т.е. приведет к росту производительности труда, структурным сдвигам в  экономике и, в конечном счете, к  росту благосостояния населения. Однако многое будет зависеть, особенно в  первоначальный период, от государственных  мер защиты внутреннего рынка, наличия  у властных структур представления  о том, что надо защищать, а что  можно предоставить действию стихийного механизма, конкуренции.

Особое внимание предпринимательскому сектору следует обратить на современные  управленческие системы; изучение рынков (международного внутреннего); обновление национальных стандартов регулирования  правоотношений продавца и покупателя; внедрение международных стандартов финансовой отчетности и открытости; знание и внедрение международных  правил стандартизации и сертификации продукции трудовых, экологических  и др. стандартов

За рубежом широко распространено внедрение международных систем предварительной квалификации и  предприятий – производителей, которые  создаются группами крупных компаний – заказчиков для защиты от недобросовестных поставщиков. Эти системы широко распространены во многих секторах мирового рынка, в частности, нефтегазовом комплексе, в машиностроении, в строительстве, на транспорте и т.д. Российские производители пока не готовы участвовать в международных систем ах квалификации, чем существенно ослабляют свои позиции на международном рынке.

Еще одно слабое место –  недостаточное развитие предпринимательских  союзов. За рубежом в случаях недобросовестной конкуренции (использования демпинговых  цен, скупки долгов предприятий для  их по следующего банкротства или  ликвидации) антидемпинговые расследования  инициируют союзы производителей.

Что мы не сможем сделать  после присоединения к ВТО:

  • Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно только после консультаций, или в случае дефицит платежного баланса, или в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.
  • Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
  • Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер.
  • Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары)
  • Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.
  • Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор)
  • Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор)
  • Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС)
  • Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования
  • Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары)
  • Ограничивать секущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС)
  • Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков из одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками их других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе).
  • Ухудшать условия доступа на рынок, и деятельности на рынке по сравнению с параметрами, установленными соглашениям.
  • Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, выходя за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.
  • Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.

6. Анализ последствий  вступления для Республики Бурятия

Правительство РБ провело  оценку последствий для Бурятии  вступления страны в ВТО. По оценке Министерства экономического развития, самые большие проблемы возникнут  у машиностроителей. Пострадает также  электро- и приборостроение, радиоэлектронная промышленность и судостроение.

В ВТО постоянно вступают новые страны. На сегодня их уже  около ста пятидесяти. В конце  прошлого года в Минэкономразвития  РФ заявили, что Россия может закончить  переговоры о присоединении к  ВТО в первой половине 2007 г. Вместе со всей страной попадет туда и Бурятия. Целый ряд предприятий республики хрустнут под напором транснациональных корпораций.

«Сегодня предприятия  этой отрасли республики, в основном из-за низкой конкурентоспособности  своей продукции (высокие транспортные расходы и затраты, связанные  с экологией оз. Байкал) как на внутреннем, и тем более на внешних  рынках, находятся в кризисном  состоянии», – к такому выводу пришли в министерстве.

После открытия рынков и  лишения господдержки эти предприятия, не располагающие современными технологиями, основными фондами и необходимым  опытом конкурентной борьбы, могут  быть сметены экспансией иностранных  товаров и капиталов.

Как отмечается на ведомственном  сайте, Улан-Удэнское авиационное производственное объединение выживает сегодня, при  отсутствии госзаказов, в основном за счет производства и продажи авиатехники  на рынке развивающихся стран. Проблемой  этой отрасли является отсутствие заказов  на внутреннем рынке России. В ОАО «Улан-Удэнское производственное приборостроительное объединение» считают, что наиболее чувствительной к иностранной конкуренции является продукция авиастроения, которую производит предприятие, и вступление России в ВТО звучит как приговор. Произойдет значительное падение объемов производства, сокращение рабочих мест. Востребованными окажутся только приборы, необходимые для производства ракет и ремонта военной техники.

По прогнозам экономистов  Бурятии, пищевая и перерабатывающая промышленность республики при присоединении  России к ВТО также окажутся в  тяжелом положении. Сегодня расходы  на господдержку АПК республики по сравнению с развитыми странами малы. Региону, расположенному в зоне рискованного земледелия, будет крайне трудно конкурировать не только с  другими странами, но даже регионами  России.

Приход иностранных инвесторов в сферу услуг нарушит монопольное  положение, в котором сегодня  находится эта сфера и в  первую очередь банки, страховые  компании и пенсионные фонды, что  само по себе положительно для развития экономики республики.

7. Последствия  присоединения России к ВТО

По этому вопросу до сих пор нет единого мнения. Наиболее критичная позиция, как  уже отмечалось, у региональных властей. Вступление в ВТО дает новому члену  дополнительные возможности выхода на международные рынки, но и накладывает  существенные ограничения на способы  и механизм государственного регулирования  национальной экономики и внешнеэкономической  деятельности. К сожалению, все плюсы  как правило содержат минусы. Чего будет больше – зависит от конкретных условий. Россия – очень большая  и очень диверсифицированная  страна. Представляется боле правомерным  анализ последствий начинать с регионов и от этих результатов переходить к обобщению на страну в целом, а не наоборот.

В общем виде можно отметить следующие плюсы:

Вступление должно способствовать расширению товарооборота – росту  импорта и увеличению экспорта. Следует  помнить, однако, что главным условием продвижения наших товаров является их конкурентоспособность, а не членство в ВТо. Вероятное расширение потоков  импорта требует серьезного анализа  как на национальном, так и на региональном уровнях. Оно может  привести не только к снижению цен  в результате роста конкуренции  и насыщения рынка товарами и  услугами, но и к серьезным отрицательным  последствиям: крушению местного производства, снижению налоговых поступлений  в бюджет. Росту безработицы, обострению социальных проблем и др. В условиях огромной дифференциации структуры  производства и уровней экономического развития регионов эта проблема требует  особого внимания.

Возрастают возможности  производственной кооперации и использования  других форм международного взаимодействия, что должно способствовать росту  концентрации, повышению технического уровня производства, использованию  современных методов организации  и управления. Такого рода процессы, как правило. Приводят к росту  безработицы, если не будет соответствующего расширения производства. О чем, по-видимому, следует позаботиться заранее. Нелишне  вспомнить и опыт структурной  перестройки ведущих капиталистических  стран в 70-е годы прошлого столетия и масштабные кризисы, которые ее сопровождали.

Увеличение притока иностранного капитала на наши рынки, а к нам  придут, как правило, мощные международные  корпорации, должно способствовать процессу укрупнения и модернизации отечественных предприятий – тех из них, которые выдержат конкуренцию. Следует иметь в виду, что предприятия, ушедшие под иностранный капитал, могут быть закрыты, перестроены на выпуск другой продукции или выведены за рубеж, для того, чтобы избавиться от ненужных конкурентов. Пример – Польша. После вступления в ВТО в 1999 г. темпы экономического развития в той стране существенно сократились, тяжелая промышленность в основной своей части ушла под иностранный капитал, резко выросла безработица.

Росси получит доступ к  квазисудебной системе ВТО и  своего представителя в ее структурах, т.е. возможность отстаивать на равных с торговыми партнерами свои права  в случаях нарушения правил эффективной  и недискриминационной торговли. Это не означает автоматического  устранения действующих в настоящее  время санкций против нашей страны, но улучшает перспективы их пересмотра и создает возможность утрясать в будущем конфликтные ситуации, не доводя их до принятия санкций. В  случае нарушения наших прав. В  свою очередь, можно требовать устранения дискриминационных условий, вплоть до применения соответствующих санкций.

Упор надо делать на регионы. Люди живут и работают не в среднем  по стране, а в конкретных климатических, природных и социально – экономических  условиях, и реакция на изменения  условий хозяйствования будет разной, так же как и мероприятия, необходимые  для их корректировки. Особое внимание в регионах надо обратить на подготовку кадров, владеющих международной  тематикой; мониторинг мировых товарных рынков; оценку конкурентоспособности  экспортных и импортозамещающих  предприятий.

8. ВТО и Сибирь

Период адаптации экономики  к ВТО после подписания всех документов – пять лет. Это будет время переговоров и взаимных уступок, а затем давление на российскую экономику пойдет по нарастающей. «Период адаптации можно растягивать довольно долго, но это не снимает всей остроты проблем, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) Владимир Клисторин. – Сибирь по структуре ее производства не должна так сильно проиграть, как многие другие регионы России. За исключением, пожалуй, машиностроения, но оно и так находится в тяжелом положении. Эта отрасль в значительной степени была ориентирована на оборону, а ВТО не даст ей заказов по определению».

Таким образом, необходим  анализ влияния Всемирной торговой организации на экономику регионов и отраслей экономики, особенно на среднесрочную перспективу – 10–20 лет. Априори можно предположить, что регионы, имеющие импортозамещающую промышленность и не обладающие сырьевой базой, а как следствие и экспортными потоками, пострадают больше всего.

По нашим данным, во всей Сибири анализ влияния ВТО провели лишь несколько регионов, в частности Томская область и Республика Бурятия. Скрупулезного исследования по Сибирскому федеральному округу нет, хотя, согласно данным Российской академии наук, на половину его регионов вступление в ВТО окажет существенное воздействие. Например, для экспортно-ориентированной экономики Иркутской области должно быть максимально использовано временное повышение тарифов при вступлении в ВТО для повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Информация о работе Последствия вступления России в ВТО в сфере предпринимательства на уровне региона