Потребитель в экономике. Поведение потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Целью работы, исходя из актуальности темы, является изучение ординалистского подхода к пониманию сути и принципов общественного потребительского выбора. Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие задачи: раскрыть понятия "потребительское поведение", "потребительский выбор"; изучить основные законы поведения потребителей на рынке; провести анализ основных экономических теорий потребительского поведения и потребительского выбора; раскрыть основные положения теории потребительского выбора в рамках ординалистского подхода.

Содержание работы

Введение

1. Потребитель в экономике

1.1 Поведение потребителя в рыночной экономике

1.2 Влияние на потребительский выбор цен и дохода

1.2.1 Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории

1.3 Эволюция экономических теорий потребительского поведения

1.4 Потребитель и его права

1.5 Потребитель в рыночной экономики

1.5.1 Чистый капитализм

1.5.2 Свобода предпринимательства и выбора

1.5.3 Роль личного интереса

1.5.4 Конкуренция

1.5.5 Рыночная система

1.5.6 Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода

1.6 Потребительский набор и бюджетное ограничение

1.7 Правило максимизации полезности

1.8 Экономика

1.8.1 Микроэкономика

1.8.2 Современные проблемы микроэкономики

1.8.3 Макроэкономика

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

Обычно экономику относят к  наукам гуманитарным. Это неверно  и спорно. Сегодня экономики без  математики просто не существует. Что  касается макроэкономики, то она специально изучает количественные и пространственные соотношения с помощью формул, графиков, геометрических фигур. Математика дает возможность упорядочить поток информации. Западные экономисты в основном математически формализуют свои идеи, к примеру гипотезу Шумпетера, теорему Коуза, эффект Питу, управление Фшера, парадокс Леонтьева и т.п.

 

Есть еще одна сфера человеческого  знания, с которой у экономики  обнаружилось совпадение интересов  и методов анализа: это психология - социальная и личностная. Появившись на свет в виде поэтической сказки о странствиях человеческой души (в образе Психеи), присягнув поиску гармонии, психология превратилась в науку о человеческом сознании, эмоциях и интеллекте, о личности и социуме. Психологический подход впитался и ткань экономики.

 

Великое открытие XIX в. - рождение теории предельной полезности, или маржинализма, явилось, пожалуй, самым очевидным и плодотворным результатом взаимопроникновения этих наук. Современные экономисты не могут обойтись без таких понятий, как поведенческая реакция, рациональные ожидания, ажиотажный спрос, денежные иллюзии и т.д. Макроэкономический анализ становится основой государственной региональной политики, опирается на нее. Макроэкономические знания отнюдь не являются далекими от предпринимательства. Ведь такие формулы, как обратная зависимость между инфляцией и безработицей в масштабе общества или между банковским процентом и темпами роста валового продукта, между ростом инфляции понижением обменного курса отечественной валюты необходимо знать хотя бы для того, чтобы предвидеть изменения конъюнктуры и вероятные контрдействия управленческих региональных структур или правительств.

 

Подводя итог сказанному, отметим, что  экономика - это об общих законах  экономического развития хозяйства, рассматривающая  это хозяйство в развитии и  во взаимосвязях с внешней средой.

 

 

1.8.1 Микроэкономика

 

Микроэкономика - наука, изучающая  функционирование экономических агентов  в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

 

Микроэкономика (от англ. Microeconomics) представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина, которая начала формироваться еще на страницах физиократов, а к середине XX в. приняла свои современные формы. Сегодня это в прямом смысле зрелая наука с отточенным инструментарием, элегантными и четкими определениями и обширной областью применения.

 

Наиболее распространенное определение  микроэкономики, которое можно сегодня  встретить на страницах учебников  выглядит примерно следующим образом.

 

Микроэкономика изучает поведение  отдельных экономических единиц (домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

 

Заметим, что в сущности это определение  только хорошо подчеркивает отличие  микроэкономики от макроэкономики, но довольно неточно определяет предмет  микроэкономики. Ведь социология, психология или право также могут изучать поведение отдельных экономических единиц, но при этом они не станут микроэкономикой. Очевидно, что "поведение отдельных экономических агентов" или "отдельных рынков товаров или ресурсов" - это только Объект анализа. Чтобы определить микроэкономику точнее, необходимо добавить к приведенному выше уточнение того, что именно интересует микроэкономику в "отдельных экономических агентах", под каким углом зрения она на них смотрит.

 

А интересует ее вот что: каким образом  эти "отдельные экономические  агенты" принимают решения о распределении ограниченных ресурсов при условии, что они действуют абсолютно рационально, независимо от других людей и вне каких-либо правил поведения (институтов).

 

Последние оговорки практически невозможно встретить в учебниках по микроэкономиках, но это только потому, что авторы учебников (как и большинство экономистов) не отдают себе отчет в том, что всегда делают их неявно.

 

Именно эти "оговорки" делают микроэкономику тем сильнейшим и  универсальным методом анализа, который часто называется неоклассической экономической теорией или просто неоклассикой. Именно эта универсальность сделала возможным перенесения микроэкономических методов анализа от принятия решений в области экономики ко всем остальным типам решений (в области семьи, дружбы, образования, спорта и пр) - это получило название экономического империализма.

 

А если эти оговорки снять, то мы попадем  в другие или смежные отрасли  общественной науки: в экономическую  психологию или социологию, в институциональную  экономику.

 

 

1.8.2 Современные проблемы микроэкономики

 

В настоящее время (а точнее - уже  около 30 лет) микроэкономика, как неоклассическая  теория фирмы, потребителя и рынков, является в высокой степени разработанной  и буквально логически завершенной  системой. Те вопросы, которая неоклассическая микроэкономика себе сама поставила, довольно успешно разрешены с помощью тех методов, которые она сама себе выбрала.

 

Исключением являются некоторый класс  задач, для которого методов неоклассической  микроэкономики оказалось недостаточно. Одной из таких областей является теория несовершенных рынков. Несовершенная конкуренция в условиях небольшого количества продавцов или покупателей предполагает слишком большое количество неопределенности в системе, прежде всего, относительно действий конкурентов. Естественным путем преодоления этих трудностей было применение аппарата теории игр. За последние десятилетия уже написаны десятки новых монографий и учебников, рассматривающих эти разделы микроэкономики и особенно "дочернее предприятие" микроэкономики - теорию организации промышленности (industrial organization или industrial economics), которая и представляет собой углубленное изучение несовершенной конкуренции с акцентом на анализ источников рыночной власти и выводов для антимонопольного законодательства.

 

Другое бурно развивающееся  направление на границе микроэкономики, социологии и права институциональная  экономическая теория представляет собой множество теоретических  ручейков, каждый из которых имеет  свое происхождение, но все они постепенно сливаются в одну реку с общими принципами анализа. Это и объяснение природы фирмы, и попытка разобраться с проблемами асимметрии информации, попытка учесть влияние законодательства и культуры. Предмет и метод этой теории сформировались путем отказа от многих неоклассических предпосылок: экономисты стали интересоваться содержанием "черных ящиков" (потребитель, семья, фирма), перешли от абсолютной рациональности к ограниченной, перестали предполагать, что потребители и фирмы не зависят от общих правил поведения (законов и культуры).

 

В настоящее время еще нельзя сказать, каким будет результат  этих революционных изменений на границе микроэкономики и других дисциплин, продукт бурного творчества, которое продолжается уже несколько  десятилетий. Но можно предполагать, что основное теоретическое ядро микроэкономики, столь тщательно разработанное в первой половине

 

XX в. никак не изменится, точно  так же, как новейшие разработки  в области отдельных областей  математики никак не изменят  основных разделов арифметики  или алгебры.

 

 

1.8.3 Макроэкономика

 

Современная наука о социально  регулируемой рыночной экономике создавалась  на протяжении более полувека в два  этапа.

 

Сначала (в последней трети XIX в) сформировалась теория, объясняющая  поведение рыночного субъекта ("фирмы" и "домохозяйства") в рамках локального рынка. Этим была очерчена сфера частного бизнеса - базовый уровень и массовая социальная основа рыночной экономики.

 

Возникновение микроэкономики и изучающей  ее микроэкономической теории знаменовало  качественный скачок в развитии экономической науки, ибо именно микроэкономика свела поведение единичных производителей и потребителей к рациональной рыночной логике действия покупателя и продавца - к стремлению достижения максимальной чистой выгоды. Этим экономическая наука прервала апелляцию к абстрактным добродетелям абстрактного человека и пришла, наконец, к земному человеку с его прозаическим желанием извлечения выгоды.

 

В то же время возникновение микроэкономической теории, ставшей концепцией рыночного  объяснения экономики как совокупности локальных микрорынков, породило и глубокий кризис в экономической науке. Дело в том, что рыночная методология микроэкономической теории не согласовывалась с внерыночной методологией анализа общеэкономических процессов. Принцип системности требовал, чтобы и "экономика в целом" получила рыночную трактовку. Эту задачу решил выдающийся английский экономист Джон М. Кейнс, который в З0-е годы нашего века заложил основы макроэкономической теории, т.е. теории, объясняющей закономерности движения экономики как макрорынка.

 

Макроэкономическая теория - наиболее сложный и вместе с тем важный раздел экономической науки. Знание макроэкономических моделей и есть в широком смысле экономическая  культура, экономическое образование. Вот почему он выделен в особый в рамках учебного курса раздел.

 

В рамках экономической теории макроэкономика представляется совокупностью укрупненных ("агрегированных") экономических  показателей. Но чтобы такая "совокупность" превратилась в "систему", необходимо было обнаружить зависимости между этими показателями. Вот такое обнаружение зависимости между макроэкономическими показателями и составляет предмет макроэкономического анализа.

 

Конечно, следует признать, что  сегодня строгого разграничения  на макро - и микроэкономику уже не существует - мы наблюдаем их своеобразную "диффузию". Тем не менее можно перечислить проблемы, которые традиционно относятся к макроэкономическим:

 

проблема занятости;

 

величина производимого национального  дохода;

 

динамика делового цикла;

 

природа инфляции;

 

мировое хозяйство;

 

экономический рост.

 

Заключение

 

 

Поведение потребителя - это процесс  формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен.

 

Наш выбор товаров и услуг  для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

 

Предпочтения потребителя - это  признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими  по сравнению с другими.

 

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также  являются и оценки полезности каждого  выбираемого блага. Но выбор потребителя  определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

 

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей  предельной полезности. Это закон  уже был нами сформулирован в  самом общем виде, немного позднее  мы вернёмся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.

 

Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в  процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

 

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор  из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

 

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что  чем больше благ потребляем, тем  меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий ещё меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

 

Предельная полезность любого блага  представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы  потребляемого блага.

 

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между  увеличением количества потребляемого  блага и дополнительной полезностью  дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.

 

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением  количества потребляемого блага  предельная полезность блага уменьшается.

 

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая  такой потребительский набор, который  приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при  данном доходе потребителя.

 

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.

 

Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.

 

Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма.

 

Потребитель стремится максимизировать  совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор  благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности.

 

На выбор потребителя и его  субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности.

 

При выборе благ возможности потребителя  ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Информация о работе Потребитель в экономике. Поведение потребителя